Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов
Методические рекомендации и
упражнения
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Многие из таких детей, даже зная правила (например: правописание безударных гласных в корне слова, правописание оглушаемых согласных в конце слова), продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных. Поэтому учителю очень важно уделять особое внимание таким детям.
Использование на уроках специальных упражнений по коррекции дизорфографии позволит ребенку обрести чуткость к ударности/ безударности, сформирует умение выделять корень, приставку, суффикс, подбирать однокоренные слова, умение применять изученные правила на практике.
Наряду с упражнениями педагогу будет уместно принять к сведению несколько полезных советов:
Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, давайте ему индивидуальные задания на карточке.
Необходимо сделать так, чтобы при детях ученик не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; нельзя делать резких высказываний в его адрес.
Оставьте в стороне эмоциональные пометки в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
Избегайте отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.
Сравнивайте ученика с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Научите ребенка пользоваться орфографическим словарем. Пусть он станет настольной книгой ученика.
При проверке выполненной учеником работы не зачеркивайте неправильно написанную букву, а сделайте так, чтобы ребенок сам нашел свою ошибку: ученикам посильнее – сделайте пометку на полях, послабее – подчеркните слово с ошибкой, самым слабым – подчеркните саму ошибку.
Не забудьте о важной составляющей грамотного письма — чтении. Ни для кого не секрет, что книги расширяют словарный запас. Начитанный ребенок быстро находит проверочные слова, ему легче дается написание творческой работы. Читая, ребенок непроизвольно запоминает написание слова.
Что же можно сделать в школьных условиях,
чтобы стимулировать процесс чтения?
Постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.
Попробуйте перед началом «скучного» произведения писателя прочитать детям один из наиболее веселых, коротких и соответствующих возрасту ребенка рассказов или расскажите какой-нибудь неожиданный факт из биографии писателя.
Составьте на лето индивидуальный список чтения, соответствующий интересам ребенка, — тогда это будет выглядеть как совет старшего друга и знак внимания.
Организовывайте просмотр видеоматериалов по программным произведениям, объясняя разницу между прочтением произведения и просмотром фильма.
Советуйте родителям покупать аудиокассеты с произведениями писателей — исполнение артистов-профессионалов может привлечь внимание к книге.
Пусть каждый ребенок заведет читательский дневник (дата, произведение, кол-во страниц, кол-во слов в мин, оценка).
Т. Г. Рамзаева (академик РАО, профессор РГПУ им. А. И. Герцена): «Предупредить – это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение – это и способ развития орфографической зоркости». |
Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Давайте посмотрим, какие акты совершает ребенок при письме: он видит (или слышит), проговаривает, пишет:
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
На уроках используются следующие приемы:
- письмо с «дырками» – не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;
- «подглядывание» – очень «слабым» детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов, цель – не карать, а научить, и тут все средства хороши.
- Можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Очень часто можно слышать от уже взрослых (!) людей исковерканные слова (колидор, небель, дилектор, йоргут и т.п.). Всё это результат неразвитого фонематического слуха. И развивать его нужно как можно раньше, пока еще сенситивный период не прошел.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Очень часто учителя дают детям задание – напечатать доклад по той или иной теме. Дети печатают, но не пишут – рука не работает, не запоминает двигательный образ слова. Колоссальная трата сил впустую.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.
Приведу примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:
1. Орфографическое чтение. Дети читают так, как написано. Это очень эффективный прием. Ведь, в основном, у детей развито зрительное восприятие.
2. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
НАПРИМЕР….. Вы диктуете ребенку предложение. Он пишет его и комментирует. По полянке пробегает ручеёк.
Вот что должны представить себе дети:
По п☻лянк☻ пр☻б☻га☻т руч☻ёк.
Сказал | Сделал |
1. Пишу предлог По. Доказываю, что это предлог. По солнечной полянке… | По |
2. Пишу слово полянке. Ставлю ударение полянке. Ударение падает на букву Я. Пишу слог по. В этом слоге проверяемая безударная гласная в корне. Проверяю. ПОле. Пишу. Выделяю безударную гласную зеленой ручкой. | По по |
3. Пишу ударный слог лян. | По полян |
4. Пишу слог ке. В этом слоге безударное окончание. Рисую пустую рамочку. | По полянк□ |
5. Пишу слово пробегает. Ставлю ударение пробегает. Ударение падает на третий слог. Пишу слог про. Безударная гласная в приставке про. Доказываю, что это приставка. У глаголов не предлогов. Пишу, показываю приставку зеленой ручкой. | По полянк□ про |
6. Пишу слог бе. В этом слоге – проверяемая безударная гласная в корне. Проверяю: бег. Пишу, выделяю безударную гласную зеленой ручкой. | По полянк□ пробе |
7. Пишу ударный слог га. | По полянк□ пробега |
8. Пишу слог ет. Это безударное окончание. Рисую пустую рамочку. | По полянк□ пробега□ |
9. Пишу слово ручеёк. Если в слове есть гласная Ё, то на нее всегда падает ударение. Пишу слог ру. Буква У нас не беспокоит. | По полянк□ пробега□ ру |
10. Пишу слог че. В нем – проверяемая безударная гласная в корне. Проверяю: ручей. Пишу, выделяю безударную гласную зеленой ручкой. | По полянк□ пробега□ руче |
11. Пишу ударный слог ёк. Ставлю точку в конце предложения. Проверяю всё предложение. | По полянк□ пробега□ ручеёк. |
Долго и нудно? Ну, во-первых, долго это будет, пока у ребенка не появится навык. А, во-вторых, «овчинка выделки стоит»!
Комментированное письмо объединяет три действия – мыслю, говорю, записываю – и приучает учеников к сознательному применению правила.
Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция.
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, а также дает учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и умениями, т.е. успех учения.
«Комментируемое управление» – движущая сила урока: каждый ребенок вовлекается в дело. Допустим, комментирует сильный ученик – все стремятся успеть за ним, мобилизуя свои силы. А если комментирует слабый ученик, он тоже старается изо всех сил – ведь перед ним – ответственность: он ведет целый класс, и одноклассники идут за ним.
Диктанты
При коррекционной работе с детьми. Имеющими дизорфографическик ошибки, целесообразно использовать различные виды диктантов, которые в данном случае проводятся не с целью проверки и контроля, а как обучающие и развивающие задания.
1. Зрительный предупредительный диктант. В этом случае текст пишется на доске. Ошибкоопасные места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Ученики по памяти или диктовку учителя пишут его в тетради.
2. Слуховой предупредительный диктант. Текст читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении ученики находят слова с нужной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
3.Объяснительный диктант. Его сущность в орфографическом разборе после того, как ученики самостоятельно его напишут. Учитель задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
4.Выборочный диктант. Он дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Суть его в том, что под диктовку записываются только нужные слова, а не весь текст.
5.Творческие диктанты. Они представляют собой такой вид упражнений, при котором ученик вставляет или заменяет определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями. Этот вид диктанта также имеет несколько вариантов:
- Предупредительный творческий диктант;
- Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний;
- Объяснительный творческий диктант;
- Творческий диктант по опорным словам;
- Творческий диктант с использованием серии предметных картинок
- Творческий диктант с заменой слов.
6. Диктант «Проверяю себя». Его отличительной особенностью является то, что по окончании работы ученик может задать учителю любой вопрос, связанный с написанием слова, которое вызывает у них сомнение.
7. Диктант – молчанка по картинкам. Этот вид диктанта проводится следующим образом: учитель молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, объединенными одной темой. Дети молча записывают слова, по необходимости выполняют грамматические задания.
8. Выборочный диктант - молчанка по картинкам. Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, записать только слова, содержащие парные гласные: баня, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т.п.; в первый столбик записать слова с с сочетание жи, во второй - ши и т. д.
9. Устный диктант по картинкам. Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Учитель показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами.
10. Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Учитель диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке ученика. На каждое продиктованное учителем слово ученик поднимает карточку с той орфограммой, которую следует использовать при написании данного слова.
11. Проверочный или контрольный диктант. Проверочный или контрольный диктант на коррекционных занятиях проводится на диагностическом и оценочном этапе работы.
Подробнее остановимся на тех видах диктантов, которые особенно актуально проводить при работе над темой «Временные представления».
