СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа № 11

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 11»

Лабораторная работа № 11

Изучение процессов набухания и студнеобразования.

Цель: Исследование кинетики ограниченного набухания веществ; факторов, влияющих на процессы набухания и студнеобразования.

Норма времени: 2 часа.

Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, колбы, мерные цилиндры, термометр, линейка, водяная баня, химические весы, желатин, крахмал, зерно, печенье, 0,025 % раствор и NaOH, 0,1 % растворы NaCL, KCL, K2SO4, KCNS.

Литература: : Учебник «Физическая и коллоидная химия» (в общественном питании): учебное пособие/ С.В.Горбунцова, Э.А.Муллоянова. –М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2016


Порядок проведения работы.

Опыт №1. Кинетика набухания зерна.

Зерновые культуры (пшено, рис, лучше дробленый) ограниченно набухают в воде. Зерно насыпают в пробирки (1/3) так, чтобы во всех пробирках было одинаковое количество зерна по высоте. Наливают дистиллированную воду, чтобы вместе с зерном пробирки были заполнены на ¾ объема. Наблюдения за процессом набухания проводят в течение 40-50 минут. Полученные данные заносят в таблицу по образцу:

Таблица № 1

Зерно

Условный объем набухающего зерна за время, мин.

0

10

20

30

40

50

Пшено







Рис







Рис дробленый








Опыт №2. Влияние щелочи и солей на набухание желатина.


В пять пробирок одинакового диаметра вносят по 0,3 г. порошка желатина. В каждую пробирку наливают по 5 мл различных растворов (см. табл. № 2). Пробирки осторожно встряхивают, чтобы частицы желатина опустились на дно, определяют высоту осадка желатина до набухания. После этого, встряхнув пробирки несколько раз, оставляют их в покое на 40-50 мин. По истечении этого времени каждую пробирку еще раз встряхивают, дают осадку осесть, измеряют высоту набухшего осадка желатины(с каждой пробиркой измерения повторяют 2 раза). Данные заносят в таблицу.

Таблица № 2

№ пробирки

Концентрация, моль/л

Приливаемый раствор

Высота осадка, мм

до набухания

после набухания

1

-

Вода



2

0,025

HCL



3

0,025

NaOH



5

0,1

K2SO4




На основании полученных данных делают вывод о влиянии кислоты, щелочи и солей на процесс набухания.

Опыт № 3 Выделение тепла при набухании.

В стакане размешайте 5 мл. воды и 5г. сухого крахмала (температуру воды предварительно измерьте). Затем в смесь погрузите термометр и измерьте температуру.

Объясните причину изменения температуры.

Контрольные вопросы:

1.Какие вещества относятся к высокомолекулярным соединениям?

2.Что называется набуханием?

3.По каким признакам различают ограниченное и неограниченное набухание?

4.Какие системы называют студнями?

5.Какие факторы влияют на скорость застудневания?


Вывод: