«День Победы»
(краткосрочный проект в группе раннего возраста)
Составила: Клыкова Н.В.
Паспорт проекта.
Тип проекта:
- познавательно – игровой, творческий;
- групповой.
Сроки реализации проекта: 28.0425-07.05.25
Участники проекта: воспитатель группы раннего возраста, дети группы раннего возраста, родители.
Возраст: дети раннего возраста (1,5-3года)
Проблема: В настоящее время со стороны взрослых все меньше и меньше внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию детей и преемственности поколений.
Актуальность проекта: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Мы помним и чтим память героев в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
Цель проекта: познакомить детей с праздником «9 Мая - День Победы».
Оборудование: раскраски, пластилин, акварельные краски, воздушные шарики, иллюстрации по теме, книги.
Задачи проекта:
Обучающие
- Сообщить детям первоначальные сведения о празднике «День Победы».
Развивающие
- Развивать речь детей, воображение, мышление, расширить словарный запас.
- Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей.
Воспитывающие
- Воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину.
- Воспитывать любовь, чувство патриотизма к своей стране, способность сопереживать другим.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся и приобретут первоначальные знания о празднике «9 мая - День Победы».
- Расширится и активизируется словарный запас по теме.
- Родители будут активнее принимать участие в жизни группы.
(Акция «ПЕСНИ НАШИХ ОТЦОВ» и размещение видеозаписи песни на странице СОЮЗА ОТЦОВ).
Этапы и мероприятия реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
1.Определение темы проекта.
2.Формулировка цели и задач проекта.
3.Составление плана проекта.
4.Разработка консультаций для родителей.
5.Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
6.Подбор подвижных игр и физминуток по теме.
2 этап – Основной
Познавательное развитие:
Познавательные беседы с детьми по темам: «День Победы – праздник дедов», «Впечатления о параде».
Речевое развитие:
Просмотр мультфильмов «Солдатская сказка», «Салют»…
Чтение стихотворений: А. Барто «Флажок», Т. Белозёрова «День Победы», Н. Иванова «Что за праздник?», Н. Томилина «День Победы».
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Военная техника», «Военные профессии».
Сюжетно ролевая игра: «Моряки».
Физическое развитие:
Проведение подвижных игр: «Самолёты», «Салют».
Проведение физминуток: «Как солдаты…», «Победа».
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка «Военный самолет».
Рисование в нетрадиционной форме на тему: «Салют Победы».
Рисование с элементами дорисовывания «Танк».
Информационный стенд для родителей:
Консультации для родителей:
«Что рассказать детям о Великой отечественной войне»,
«Как воспитать маленького патриота».
3 этап – Заключительный
Выставка творческих работ: «Этот День Победы…!»
Итоги проекта.
Цель и задачи проекта были реализованы. Дети приобрели первоначальные знания о празднике «День Победы», о Великой Отечественной войне. Расширился словарный запас детей по теме проекта. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе, что способствовала укреплению детско – родительских отношений.
Творчество:
Рисование «Салют Победы»;
Лепка «Военный самолет»
Рисование с элементами дорисовывани «Танк».
Акция «Окна Победы» (28.04.25-30.05.25)
Выставка – музей «День Победы» (05.05.25-07.05.25).
Музыкальное мероприятие ко Дню Победы.(07.05.25).
Акция «Песни наших отцов» (до 10.05.25).
Акция «Окна Победы».
Фотоотчет (итог).
Приложение 1
Агния Барто
«Флажок»
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
Тимофей Белозеров
«День Победы»
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Наталья Иванова
« Что за праздник»
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?
Н. Томилина
«День победы»
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Приложение 2
Консультации для родителей.
«КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ?»
Приближается Великий праздник – День победы. В этом году этому дню уже 70, но что мы можем рассказать нашим детям о нем?
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастит всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, непонятное и очень туманное. Как же рассказать ребенку, что такое Великая Отечественная Война?
Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи.
С ребенком следует поговорить об этом. Рассказать о том, что вам рассказывали ваши родители, бабушки и дедушки о войне, о горести и радости во время войны. Если есть возможность, познакомить ребенка с ветераном ВОВ. Они найдут общий язык, да и воспоминания очевидцев зачастую слушать гораздо интереснее, нежели рассказы тех, кто этого не видел. Мальчишкам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившийся на войне. Девочкам интересно знать о подвигах женщин-героев, во время войны. Обязательно сделайте акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.
Старый альбом. Всем детям интересно узнать, что было, когда их еще не было на свете. В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваша мама показывала вам эти снимки, рассказывая о них. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах - героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи – на маму, бабушку или дедушку? Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.
Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор – отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясните ребенку незнакомые слова. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далекого прошлого запечатлеется в памяти ребенка.
