СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Предыдущие главы по автомобильным аккумуляторам, вторая и третья, представляют собой краткое учебное пособие для самостоятельной подготовки магистра, имеющего желание углубить свои теоретические познания. Настоящая глава завершает тему практическими рекомендациями по техническому обслуживанию аккумуляторных батарей в условиях автосервиса.
4.1. Общие сведения
Современные автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ) имеют малообслуживаемую или полностью необслуживаемую конструкцию и, в отличие от прежних, ремонту с разборкой не подлежат.
Тогда эксплуатационно-технические мероприятия по сервисному обслуживанию АКБ нового поколения сводятся к следующему:
Хранение новых батарей, сухозаряженных или залитых.
Первичная заливка малообслуживаемых сухо-заряженных АКБ.
Снятие АКБ с автомобиля на временное хранение.
Профилактический подзаряд АКБ.
Восстановительно-ремонтный (уравнительный) заряд АКБ.
Контрольно-тренировочный зарядно-разряд-ный цикл.
Сезонное обслуживание АКБ.
Сервисное обслуживание предполагает проведение работ в условиях аккумуляторного участка на станции технического обслуживания или на автотранспортном предприятии. Если имеются необходимые технические средства, то перечисленные мероприятия могут проводиться и в условиях частного автосервиса. В этом случае необходимо иметь набор следующих технических средств:
а) Специально отведенное место, поближе к вытяжке или к свежему воздуху, где следует оборудовать небольшой аккумуляторный стенд. На стенде
в неприспособленном под аккумуляторный участок помещении можно проводить техническое обслуживание только одной аккумуляторной батареи.
Приготовление электролита в таких условиях проводить не следует.
б) Зарядно-разрядное устройство с сетевым трансформатором ТС мощностью не менее 300...400 ВА, с комплектом измерительных приборов V, А и реостатом R (рис. 4.1).
в) Набор аксессуаров, в который входят: часы t со звуковым сигналом; аэрометр у (денсиметр), или поплавковый плотномер; лабораторный термометр Т (Ю...50)°С; нагрузочная вилка НВ с удлиненным гибким проводом; три аптечные бутыли с притертыми пробками из толстого стекла разных оттенков емкостью не более 2...3 литров (для хранения дистиллированной воды, доливочного и готового к употреблению электролита); мерная посуда М и лейки Л из пластмассы; захватные щипцы Щ для переноса АКБ (рис. 4.2).
г) Комплект индивидуальных средств защиты от кислотных ожогов и отравления: фартук, резиновые перчатки, защитные очки и респиратор, мыло и емкость (8... 10 л) с питьевой водой (рис. 4.3).
4.2. Хранение батарей
Срок хранения до начала эксплуатации и условия оанения малообслуживаемых сухих и необслуживаемых залитых АКБ, как правило, указаны в сервисной -,'жке или в прилагаемой инструкции.
Стандартные условия хранения следующие:
а) Не следует вскрывать заводскую целлофановуюупаковку батареи до начала эксплуатации. Упаковка предохраняет АКБ от прямого контакта с атмосферным воздухом, кислород и влага которого ускоряют «старение» активных реагентов и токовых выводов аккумуляторной батареи. Герметично упакованная сухозаряженная АКБ может храниться до 3-х лет.
б) В летнее время хранить АКБ лучше в прохладном помещении, защищенном от прямых солнечных лучей. Зимой температура в хранилище может быть минусовой. При этом следует иметь ввиду, что АКБ с плотностью электролита у
в) Умеренно пониженные температуры благоприятны для хранения АКБ, залитых электролитом (необслуживаемых и снятых с эксплуатации), так как при этом резко ограничивается саморазряд АКБ.
г) Общего тока саморазряда для всех аккумуляторов в АКБ быть не может, так как саморазряду подвергается каждый аккумулятор в отдельности. Если при этом в один из них случайно попадает частица грязи или металла, процесс саморазряда в этом аккумуляторе заметно ускоряется. Как следствие, в АКБ, снятой с эксплуатации после длительного ее хранения без подзаряда, наблюдается неравномерность плотности электролита, а значит, и степени разряженности аккумуляторов в разных банках. Если такую АКБ не подвергнуть уравнительному заряду, она быстро выходит из строя.
д) Саморазряд проходит медленнее при понижении температуры. Так, если заряженная АКБ хранится при температуре 0°С, то она разряжается на 0,5% за 8-9 месяцев. При температуре +15°С саморазряд протекает в 4 раза быстрее. При хранении АКБ без подзаряда в жарких регионах она полностью разрядится за один год и придет в негодность.
Из сказанного ясно, что хранить любую аккумуляторную батарею лучше при пониженной температуре.
е) Хранение снятых с эксплуатации АКБ более трех месяцев, а необслуживаемых более шести месяцев в обычных условиях без подзаряда может стать причиной заметного снижения их емкости и ускоренного старения. Подзарядка новых необслуживаемых АКБ при хранении не разрешена заводом-изготовителем. Поэтому срок хранения новых залитых электролитом необслуживаемых батарей не может
быть более полугода. При покупке новой необслуживаемой АКБ это надо иметь в виду.
ж) Снятые с эксплуатации АКБ для хранения в обычных условиях должны быть сразу полностью заряжены и в дальнейшем регулярно подвергаться профилактическому подзаряду не реже одного раза в 3 месяца.
4.3. Первичная заливка аккумуляторной батареи
При первичной заливке аккумуляторов стартерной батареи в условиях автосервиса следует придерживаться следующих правил:
а) Нельзя приготавливать электролит из концентрированной серной кислоты в неприспособленном для этого помещении. В крайнем случае можно приготавливать электролит на открытом воздухе с соблюдением всех мер предосторожности.
б) Приготовление электролита реализуется вливанием серной кислоты в дистиллированную воду. Обратное вливание является грубейшим нарушением технической безопасности, так как может иметь место интенсивное вскипание и разбрызгивание кислоты.
в) Приготавливать и заливать электролит в АКБ следует при температуре 15...25°С. Плотность электролита, измеренная при приготовлении и заливке,
приводится к температуре 25°С по формуле Y25 = Ут + 0,0007 (T - 25), где ут — плотность электролита при температуре измерения Т.
г) Сначала приготавливают электролит с плотностью у25 = 1,40 г/см3, для чего в 650 объемных частей дистиллированной воды вливают 423 части концентрированной 94%-ной аккумуляторной серной кислоты. Использование технической серной кислоты недопустимо. При растворении серной кислоты в воде выделяется большое количество теплоты. Заливать в АКБ можно только остывший электролит
(15 э
д) Нормы расхода компонентов для приготовления 1 дм3 (л) электролита приведены в табл. 4.1 [5].
е) При заливке электролита в АКБ приведенная плотность у25 электролита обязательно указывается в сопроводительном документе на батарею — это необходимо для определения степени разряженности в дальнейшем.
ж) Плотность электролита при первичной заливке должна соответствовать климатической зоне эксплуатации АКБ, а для влажных и холодных регионов так-
же и времени года.
и) Для предполярных и полярных широт необходимо учитывать возможность замерзания электролита в зимний период (см. табл. 4.2). Из таблицы видно, что увеличение плотности электролита выше значения 1,31 г/см3 приводит к повышению температуры замерзания.
к) Для точной подгонки плотности электролита при его заливке в батарею необходимо иметь дистиллированную воду и электролит с повышенной плотностью 1,4 г/см3. Если приготовленный электролит имеет плотность ниже требуемой, то в него доливается не аккумуляторная кислота, а электролит с повышенной плотностью. При необходимости понизить плотность в электролит доливают дистиллированную воду.
л) Для удобства составления электролита с требуемой плотностью приведена табл. 4.3 [5].
4.4. Способы заряда батарей
Одной из главных процедур сервисного обслуживания аккумуляторной батареи является ее заряд в стационарных условиях.
Для заряда аккумуляторной батареи в условиях частного автосервиса необходимо иметь источник постоянного тока с регулируемым выходным напряжением UB. Обычно это мощный полупроводниковый выпрямитель с сетевым трансформатором, которые совместно образуют зарядное устройство 3V (рис. 4.1, а).
Для заряда одной АКБ максимальное выходное напряжение 3V без нагрузки должно быть не менее 25...30 В, а под нагрузкой 10 А — не менее 17 В. С помощью такого зарядного устройства можно эффективно и быстро заряжать батареи с номинальной емкостью до 100 А.ч, т.е. батарею любого современного легкового автомобиля.
Следует иметь ввиду, что зарядное устройство и аккумуляторная батарея включаются встречно-параллельно («+» с «+»; «-» с «-»), и ток заряда будет иметь место только при соблюдении условия UB U63. При UB = ибз ток заряда 13 = О, а при UB U63 батарея начнет разряжаться на зарядное устройство.
Существует несколько способов заряда аккумуляторных батарей [2].
Первые два из них основные и на их основе возможны комбинации:
а) Заряд при номинальном постоянном токе 13 = 0,1 Сн или 13 = 0,05 Сн (рис. 4.4, а).
б) Заряд при постоянном напряжении U63 = 14,5 ± 0,1 В (рис. 4.4, б).
в) Ступенчатый заряд при постоянном токе на каждой ступеньке, обычно двухступенчатый заряд при 1з1 = 0,1 Сн и 1з2 = 0,05 Сн (рис. 4.4, в).
г) Смешанный заряд, сначала при постоянном токе 13 = 0,1 Сн, а затем при постоянном напряжении U63 = 14,5 ±0,1 В (рис. 4.4, г).
д) Ускоренный заряд (быстрый подзаряд в экстремальных случаях) при увеличенном постоянном токе:
при 30-минутном заряде 13= 0,7 Сн, С3 = 0,35 Сн;
при 45-минутном заряде 13 = 0,5 Сн, С3 = 0,37 Сн;
при 90-минутном заряде 13 = 0,3 Сн, С3 = 0,45 Сн.
Для батарей, находящихся в длительной эксплуатации, ускоренный заряд проводить не рекомендуется. Это может стать причиной их выхода из строя.
е) Уравнительный заряд при постоянном токе — это длительный (не менее 10 часов) заряд током 13=0,1 Сн под обязательным контролем плотности, температуры и напряжения в каждой аккумуляторной банке. Он проводится как профилактический перед зимней эксплуатацией, или как восстановительно-ремонтный для сильно разряженной батареи в зарядно-разрядном тренировочном цикле. Уравнительный заряд обязательно предусматривает 2...3-х часовой перезаряд, в процессе которого плотность электролита и напряжение заряда в каждом аккумуляторе исправной и полностью заряженной батареи становятся одинаковыми.
ж) Перезаряд — это уравнительный заряд батареи (при 13 = const; U3 = const; уэ = const) в течение 2...3-х часов после того, как плотность электролита и
напряжение заряда перестают возрастать под действием постоянного тока заряда.
и) В отличие от заряда в стационарных условиях, заряд АКБ на борту автомобиля может быть реализован от генераторной установки только при постоянном напряжении (U3 = 14,5 В), но при ограничении максимального тока заряда, который не должен быть более 13 = 0,3 Сн. Это достигается подбором генератора и его регулятора напряжения к данному типу батареи и сезонной подстройкой регулятора. Из сказанного следует, что батарея, регулятор напряжения и автомобильный электрогенератор должны быть совместимы.
4.5. Контроль параметров при заряде
Проводя заряд аккумуляторной батареи, надо помнить следующее:
а) Перезаряд в течение более 3-х часов небезопасен для целостности активных масс на электродных пластинах аккумулятора.
б) Температура электролита при перезаряде не должна превышать 45°С.
в) Нагрев электролита при заряде АКБ свыше +45°С может стать причиной разрушения аккумуляторных электродов. Так, при температуре +60°С активные массы теряют адгезию с решетками и начинают отслаиваться и осыпаться. Это приводит к короткому замыканию в аккумуляторах. (Осыпание активных масс может иметь место и после оттаивания замерзшего в аккумуляторе электролита.)
г) Если температура электролита в одной из средних банок станет выше +45°С, заряд АКБ необходимо временно прекратить.
д) Заряд АКБ при отрицательных температурах малоэффективен. Номинальным диапазоном температур для заряда АКБ является +15°С э
е) После окончания заряда можно оценить текущее состояние генераторной установки автомобиля, на котором работала данная АКБ.
Для этого необходимо контролировать и постоянно регистрировать напряжение U3 заряда, ток 13 заряда, температуру Тэ электролита и время t3 заряда. По значениям этих параметров проводится расчет степени разряженное™ батареи, а по степени разряженное™ судят о генераторной установке.
4.6. Принудительный разряд батареи
При сервисном обслуживании АКБ помимо заряда очень часто приходится проводить ее принудительный разряд. Это делается в процессе контрольно-тренировочного цикла с целью «раскачки» батареи, а также с целью определения ее рабочей емкости (С6), которой батарея обладает в данном техническом состоянии (на данном этапе срока службы).
Процесс разряда следует проводить под контролем тока 1р разряда и времени tp разряда до конечного напряжения U6p разряда.
Номинальными токами разряда для всех типов свинцово-кислотных аккумуляторов (при Т = 15...25°С) являются значения номинальных токов заряда 1з1 = 0,05 Сн и 1з2 = 0,1 Сн. В этих условиях батарея разряжается более равномерно, т.е. с более полным участием глубинных активных масс в образовании тока разряда.
Время разряда определяется конечным напряжением разряда (10,2 В при Т = 25°С).
Для определения разрядной емкости батареи СбР = 1Р tp ток разряда 1р необходимо поддерживать постоянным, что легко реализовать с помощью стандартного зарядно-разрядного устройства (см. рис. 4.1).
В тех случаях, когда такого устройства нет, разряд батареи с целью раскачки емкости проводится с применением неконтролируемого разряда. Это когда к предварительно заряженной батарее подключают лампу от автомобильной фары (12 В х 55 Вт) на десять часов и в конце разряда измеряют напряжение батареи, которое при Т = 20...25°С должно быть не менее 10,5 В (для батареи со стандартной емкостью 45...55 А-ч). Разряжать батарею до напряжения менее 10 В не следует.
Затем батарею снова заряжают и вновь разряжают на ту же лампу (tp = 10 ч). Если конечное напряжение разряда при втором разряде будет не менее первого, то батарея исправна и ее следует снова полностью зарядить. Если батарея не выдерживает тренировки, ее можно попытаться восстановить трехчасовым перезарядом или контрольно-тренировочным зарядно-разрядным циклом.
4.7. Контрольно-тренировочный цикл
Процедуры контрольно-тренировочного зарядно-разрядного цикла (КТЦ) выполняются на снятой с автомобиля батарее и сводятся к следующему:
снятию батареи с автомобиля и проверке ее пригодности к дальнейшей эксплуатации;
приведению работоспособной батареи к нормальному внешнему виду;
проведению полного цикла заряда номинальным постоянным током 13 = 0,1 Сн с целью определения состояния разряженное™ батареи;
проведению полного цикла разряда с целью тренировки батареи под нагрузкой в осветительном режиме (1р = 0,1 Сн);
проведению повторного цикла заряда номинальным током 13 = 0,05 Сн с целью определения рабочей (остаточной) емкости батареи и остаточного срока службы;
проведению выравнивания плотности электролита и его уровня по всем банкам в батарее;
• КТЦ начинается с проверки пригодности батареи к дальнейшей работе на автомобиле. Для этого проводится измерение ЭДС и разрядного напряжения на клеммах каждого аккумулятора или батареи в целом с помощью аккумуляторного пробника, который иногда называют нагрузочной вилкой.
