Просмотр содержимого документа
««Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»»
Образование — лучшее обеспечение старости.
Аристотель
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание Человек –
Стоит, друзья, учиться!
Э. Асадов
Будущее нашей Республики в руках тех,
кто учится и учит!
Основа любого государства — образование своей молодежи.
Диоген
Сценарий проведения первого урока
«Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»
Цель. Развитие у обучающихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника: формирование положительной мотивации к самообразованию, содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном информационном пространстве.
Задачи:
формировать у детей понимание необходимости знаний для жизни; повышать мотивацию к овладению знаниями и приобретению необходимых навыков;
развивать любознательность, внимание, наблюдательность, умение сравнивать; создавать условия для саморазвития и самосовершенствования ребенка; развивать инициативность, целеустремлённость, настойчивость; формировать ценностно-смысловые образовательные компетенции;
воспитывать у обучающихся правильное отношение к учёбе как источнику духовного развития личности, её социализации; воспитывать активную гражданскую позицию, стремление совершенствовать свои способности к учению.
Эпиграф
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание Человек –
Стоит, друзья, учиться!
Э. Асадов
Учитель
День знаний – особенный праздник, добрый, светлый, оптимистичный. Это праздник, который задаёт настрой на весь учебный год и ученикам, и их родителям, и педагогам. Это праздник, который дарит радость новых открытий, общения, совместной деятельности на благо нашего родного города, нашей Республики. Поэтому так актуальна тема Первого урока, предлагаемая общеобразовательным организациям в 2017-2018 учебном году Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, – «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите».
Знания - это источник творчества, вдохновения и неустанного поиска своего места в мире, знания - это путь к саморазвитию и самосовершенствованию, знания - это двигатель прогресса и фундамент человеческой цивилизации.
Ученица
В Древней Греции уважали образованных людей, прислушивались к их мнению. «Основа любого государства — образование своей молодежи,» - говорил Диоген.
Я уверена, что будущее нашей Республики в руках тех, кто учится и учит!
Ученик
А где мы получаем знания? Правильно, в школе. Здесь мы еще и играем.
Игра «Доскажи словечко»
Грамоту учу усердно,
Чтоб в тетрадях непременно
Без ошибок я писал,
Правила учил и знал.
Я лениться не привык!
Русский выучу… (язык)!
Я считаю и решаю,
Цифры ровненько пишу.
Никогда не забываю,
Если в столбик заношу.
Вот – квадрат, вот – треугольник,
Знает это каждый школьник.
И это не грамматика!
Это – … (математика)!
Я здоровым быть хочу
И поэтому учу
Гигиену и режим,
Тренируюсь на отжим,
Крепнет вся мускулатура
На уроке… (физкультуры).
Натюрморт, цветы и вазу
Нарисую здесь я сразу.
Удивлю вас всех стараньем
На уроке … (рисованья).
Сказку Лёня не читает:
Не умеет, букв не знает.
У него одна охота –
Подразнить, толкнуть кого-то.
Получил он в День Рождения
На открытке поздравление.
Не прочёл, ведь нет умения.
Научите Лёню… (чтению).
Образование всегда требует достаточно больших государственных вложений, самые большие затраты на среднее и начальное образование на душу населения регистрируются у Аляски, а вот самые маленькие суммы — у Сомали (менее миллиарда долларов в год). Кстати, именно в Сомали в 1990 году было зарегистрировано наибольшее количество неграмотных среди цивилизованных стран - 76%.
Старейший из ныне действующих университетов — вовсе не Сорбонна и не Кембридж, а Мусульманский университет Карауин, основанный в 859 году в марокканском городе Фес.
40-минутные уроки тянутся бесконечно долго? А знаете ли вы, что самая длинная университетская лекция длилась 54 часа подряд! Она была прочитана в государственной высшей школе Лэйдли (Квинсленд, Австралия) профессором Мари Барроуз в рамках курса биологии.
Если вы хотите хорошо зарабатывать, преподавая, то вам стоит отправиться в Швейцарию, где зарплата учителей начинается от 33000 долларов в год.
Если вы полагаете, что 11 лет учебы – чересчур долго, то вам следует отправиться в Мали, где дети учатся в школе всего два года! В возрасте 10-12 лет большинство уже начинает работать.
Для тех, кто считает, что на образовании детей нельзя экономить, рекомендуем Международную школу юных леди и джентльменов Айвлоа Спенсера (Великобритания). Месячные курсы здесь стоят ок. 80 тыс фунтов стерлингов и выше. Зато студенты живут в лучших отелях Лондона, посещают балет и оперу и берут уроки этикета.
Первый в мире пазл создал в XVII веке Джон Спилсбури, английский картограф, в чисто образовательных целях. Это была карта Европы, разрезанная на кусочки-государства. Детям пришлось по вкусу обучение географии с помощью такой забавной головоломки. Первые пазлы-игрушки начали выпускать много позже.
В греческих вузах студентам предоставляется настолько много льгот, что многие из них затягивают обучение до 30 лет. Здесь абсолютно бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и питание в студенческих столовых, есть скидки на проезд и многое другое.
И последнее: работники с высшим образованием во многих странах получают в среднем в 2,5 раза больше, чем сотрудники без диплома.
Ученик
Герой стихотворения Симоновой С.И. хотел получать большую зарплату без образования.
Учись, Серёжка!
«А я в школу не пойду!
Без неё не пропаду! –
Закричал малыш Серёжка, –
Подрасту ещё немножко
И директором я стану,
Буду ездить я по странам.
А на фабрике моей–
Сто игрушечных зверей,
Самолётики, машинки,
Разноцветные картинки,
И мозаика, и шашки,
Пирамидки, Чебурашки…
Для того чтоб поиграться,
Не хочу учить, стараться».
Но не знает наш Серёжа,
Что лишь труд ему поможет.
Чтоб достичь вершин науки,
Приложи старанья, руки.
Добросовестно учиться–
В жизни, друг мой, пригодится! (Симонова С.И.)
Учитель
Какой вывод мы можем сделать?
Да, ребята, чтобы достичь в жизни того, что хочешь, нужно учиться.
- А какие черты характера нам в этом помогут? (Настойчивость, терпение, трудолюбие, усидчивость, старательность)
- Какими должны быть знания? (Прочными)
Ученик 2
Послушайте притчу
Притча 1
Способы открыть сундук
Учитель принёс сундук и сказал ученикам:
— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.
Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил:
— Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
Ученик 3
Притча 2
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни?
Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал:
— Самое главное в жизни — это здоровье.
Другой сказал:
— Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.
Третий сказал:
— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.
После того, как высказались все, они спросили у Сократа:
— А ты что думаешь об этом?
Сократ сказал:
— Я думаю, что самое главное в жизни — это образование!
Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который знает свое дело, образован?
Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который знает свое дело и образован, потому что признают его наиболее достойным.
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что знания и образованность являются наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.
Тренинг «Самое главное в жизни»
На доске записаны стремления:
Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Слава
Деньги, богатство
Дружба
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая пища
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть или положение
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на Земле
Счастье близких людей
Благополучие нашего города, государства
Задание1. Ребята, читая внимательно каждое из стремлений, отметьте, какие из них материальные, а какие нематериальные.
Примечание. Перед выполнением этого задания нужно объяснить подросткам значение слов «материальный» и «нематериальный».
Материальным называется то, что можно увидеть, потрогать или еще как-то воспринять органами чувств; можно продемонстрировать или доказать факт существования.
Нематериальное нельзя потрогать и, следовательно, проверить наличие; тем не менее это существует.
Ученик
В представленном списке к материальным ценностям относятся деньги, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, хорошая квартира, хорошее здоровье.
Остальные цели, которые побуждают деятельность и делают жизнь осмысленной, являются нематериальными.
Задание 2. Выпишите пять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни больше всего. Работайте индивидуально на своем листочке!
Производится опрос и выясняется, что самое главное для каждого учащегося (пять выбранных целей). На доске отмечаются звездочками повторно упоминаемые пункты.
Ученица
Достаточно ясно, что люди должны жить в тепле и чистоте, хорошо питаться, но если жизнь подчинена насыщению только этих потребностей, счастье будет кратковременным. Если человек сыт, никакая еда не сделает его счастливее. Не следует совершенно отвергать материальные ценности.
По поводу того, что является самым главным в жизни человека, возникают разногласия. На самом деле вопрос, что же является главным в жизни, материальные блага или нематериальные стремления является непростым, дискуссионным. Об этом рассуждают философы, журналисты, писатели. И каждый человек самостоятельно ищет на него ответ. В соответствии с ним и складывается жизненная позиция: активная или пассивная. Некоторые достигаю высот в карьере, счастья в семье, стабильности и благополучия, а некоторые так и остаются невеждами (как Митрофанушка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
Ученик
Можно сделать вывод: для получения материальных благ (большой квартиры, высокой зарплаты, дорогого автомобиля и т.д.) нужно приложить усилия. Активная позиция, когда человек стремится к поставленной цели, самосовершенствуется, хорошо учится, является более плодотворной. Такие люди более удачливы в жизни и добиваются больших успехов. Ребята, делайте выводы пока не поздно и можно всё исправить!
Безграмотными в XXI веке, как точно и ёмко определил американский философ Э. Тоффлер, считаются не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
Учитель
Вы – юные граждане Донецкой Народной Республики. Вам в будущем развивать нашу молодую страну и жить в ней достойно. А для этого вы должны учиться, чтобы стать грамотными специалистами. Мы взрослые, в вас верим и надеемся на вас.
И если кто-то из вас после этого урока решит повысить свою оценку по русскому языку или математике, то сделает шаг в свое благополучное будущее, к успеху. Но, полагаю, вы понимаете, что такие изменения возможны лишь благодаря целенаправленному и упорному труду. И имя этому труду – учение. Учение с увлечением, учение с любовью, учение во имя будущего.
Деятельность – единственный путь к знанию. (Б. Шоу)
2