Бабушкин сундук. Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню волнующих вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.
Готовьтесь ко Дню Победы. Вместе с вашим ребенком устройте семейный вечер просмотра военных фильмов: «В бой идут старики», «Аты-баты шли солдаты», «А зори здесь тихие» добрых и светлых, чтобы ребенок проникался настроением героизма, патриотизма. Читайте литературу. Для детей есть много замечательных книг о войне, о героях, которые из года в год дети читают с благоговением и после этих книг и начинают все больше интересоваться историей, которая не так давно была: Л. А. Кассиль «Рассказы о войне». Учите стихотворения и песни посвященные Дню Победы: «Катюша», «День Победы».
***
Майский праздник –
День Победы –
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра завет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
(Т. Белозеров)
***
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат.
Чтоб жили люди, города,
Мир нужен на земле всегда.
(Н. Найденова)
Прогулка. Есть хороший способ рассказать ребенку о войне – пройтись с ним по памятным местам: к памятникам, Братским могилам, местам сражений. Возложите цветы к Вечному огню и прочтите вместе надписи на памятных плитах, тем самым подав пример патриотизма ребенку. Посетите музеи ВОВ в городе, где ребенок сможет не только услышать о войне, но и посмотреть старинные вещи, оружие, письма солдат. В день праздника отправьтесь вместе с малышом на прогулку. Купите цветы. Вместе с ребенком вручите цветы и поздравьте незнакомого ветерана. Обратите внимание ребенка на то, как радуются ветераны встрече друг с другом. Им есть что вспомнить и о чем поговорить. Неважно во сколько вам обойдется эта прогулка. Важно сколько вы и ваш ребенок потеряет, если вы этого не совершите.
Благодарите при детях вашу историю, ваших предков. Расскажите, что в каждой семье есть родственники, которые храбро сражались и отдавали жизнь за светлое будущее, в котором мы живем.
« КАК ВОСПИТАТЬ МАЛЕНЬКОГО ПАТРИОТА?»
Мой город самый лучший на Земле…
На всей огромной голубой Планете…
Пусть он не так велик, сам по себе…
Его любимей нет на целом свете…
Владислав Кернис Амелин
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Формирование любви к Родине начинается с песни мамы, с картинки в книжке, с того уголка, где дети живут.
В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»
«КАК ПРИОБЩИТЬ ДЕТЕЙ К НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ? »
Дети с любопытством рассматривают открытки, фотографии родного города, делятся впечатлениями. Предоставьте им такую возможность.
Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашему городу и по всей Нижегородской области можно совершать увлекательные путешествия и по фотографиям, осуществлять при помощи Internet виртуальные экскурсии.
Приобщайте детей к народным праздникам, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. У детей не должны быть искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - это шаг к возрождению России.
Приложение 3
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САМОЛЕТЫ»
Цель игры: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять все движения по сигналу.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках, которые расположены на одной стороне комнаты или стоят на одной стороне площадки. Воспитатель показывает игрушечный самолет. Самолет летает высоко и быстро. Воспитатель говорит детям, но чтобы самолет полетел, нужно сначала завести мотор самолета. Обращает внимание детей на вращательные движения своих рук перед грудью и произносит: «Р -р -р». Дети, хотите поиграть в игру «Самолеты». Воспитатель предлагает детям встать около своих стульчиков: «Внимание, к полету приготовились, завести моторы!» Все дети повторяют за воспитателем движения рук. После слов воспитателя: «Полетели» дети разводят руки в стороны (крылья у самолета, но следить, чтобы руки были прямыми. И начинают бегать в разных направлениях по всей комнате. Далее после слов: «на посадку» все дети возвращаются к своим стульчикам, если игра проходит на улице то «на посадку» дети присаживаются на корточки. Садятся на стульчики, игра заканчивается. Чтобы дети хорошо выполняли движения руками, воспитатель обязательно сначала показывает сам, а после вместе с детьми эти движения повторяют. И только потом игра начинается. По желанию детей, игра повторяется два раза.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САЛЮТ»
Цель: развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.
Ход игры.
Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).
По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.
Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».
Приложение 4
Физкультминутки.
Физкультминутка: «Как солдаты…»
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой-раз, правой-раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.
Застучали наши ножки - Громче и быстрей!
По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки , Снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Физкультминутка: «Победа!»
Мы празднуем Победу! (шагают на месте)
Салют! Салют! Салют! (руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)
Кругом цветы весенние (руки на пояс, повороты туловища)
Цветут, цветут, цветут! (руки развести в стороны)
Все люди пляшут, празднуют, (приседания с выставлением ног вперёд)
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные (Вдох, круговое движение руками, изображая)
Живут, живут, живут! (земной шар )
Приложение 5.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
В:
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение.
- Приглашаю вас в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их.
-Что вы чувствуете? (тепло).
-Это тепло ваших добрых сердец и душ.
-Давайте передадим тепло друг другу.
-Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем городе.
-А теперь закройте глаза, мы послушаем тишину.
- В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги.
-Это мирная тишина. А сейчас откройте глаза.
(Воспитатель включает звуки военных действий.)
В:
- Ребята, как вы думаете, что это за звуки?
- Когда раздаются такие звуки? (ответы)
В:
- А сейчас я вам расскажу, как начиналась война.
Звучит песня священная война (муз. А Александрова, сл. Лебедева-Кумача).
Прослушаем первый куплет. Дальше воспитатель рассказывает под чуть слышное продолжение песни.
В:
Когда-то давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были ещё маленькими, на нашу страну рано утром напали злые враги. Они хотели захватить нас и лишить самого ценного - мирного неба над головой.
Так началась Великая Отечественная Война. Весь народ встал на защиту страны. Воевали не только солдаты, но и простые люди. С каждой семьи ушли на фронт папы, дедушки, братья…
Наши солдаты храбро сражались за нашу Родину, проявляли героизм, не боялись врага. Ведь они долго готовились к войне, у них уже было много оружия и техники. 4 года воевал с врагами наш народ. Но всё-таки, 9 Мая 1945 года война закончилась нашей победой.
Пословицы:
Добро побеждает зло.
Где смелость – там Победа.
Физминутка: «Победа!»
Мы празднуем Победу! (Шагам на месте).
Салют, салют, салют! (Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем).
Кругом цветы весенние. (Руки на пояс, повороты туловища).
Цветут, цветут, цветут! (Руки развести в стороны).
Все люди пляшут, празднуют, (Присядка).
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные (Вдох движ. руками изображая земной шар).
Живут, живут, живут!
В:
-Каждый год в этот день, 9 Мая, наш народ празднует День Победы.. В этом году мы отмечаем 80 лет со дня победы в ВОВ.
Люди ходят к вечному огню возлагать цветы. Вечный огонь символизирует вечную память погибших солдат.
Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в жёсткой битве. Имена солдат, защитивших нашу Родину не должны забываться.
В:
-Ребята, символами победы в ВОВ является красная звезда, Георгиевская лента и песня.
-Послушайте песню «День Победы».
Георгиевская лента – имеет два цвета: оранжевый и чёрный. Оранжевый – это пламя, а чёрная – дым (показ иллюстрации).
(Воспитатель показывает и раздаёт детям Георгиевские ленточки.)
В:
- Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День победы люди прикалываю к одежде на грудь Георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах.
В:
-Ребята, 9 Мая во всех городах проходят парады, в честь ВОВ.
Даже сейчас некоторые из тех, кто много лет назад защищал нашу Родину от врага, ещё живы. Их к сожалению осталось очень мало. Они уже очень старенькие и многим из них даже тяжело ходить. Поэтому мы должны с уважением относиться к ним. И низкий им поклон за то, что мы живём в мирной стране. Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы.
А в память о них воздвигают памятники, мемориалы, посвящают им стихи и песни. Народ не забывает своих героев.
(Воспитатель показывает картинки с памятниками солдатам, которые расположены в разных городах.)
В:
-Я хочу вам рассказать об одном памятном месте – могиле Неизвестного солдата, которая находится в Кремле, в Александровском саду. Никто не знает его имени, но все знают, что он храбро сражался и за что погиб неизвестный солдат. Вот и горит теперь, не потухая, Вечный огонь!
(Воспитатель показывает иллюстрацию «Вечный огонь».)
-У нас тоже есть модель «вечного огня» в нашем выставочном зале-музее (музыкальный зал ), который мы с вами посетим в ближайшее время…
А сейчас давай я проверю вашу внимательность.
Игра «Будь внимателен».
Воспитатель показывает 3 флажка: синий, красный, зелёный. Дети выполняют движения. При зелёном – хлопают в ладоши; при синем – топают ногами; при красном – кричат Ура, Ура, Ура.
В:
-А в завершении нам нужно нарисовать салют Победы (по образцу).
В:
-Ребята, отгадайте загадку:
Вдруг из тёмной темноты
В небе выросли кусты
А на них то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми
Пунцовыми, золотыми.
-В честь Победы что запускают в небо? (ответы)
В:
- Правильно САЛЮТ.
(выставка творческих работ)
В:
-Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответы)
-Чему было оно посвящено? (ответы).
-Что вам больше всего запомнилось? (ответы).
Приложение 6.
Акция «ОКНА ПОБЕДЫ»
«ОСВОБОЖДЕНИЕ РЖЕВА»