Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 11»
Лабораторная работа № 11
Изучение процессов набухания и студнеобразования.
Цель: Исследование кинетики ограниченного набухания веществ; факторов, влияющих на процессы набухания и студнеобразования.
Норма времени: 2 часа.
Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, колбы, мерные цилиндры, термометр, линейка, водяная баня, химические весы, желатин, крахмал, зерно, печенье, 0,025 % раствор и NaOH, 0,1 % растворы NaCL, KCL, K2SO4, KCNS.
Литература: : Учебник «Физическая и коллоидная химия» (в общественном питании): учебное пособие/ С.В.Горбунцова, Э.А.Муллоянова. –М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2016
Порядок проведения работы.
Опыт №1. Кинетика набухания зерна.
Зерновые культуры (пшено, рис, лучше дробленый) ограниченно набухают в воде. Зерно насыпают в пробирки (1/3) так, чтобы во всех пробирках было одинаковое количество зерна по высоте. Наливают дистиллированную воду, чтобы вместе с зерном пробирки были заполнены на ¾ объема. Наблюдения за процессом набухания проводят в течение 40-50 минут. Полученные данные заносят в таблицу по образцу:
Таблица № 1
Зерно | Условный объем набухающего зерна за время, мин. |
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Пшено | | | | | | |
Рис | | | | | | |
Рис дробленый | | | | | | |
Опыт №2. Влияние щелочи и солей на набухание желатина.
В пять пробирок одинакового диаметра вносят по 0,3 г. порошка желатина. В каждую пробирку наливают по 5 мл различных растворов (см. табл. № 2). Пробирки осторожно встряхивают, чтобы частицы желатина опустились на дно, определяют высоту осадка желатина до набухания. После этого, встряхнув пробирки несколько раз, оставляют их в покое на 40-50 мин. По истечении этого времени каждую пробирку еще раз встряхивают, дают осадку осесть, измеряют высоту набухшего осадка желатины(с каждой пробиркой измерения повторяют 2 раза). Данные заносят в таблицу.
Таблица № 2
№ пробирки | Концентрация, моль/л | Приливаемый раствор | Высота осадка, мм |
до набухания | после набухания |
1 | - | Вода | | |
2 | 0,025 | HCL | | |
3 | 0,025 | NaOH | | |
5 | 0,1 | K2SO4 | | |
На основании полученных данных делают вывод о влиянии кислоты, щелочи и солей на процесс набухания.
Опыт № 3 Выделение тепла при набухании.
В стакане размешайте 5 мл. воды и 5г. сухого крахмала (температуру воды предварительно измерьте). Затем в смесь погрузите термометр и измерьте температуру.
Объясните причину изменения температуры.
Контрольные вопросы:
1.Какие вещества относятся к высокомолекулярным соединениям?
2.Что называется набуханием?
3.По каким признакам различают ограниченное и неограниченное набухание?
4.Какие системы называют студнями?
5.Какие факторы влияют на скорость застудневания?
Вывод: