СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу Шукшина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ «странного» человека в творчестве В.М Шукшина (по рассказам    «Чудик»,  «Критики», «Срезал»)

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу Шукшина»

Разработка урока по литературе в 6 Г классе.

Учитель: ХалбаеваЗ.И.

Тема: Образ «странного» человека в творчестве В.М Шукшина (по рассказам «Чудик», «Критики», «Срезал»).

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

Предметные:


Ι. Образовательные: систематизировать знания учащихся по произведениям В.М.Шукшина:«Чудик» , «Критики»; помочь учащимся обобщить понятие о шукшинском герое – «чудике»; выявить отношение автора к персонажам; помочь разобраться учащимся в оценке героев;

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся, навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное, развивать творческие способности.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, интерес к литературе и уважительное отношение к творчеству других людей.

Задачи:

  1. Формировать учебно-исследовательские умения и навыки работы с текстом через реализацию метода «шести шляп мышления»;

  2. Развивать способности создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуации общения.

  3. Формировать умение видеть связь литературного произведения и  реальной жизни, понимание нравственных поступков героев книг.

  4. Расширить знания учащихся о В.М.Шукшине и его книгах;

  5. Развивать творческие способности обучающихся.



Планируемый результат:

Личностные УУД

Осуществляет продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками в разных точек зрения, умеет находить выходы из спорных ситуаций, не создавая конфликтов.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Умеет находить и обрабатывать информацию с использованием дополнительной литературы, словарей, справочников, осуществляет анализ информации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Регулятивные УУД

Умеет принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей и способов достижения с учетом конечного результата; вносит необходимые коррективы после анализа хода и способа действий решения поставленной задачи, понимает особенности своего мышления, контролирует свой образ мыслей, более точно соотнося его с поставленными задачами.

Коммуникативные УУД

Умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готов признавать возможность существования разных точек зрения, аргументировать и излагать свое мнение.

Задачи:

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, уметь планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию, то есть оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке;

познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость

чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения, ориентироваться в тексте, находить нужную информацию, отвечать на вопросы учителя, сравнивать поведение персонажей, делать выводы;

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё

 мнение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других;

  • обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности

  • создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся

Методы: проблемно-поисковые (побуждающие и подводящие к монологу и диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, метод «6 шляп мышления».

Приемы: монолог, диалог, выразительное чтение, художественный пересказ, инсценировка эпизода, верные и неверные утверждения, кластер.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.

Средства обучения: компьютер, презентация, запись песни о В.М.Шукшине в исполнении В.С.Высоцкого, учебник, текст рассказа «Чудик».

Оформление: выставка книг В.М.Шукшина, эпиграф к уроку на доске.

(К эпиграфу обратиться позже, в середине урока или в конце)

Эпиграф: Нам бы про душу не забыть.

Нам бы немножко добрее быть…

В.М.Шукшин

Ход урока:

I Организационный момент – сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку. Для настроя к уроку звучит песня В.Высоцкого «Песня памяти Василия Шукшина».

II. Целеполагание. Мотивация

А)Прогнозирование по названию. Словарная работа

На доске и в тетрадях все записывают слово Чудики, без сообщения имени автора и названия урока.

- Запишите синонимы к данному слову (записывают на доске). (Прием кластер)

- Что говорят нам словари о значении слова? Такого слова в словарях не найдем, а вот слово чудак есть.

«Чудак» - человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают удивление, недоумение у окружающих.

- Как вы думаете, это слова - синонимы?

Б) Актуализация знаний. Слово учителя или выступление ученика с отрывком из стихотворения Игоря Пантюхина. Выявление проблемных вопросов.

Метели над землёй отголосили,

В цвету калина тонет, как в снегу.

Я Шукшина представить без России

Как без него Россию, не могу…


А странные опять приходят люди,

Чтоб посидеть с ним рядом, пошутить

О том, что было, и о том, что будет

Неспешно с земляком поговорить…

- Как относится поэт к В.М.Шукшину?

- О каких странных людях говорит автор этого стихотворения?

(о необычных людях, не похожих на всех, о чудиках)

В) Проблемная ситуация.

- Один из критиков (И.Дедков) утверждает, что рассказ Шукшина – это честный «рассказ о повседневных испытаниях обыкновенной человеческой души». Уловили противоречие?

- Какова цель нашего урока? На какие вопросы постараемся ответить? ( Кто такой Чудик? Чудик – «странный» герой или обыкновенный? Живут ли чудики среди нас?

Легко ли им жить? Как вы думаете: быть чудиком хорошо или плохо в наше время? - проблемные вопросы).

- Чтобы ответить на эти проблемные вопросы, постараемся проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Чудик».

III. Этапы работы по анализу текста. Коммуникация (поиск новых знаний в группе и индивидуально). Работа в группах.

- А теперь, ребята. Мы с вами работаем по группам, используя метод 6 шляп мышления. Начнем с синей шляпы. Это супершляпа. Разрешите мне ее надеть и начать управлять всем процессом. Или кто-то желает надеть синюю шляпу?

1. Индивидуальное задание. Прием «Верные и неверные утверждения». Проставить плюс или минус в 1 –ом столбике «До». До анализа рассказа.

. Верные и неверные утверждения

До

Утверждения

После


  1. «Странные» герои В.М.Шукшина проживают только в деревне.

-


  1. Юмор у писателя – это злой смех.

-


  1. Среди «странных» героев В.М.Шукшина есть и античудики.

+


  1. Чудик – это тот же чудак, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих

+


  1. Речь чудиков близка литературному языку.

-


  1. Автор идеализирует своего «странного» героя.

-


  1. Комическая ситуация в рассказе – это нелепая ситуация.

+


  1. Чудики В.М.Шукшина – «талантливы».

+


  1. В «странном» герое Шукшина нет чувства собственного достоинства

-


  1. Своим необычным поведением чудик проявляет протест против ограничения свобод и прав, против застоя и оглупления людей.

+


  1. «Странные» герои В.М.Шукшина – это обыкновенные люди.

+-


- Какие –то вопросы вызвали затруднение?(Да)

- Вызвавшие затруднения вопросы вы пересмотрите После анализа рассказа.

2. Задание группам: обсудить свои вопросы в группе, подготовиться к выступлению

3. Выступления групп. 1 мин на размышление. Выступление на 2мин.

1 группа. «Белая шляпа». Факты. (Ученый) Рассказ «Чудик». Пересказы, инсценировка эпизода, выразительное чтение по ролям – форму выступления выбирают сами члены группы.

- Назовите героев и кратко передайте содержание рассказа(самая важная информация о чудике)

Более подробные вопросы для 1 группы Белая шляпа:

1) Что мы узнаем о Чудике в начале рассказа и в конце?

2) Какую информацию мы получаем о нем в эпизоде в магазине?

3) Какую информацию мы получаем о нем в эпизоде встречи с братом?

4) Как описана внешность Чудика?

5) Какое важное средство для создания характера использует автор?


2 группа. Красная шляпа. Эмоции. (Чувства). Возможна инсценировка.

- Какое настроение вызвал у вас рассказ? Было грустно или весело?

- Какие чувства возникли у вас по отношению к Чудику?

- Найдите ошибки в речи Чудика, просторечные слова. Какой эффект они создают?

Свои высказывания можно начать так: «Меня удивило…», «Меня восхитило…», «Меня возмутило…», «Меня рассмешило..», «На меня не произвело никакого впечатления…» и т.д.

3 группа. Желтая шляпа. Позитив. (оптимист).

- Что больше всего понравилось вам в рассказе «Чудик»?

- Что хорошего можно взять из рассказа для себя?

- Какие положительные черты характера вы отметили в Чудике?

- Хорошо ли быть чудиком?

4 группа. «Черная шляпа». Пессимист.(Критик). Проблема.

- Что плохого в поступках героев вы обнаружили?

- Какие проблемы пытается обозначить автор в рассказе, изображая конфликт?

- Почему чудика не понимают? Почему к нему так относятся?

- Плохо ли быть чудиком?

5 группа. Зеленая шляпа. Творчество. (Креативщик).Новые идеи.

- Что показалось необычным в образе чудика? Что бы вы хотели изменить?

- Какое продолжение можно было бы придумать?

- Можете написать синквейн, нарисовать рисунки и объяснить их.

Синквейн

  • Слово – тема _____________________________

  • 2 прилагательных _________________________________

  • 3 глагола __________________________________________

  • Яркая фраза, цитата, навеянная темой_________________________________

Метафора (итоговое слово) ____________________________________


6 группа. Синяя шляпа. Супер шляпа. (Философ). (Обобщение). Учитель в синей шляпе.

- Чего мы достигли? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?

4. Задание в паре. Верные и неверные утверждения. После.

- Еще раз делаем попытку верно выполнить задание. Ответы пишем в колонке После.

Взаимопроверка. Верно выполненные задания отметьте галочкой.

Критерии оценивания:

«5»- 10-11баллов -галочек

«4»- 8-9 баллов

«3»-6-7 баллов

IV. Рефлексия. Просмотр заданий на экране.

Или составление синквейна.

- С каким настроением вы работали? Довольны ли вы собой?

Как вы думаете, чудик –это странный герой или обыкновенный? ( Это герой странный с виду, но добрый в душе, открытый, готовый помочь каждому, это люди с обостренным чувством к унижению человека, «когда его ненавидят, ему очень больно», это люди самокритичные.

- Обратимся к эпиграфу урока. Почему именно эти слова писателя я взяла эпиграфом к уроку?

V. Д.з. А – написать письмо дочери В.М.Шукшина, В - написать продолжение рассказа, С – написать отзыв или сочинение-миниатюру «Странные» люди в рассказах Шукшина» (по составленному в тетради кластеру).

Прочитать рассказы писателя:«Срезал», «Обида», с.126 знать основные положения статьи «Странные люди» –герои Шукшина»





































. Верные и неверные утверждения

До

Утверждения

После


  1. «Странные» герои В.М.Шукшина проживают только в деревне.



  1. Юмор у писателя – это злой смех.



  1. Среди «странных» героев В.М.Шукшина есть и античудики.



  1. Чудик – это тот же чудак, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих



  1. Речь чудиков близка литературному языку.



  1. Автор идеализирует своего «странного» героя.



  1. Комическая ситуация в рассказе – это нелепая ситуация.



  1. Чудики В.М.Шукшина – «талантливы».



  1. В «странном» герое Шукшина нет чувства собственного достоинства



  1. Своим необычным поведением чудик проявляет протест против ограничения свобод и прав, против застоя и оглупления людей.



  1. «Странные» герои В.М.Шукшина – это обыкновенные люди.



. Верные и неверные утверждения

До

Утверждения

После


  1. «Странные» герои В.М.Шукшина проживают только в деревне.



  1. Юмор у писателя – это злой смех.



  1. Среди «странных» героев В.М.Шукшина есть и античудики.



  1. Чудик – это тот же чудак, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих



  1. Речь чудиков близка литературному языку.



  1. Автор идеализирует своего «странного» героя.



  1. Комическая ситуация в рассказе – это нелепая ситуация.



  1. Чудики В.М.Шукшина – «талантливы».



  1. В «странном» герое Шукшина нет чувства собственного достоинства



  1. Своим необычным поведением чудик проявляет протест против ограничения свобод и прав, против застоя и оглупления людей.



  1. «Странные» герои В.М.Шукшина – это обыкновенные люди.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Вопросы для 1 группы Белая шляпа:

1) Что мы узнаем о Чудике в начале рассказа и в конце?

2) Какую информацию мы получаем о нем в эпизоде в магазине?

3) Какую информацию мы получаем о нем в эпизоде встречи с братом?

4) Как описана внешность Чудика?

5) Какое важное средство для создания характера использует автор?



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы для группа №2 Красная шляпа. Эмоции. (Чувства). Возможна инсценировка.

  1. Какое настроение вызвал у вас рассказ? Вам было грустно или весело?

  2. Какие чувства возникли у вас по отношению к Чудику?

3. Найдите ошибки в речи Чудика, просторечные слова. Какой эффект они создают?

Высказывания можно начать так: «Меня удивило…», «Меня восхитило…», «Меня возмутило…», «Меня рассмешило..», «На меня не произвело никакого впечатления…» и т.д.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

3 группа. Желтая шляпа. Позитив. (оптимист).

- Что больше всего понравилось вам в рассказе «Чудик»?

- Что хорошего можно взять из рассказа для себя?

- Какие положительные черты характера вы обнаружили в Чудике?

- Хорошо ли быть чудиком?



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

4 группа. «Черная шляпа». Пессимист.(Критик). Проблема.

-Сравните поведение героев в рассказе.

-Что плохого в поступках героев вы обнаружили? Эпизод «В самолете»

- Какие проблемы пытается обозначить автор в рассказе, изображая конфликт? Почему чудика не понимают? Почему к нему так относятся?

- Плохо ли быть чудиком?



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

5 группа. Зеленая шляпа. Творчество. (Креативщик).Новые идеи.

- Что показалось необычным в образе чудика? Что бы вы хотели изменить?

- Какое продолжение можно было бы придумать?

- Можете написать синквейн, нарисовать рисунки и объяснить их.

Синквейн

  • Слово – тема _____________________________

  • 2 прилагательных _________________________________

  • 3 глагола __________________________________________

  • Яркая фраза, цитата, навеянная темой_________________________________

  • Метафора (итоговое слово) ____________________________________
















Черты «странного» героя произведеня В.М. Шукшина.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!