Если ЭДС батареи меньше 6 В (менее 1 В на аккумуляторе), а напряжение разряда батареи на номинальную нагрузку аккумуляторного пробника не более 3 В (0,5 В на аккумуляторе) в конце 5-ой сек разряда, то, скорее всего, АКБ к дальнейшей эксплуатации не пригодна.
Работоспособную АКБ промывают снаружи теплой проточной водой со щеткой и удаляют затвердевшие пятна грязи (предварительно заклеив липкой лентой, например скотчем, все вентиляционные отверстия). Во время мойки батарея не должна переворачиваться или наклоняться более чем на 45 угловых градусов. После высыхания корпуса батареи его необходимо внимательно осмотреть.
Если на корпусе мало проработавшей батареи обнаружатся места протечек электролита (короткие трещины, сколы, протертости), их можно устранить, залив повреждения эпоксидной смолой, армированной обрезками ниток стеклоткани. Залить электролит обратно в аккумулятор необслуживаемой батареи можно через просверленное сверху аккумулятора отверстие, которое после заливки электролита надо заделать.
Работы по устранению протечек хотя и относятся к мелкому ремонту, но без соответствующего опыта проводить их не следует, результат будет отрицательный. Ремонт батареи с ее разборкой для замены отдельных аккумуляторов в рамках сервисного обслуживания не практикуется.
Затем проводят зачистку клемм АКБ крупной наждачной бумагой и проверку уровня, а также плотности электролита во всех банках. Для этого все пробки выворачивают из аккумуляторов. Аккумуляторы, уровень электролита в которых ниже электродов, обязательно доливают дистиллированной водой. Плотность электролита в банках на этом этапе выравнивать не следует, но ее и температуру электролита необходимо зафиксировать до начала заряда.
Далее аккумуляторную батарею надо поставить под заряд ступенчатым током с контролем и регистрацией времени заряда и температуры. Начальный ток заряда устанавливают равным 0,1 С20 А, и заряжают батарею до напряжения 14,4+0,1 В постоянным током. Затем ток заряда уменьшают до 0,05 С20 А и, поддерживая его постоянным, продолжают заряд до состояния полной заряженности.
Это состояние у обслуживаемой батареи проявляется началом интенсивного газовыделения, примерным равенством и неизменностью плотности электролита в банках и достижением напряжения на аккумуляторах величины 2,65...2,7 В или 15,9...16,2 В на батарее.
Далее необходимо зафиксировать время заряда и продолжать заряд АКБ еще два часа (при постоянных токе 13 заряда, напряжении U3 заряда и плотности у электролита). За эти два часа происходит восстановительный переразряд батареи, при котором сульфат свинца растворяется в самых тонких и глубоких канальцах активных масс. По истечении двух часов перезаряда, не прерывая тока заряда, необходимо провести окончательную коррекцию плотности и уровня электролита по банкам и продолжать перезаряд еще в течение одного часа. После коррекции за один час перезаряда аккумуляторы в исправной батарее становятся идентичными по всем параметрам.
На протяжении всего времени заряда надо следить за тем, чтобы температура электролита в одной из средних банок не стала выше 45°С. Если это произойдет, заряд надо временно прекратить.
После окончания 3-х часового перезаряда батарею необходимо обесточить и дать ей остыть до температуры в помещении 17...25°С.
Количество электричества С3, которое получит батарея за время ступенчатого заряда, можно рассчитать по формуле: С3 = l3it3l + 1з2132, где t3l,t з2 — продолжительности заряда током 1з1 = 0,1 Сн и током 1з2 = 0,05 Сн (в часах). Время перезаряда в продолжительность t32 не включается.
Теперь АКБ необходимо поставить на тренировочный разряд током 0,05 Сн А и зафиксировать время начала разряда, а также начальную температуру разряда. Поддерживая ток разряда постоянным и записывая через 2...3 часа температуру электролита, надо не пропустить тот момент, когда напряжение разряда на батарее станет равным 10,5+0,1 В или 1,75 В на отдельном аккумуляторе. Это напряжение является конечным напряжением разряда и указывает на то, что АКБ полностью разрядилась.
Емкость С6р, отданная батареей при разряде, определяется следующим образом:
Сбр = 0,05 Сн t р/[1 + 0,01 (Тср - 25)], где Сн — паспортная (номинальная) емкость батареи в ампер-часах, указанная на заводской этикетке; tp — продолжительность разряда в часах;
ТСР — (Ti + Т2 +...+ Тп)/п — средняя температура электролита в °С за время разряда; п — число и номер измерений.
• Величина С6р, измеренная и рассчитанная описанным способом, называется рабочей (остаточной) емкостью батареи. Она должна быть не менее 50% от Сн, чтобы батарея могла еще некоторое время поработать на борту автомобиля. Батарею, еще пригодную для последующей эксплуатации с С6р 0,5 CHj снова полностью заряжают постоянным током 13 = 0,05 С2о А в течение 20-ти часов.
• Если батарея имеет остаточную емкость менее 0,8 С20, ее заряд током 13 = 0,05 С20 до состояния полной заряженности будет продолжаться менее 20-ти часов, но трехчасовой перезаряд и в этом случае необходимо выполнить.
Состояние полной заряженности аккумуляторной батареи определяют так же, как и при первом тренировочном заряде.
4.8. Тренировка необслуживаемых батарей
Что касается необслуживаемых и монолитных АКБ, то их сервисное обслуживание отличается только в части процедуры заряда. Их заряжают в основном при постоянном напряжении U3 = 14,5±1 В. Однако, если батарея сильно разряжена, ее заряжают смешанным способом. Начальный ток заряда устанавливают не более 0,1 С„ А и поддерживают его постоянным до тех пор, пока зарядное напряжение на батарее не станет равным 13,5±0,1 В при температуре в зарядном помещении 25±5°С. После этого батарею заряжают не менее 20-ти часов при постоянном напряжении. Далее напряжение заряда устанавливают 14,5 В и поддерживают его постоянным на протяжении десяти часов заряда. Полная заряженность необслуживаемой и монолитной батарей проявляется по резкому падению тока заряда почти до нуля (при постоянном напряжении заряда 14,5 В). Временные зарядные характеристики для случая смешанного заряда необслуживаемой АКБ приведены на рис. 4.4, г.
Если напряжение на АКБ не превысит значения 14,5 В (что иногда имеет место при заряде на борту автомобиля от генератора с неисправным регулятором напряжения), то перезаряда в необслуживаемых батареях не происходит. По этой причине даже для батарей с малой остаточной емкостью увеличение продолжительности заряда до 30-ти часов не представляет опасности. Остаточная емкость необслуживаемых и монолитных батарей определяется в режиме тренировочного разряда так же, как и для обычных АКБ. Но так как температура электролита в аккумуляторах, не имеющих пробок, измерена быть не может, в формулу для расчета С6р вместо средней температуры Тср электролита подставляют среднее значение температуры в зарядном помещении и прибавляют к нему 10°С на самопрогрев АКБ при заряде. Тогда
С6р = 0,05 С20 tp / [1 + 0,001 (Т - 25)], где Т = Тк + 10°С; Тк — температура в помещении (20...30°С).
4.9. Определение остаточного срока службы батареи
Степень разряженности батареи, определенная сразу после ее снятия с автомобиля, служит важным показателем технического состояния автомобильной бортовой системы электроснабжения.
