Любовь и уважение к родителям –
важнейшее нравственное качество личности.
Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Ребята мы продолжаем говорить о нравственности. Вспомним ЗПН «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» И сегодня мы разберём ещё 1 асмпект, раскрывающий данное правило.
3.Постановка проблемы.
Мы всегда на уроках ОРКСЭ поднимаем серьёзные и важные вопросы. Ведь от их решения зависит ваша жизнь и тех, кто рядом Послушайте рассказ В.Осеевой «Бабака»и, я надеюсь, вы определите тему нашего разговора.
В.Осеева Бабка.
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, как большая тень.
— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
— