СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа № 16

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 16»



Лабораторная работа № 16

Определение pH среды.

Цель: Ознакомление с колориметрическим методом определения pH среды.

Норма времени: 2 часа.

Реактивы и оборудование: набор индикаторов: метиловый фиолетовый, метиловый оранжевый, метиловый красный, бромкрезоловый пурпуровый, феноловый красный, фенолфталеин, тимолфталеин, трепеолин 0, универсальная индикаторная бумага, исследуемые растворы, пробирки.

Литература: Аналитическая химия: Учебник / Мовчан Н.И., Романова Р.Г., Горбунова Т.С. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2016



Теоретическое пояснение

Водородные ионы занимают особое положение среди других ионов вследствие их влияния на ход многих реакций, протекающих в растворе. Для характеристики среды пользуются водородным показателем (pH), который вычисляют по формуле

pH = - lg (H+)

Для нейтральной среды (Н+) = (ОН-) = 10-7 моль/л, pH = 7

В кислых средах (Н+) (ОН-) pH

В щелочных средах (Н+) -) pH 7

Один из способов определения pH основан на использовании веществ-индикаторов, изменяющих свою окраску в зависимости от степени активной кислотности или щелочности. Метод определения концентрации ионов водорода, основанный на изменении цвета индикаторов, называется колориметрическим.

Выделяют отдельный вид растворов, которые называются -буферными .

Буферные растворы — растворы с определённой устойчивой концентрацией водородных ионов.  рН буферных растворов мало изменяется при прибавлении к ним небольших количеств сильного основания или сильной кислоты, а также при разбавлении и концентрировании.


Буферные системы (растворы) представляют из себя смесь кислоты (донора протонов) и сопряженного с ней основания (акцептора протонов), то есть частиц, различающихся на Н+  {\displaystyle {\ce {H+}}}=РВ растворе устанавливаются равновесия.


В качестве буферных смесей могут быть использованы системы:

  • слабая кислота и её соль с сильным основанием, например, ацетатный буфер СН3СООН + CH3COONa

{\displaystyle {\mathsf {CH_{3}COOH\rightleftarrows CH_{3}COO^{-}+H^{+}}}}

Изменение цвета индикатора при различных значениях pH (табл. 1)

Индикатор

pH

Цвет индикатора

Метиловый фиолетовый

0,5 – 1 – 2 - 3

желтый-зеленый-голубой-фиолетовый

метиловый оранжевый

3-4-5

красный-оранжевый-желтый

метиловый красный

4,4 - 6,2

красный-желтый

бромкрезоловый пурпуровый

5,2 -6,8

желтый-пурпурово-фиолетовый

феноловый красный

6,8 - 8

желтый – красный

фенолфталеин

8 – 9 - 10

бесцветный-бледно-розовый-малиновый

тимолфталеин

9,3 – 10,5

бесцветный – синий

ализарин желтый

10 – 11 - 12

желтый-оранжевый-лиловый

трепеолин 0

11 – 12 - 13

желтый-оранжевый-коричневый.





Порядок проведения работы.

Опыт № 1. Определение pH раствора с помощью универсального индикатора.

На универсальную индикаторную бумажку наносят 2 -3 капли исследуемого раствора. Сравнивают окраску индикатора с цветной шкалой на бумаге универсального индикатора.

Этот метод грубый (точность 0,5 pH), но довольно быстрый.

Задание 1: Определите pH среды растворов солей: сульфида натрия, карбоната натрия, хлорида цинка, сульфата лития, нитрата железа, нитрита калия. Дайте объяснение, основываясь на составе соли, и в результате взаимодействия каких веществ она была образована .

Задание 2: Объясните, почему нельзя проверить раствор с pH

Задание 3: Объясните, почему лакмус является универсальным индикатором.



Контрольные вопросы

1. Что характеризует водородный показатель?

2. Для чего нужны индикаторы?

3. Какой метод определения pH называют колометрическим?

4. Какие растворы называются буферными?

5. Почему необходимо учитывать значение pH в кулинарных процессах



ВЫВОД :