Культура речи и культура общения
Костакова О.В., учитель
русского языка и литературы
Культура общения – умение взаимодействовать с партнерами
с помощью выразительного оформления своих мыслей.
Культура общения предполагает определение цели выступления
или межличностного общения.
Цели могут быть разными:
-проинформировать;
-объяснить;
-заинтересовать;
-убедить;
-переубедить;
-побудить;
-воодушевить.
Основной элемент общения – речь. При помощи речи мы выражаем:
- мысли;
- отношение к собеседнику;
- отношение к высказываемому.
И.Е. Репин «Запорожцы» (1880-1891)
Компоненты культуры речи
Нормативный Этический
(речь правильная) (речь вежливая)
Коммуникативный
(речь понятная)
1.Нормативный компонент (речь правильная) предполагает соответствие речи основным нормам литературного языка. Литературный язык – высшая форма национального языка; язык, обработанный и нормированный мастерами слова. Языковая норма – образец правильного использования слова.
Типы языковых норм
акцентологические нормы произношения
- лексические
- грамматические
морфологические синтаксические
- пунктуационные
- орфографические
- стилистические
Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы
- Нормы произношения: чтобы – (ш)тобы; побег – побе(к); бог-бо(х) (искл.).
- Акцентологические нормы – правила постановки ударения: жалюзИ, обеспЕчение, ходАтайство, позвонЯт, сирОты, придАное.
Лексические нормы
-правила словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц: военный(билет) – воинский(долг).
Грамматические нормы
Морфологические нормы – нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.
Граммов, чулок, носков, яблок, кочерег,торты, шоферы, директора.
Синтаксические нормы
- правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений.
Печорин лишает любимого коня Казбича.
Пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания.
Казнить нельзя помиловать?
Орфографические нормы – нормы правописания.
-лаг- , -лож- полагать, положить
Стилистические нормы – правила словоупотребления в соответствии со стилем речи и ситуацией общения.
М.В.Ломоносов - “крутой” (выдающийся) ученый
Тренинг
Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк. Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь.
Перепишите , раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки); много (дела ,места, яблоки ,мандарины); килограмм (апельсины, помидоры , томаты ); группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).
Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе.
Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький.
Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.
2.Коммуникативный компонент
(речь понятная)
предполагает умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное и стилистически оправданное.
3.Этический компонент
(речь вежливая)
заключается в соблюдении некоторых правил языкового поведения в различных ситуациях. Этот компонент проявляется
в выражении просьбы, вопроса, благодарности, приветствия, поздравления и т.п.
Формирование культуры общения
– психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе, где серьезное внимание уделяется практическому развитию речи учащихся , формированию речевого этикета, культуры речевого общения (И.А. Введенская, Л.Ф.Климанова, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов, Л.Г.Павлова и др.)
Педагогический процесс формирования культуры
общения основан:
- на целенаправленном создании условий для полноценного развития личности с приоритетом нравственности как основы культуры общения;
- деятельности педагога, сочетании им позиций организатора, исследователя, и равноправного партнера в общении;
- учете возрастных и психологических особенностей учащихся.
Из истории изучения вопроса
Проблемы культуры общения и процесса ее формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, В.С. Библер, С.И.Иконникова), психологии (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, М.И. Бобнева), затрагивались в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.
В 70 -80 годы разрабатываются проблемы формирования культуры общения педагогов (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов).
В последние годы проблеме оптимизации общения детей посвящены исследования Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Р.В. Овчаровой.
Ничто не стоит нам так дешево и не ценится другими так дорого, как вежливость! Пословица