Так, если после проведения контрольно-тренировочного цикла выясняется, что АКБ поступила на сервисное обслуживание со степенью разряженности более 10% от остаточной емкости С6р, то это говорит о том, что батарея постоянно недозаряжалась автомобильным генератором. Недозарядка, как и перезарядка, понижает срок службы АКБ.
Причинами недозаряда чаще всего являются:
слабое натяжение ремня генератора;
несоответствие климатической зоне эксплуатации автомобиля рабочего диапазона регулирования напряжения генератора;
низкая плотность электролита в АКБ зимой;
— скрытая неисправность в генераторе. Основной причиной перезаряда АКБ на автомобиле является повышенное напряжение генератора. Перезаряд, полученный батареей от автомобильного генератора, проконтролирован быть не может.
Экспериментально установлено, что по остаточной емкости СбР можно ориентировочно определить ее остаточный срок службы КоСТ (в месяцах):
К^ = Кб [(2 С6р / С20) - 1],
где Кб — номинальный срок службы батареи при соблюдении правил эксплуатации. Данная эмпирическая формула хорошо согласуется с практикой. Из этой формулы следует, что аккумуляторная батарея с остаточной емкостью менее 50% от номинальной емкости Сн не имеет остаточного срока службы. Однако такую батарею можно использовать на автомобиле летом до полной выработки ресурса.
Практика показала, что даже глубоко разряженную батарею иногда можно привести в рабочее состояние специальными тренировками. Кроме того, нормально работающую батарею на втором-третьем году работы перед зимней эксплуатацией, необходимо подвергать профилактической тренировке.
Для проведения тренировок помимо зарядного устройства необходимо иметь устройство для разряда батареи (см. рис. 4.1).
На таком устройстве можно проводить все виды зарядно-разрядных работ, в том числе и контрольно-тренировочный цикл.
4.10. Рекомендации
Специалисту автосервиса, занятому техническим обслуживанием автомобильных аккумуляторных батарей, следует иметь в виду:
новая малообслуживаемая сухозаряженная батарея до начала эксплуатации должна храниться в герметичной целлофановой упаковке;
срок хранения новой сухозаряженной АКБ до продажи не должен превышать 12 месяцев со времени выпуска;
не следует покупать новую необслуживаемую залитую электролитом батарею, если вмонтированный в нее указатель степени заряженности указывает на разряженное состояние батареи;
при самостоятельной заливке батареи электролитом необходимо строго соблюдать правила приготовления электролита и техники безопасности при работе с серной кислотой и ее растворами. Применение индивидуальных средств защиты обязательно;
после заливки и зарядки батареи необходимо откорректировать приведенную плотность у2Ъ электролита под условия эксплуатации батареи в данном регионе и зафиксировать плотность у25 в сопроводительном документе на АКБ;
хранить АКБ следует только в заряженном состоянии и при пониженной температуре, летом в прохладном помещении, зимой — при температуре не ниже -20°С;
снятую с автомобиля АКБ для хранения следует подзаряжать не реже одного раза в 3 месяца (в теплых регионах) и не реже одного раза в 6 месяцев (в холодных регионах);
после 2.. .3-х лет эксплуатации батарею необходимо подвергать ежегодному профилактическому контрольно-тренировочному зарядно-разрядному циклу;
номинальная (паспортная) емкость Сн батареи является ее рабочим параметром только для номинальных условий эксплуатации (Т = 15...30°С). При отрицательных температурах рабочая емкость полностью заряженной батареи значительно ниже паспортной;
отдача по емкости исправной и полностью заряженной АКБ прежде всего зависит от температуры и тока разряда. В осветительном режиме (когда 1р = 0,05 Сн при Т 15°С) отдача может составить 95% от Сн. В режиме тока холодной прокрутки (1р = 3 Сн при Т = -18°С) отдача не превышает 8. ..10% от Сн.
1