1.Зрительный предупредительный диктант с опорой на зрительный анализатор. Данный вид диктанта проводится как тренинг зрительного восприятия. Текст пишется на доске, а затем стирается.
2. Творческий диктант по опорным словам. Опорные слова имеются в тетради или могут быть записаны на доске. Они объединены одной лексической темой.
3. Творческий диктант пишут ученики самостоятельно или учитель диктует текст, пропуская опорные слова.
4. Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. Данный вид диктанта может быть использован при закреплении тем «Времена года», «Дни недели», а так как позволяет определить, усвоена ли учениками временная последовательность предметного ряда.
5.Работа с деформированным текстом
6. Составление рассказа из разрозненных предложений Предложения записаны на доске вразброс, вне логической последовательности. Ученику предлагается внимательно прочитать их и обдумать. После этого учитель задает вопросы, которые помогут ребенку в составлении рассказа:
- С какого предложения надо начать рассказ?
- Почему? – Почему второе предложение нельзя поставить первым? и т. д.
После составления ученик читает полученный рассказ.
7.Работа с деформированным предложением.
8. Игра «Кому что досталось».Ученик достает из конверта карточку, где написаны слова, с которыми надо устно составить предложение. Если он сделает это правильно, то с одобрения учителя записывает его на доске, комментируя каждое слово.
Изложение.
Большая роль в системе занятий по развитию и коррекции письменной речи принадлежит изложениям. Они способствуют развитию активного внимания, памяти, восприятия, связной речи, обогащению словаря учащихся. При работе над изложением появляется необходимость сознательно применять полученные орфографические навыки и грамматические знания. При рассмотрении данной коррекционной темы я считаю нужным подробнее остановиться на изложении- описании. Обычно оно связано с описанием природы, сезонных явлениях, окружающего мира в различное время суток, года.
Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полные и краткие. Могут быть даны в форме вопросительных, повествовательных и назывных предложений. На самом начальном этапе предлагается готовый план, но в дальнейшем ученик может и должен составлять план самостоятельно – с данным видом работы ученики ознакомлены на уроках русского языка в начальной школе.
Работа над планом может проводиться в следующем порядке:
Деление текста на части – сначала под руководством учителя, затем самостоятельно.
Подбор заголовков к каждой части. Ответы на вопросы плана.
Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем.
Составление нескольких вариантов заголовков к некоторым частям. текста.
Работа над заглавием текста в целом.
Можно дать задание ученику нарисовать к тексту рисунки. Помимо того, что в этом проявляется иллюстрированное изложение материала, картинки можно сравнивать, а поэтому создается возможность упражнять детей в описаниях-сравнениях. Особенное внимание в работе над изложением должно быть уделено работе со словарем!!!
Анализ художественного произведения.
Невозможно сформировать у ребенка грамотную устную и письменную речь, если не приучить его систематически читать художественную литературу. Она воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам речи.
В рамках рассматриваемой темы рекомендуется чтение вслух прозаических отрывков, рассказов, стихотворений, пересказ прочитанного, ответы на вопросы к тексту. Очень полезно заучивать наизусть понравившиеся стихи и маленькие рассказы. Все перечисленные виды работ приносят особенно хорошие результаты, когда дети не просто читают и слушают, а вдумчиво анализируют прочитанное – конечно, с помощью преподавателя.
Работа над загадками, скороговорками, пословицами.
Развитие и уточнение временных представлений очень хорошо проводить на фольклорном материале. Используя на занятиях пословицы, поговорки, народные приметы, подходящие к данной теме, а также загадки, которые дети очень любят отгадывать, можно достаточно легко вызвать интерес учащихся к занятиям и быстро достичь желаемых результатов. Очень важно при этом вместе с ними порассуждать над смыслом пословиц, понаблюдать за природными явлениями, которые описываются в народных приметах. Естественно, здесь необходим внимательный отбор фольклорного материала, ибо пословицы, поговорки и т.д. усваиваются детьми только тогда, когда содержание их отражает близкие и понятные им явления, например: «Мороз невелик, да стоять не велит» или « Береги нос в большой мороз». Народные приметы, в которых хорошо отражены доступные для детей связи в явлениях природы, можно использовать время наблюдений на прогулках, например: «Дым столбом – к морозу», «Ласточки летают низко - перед дождем».
Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
2020 г.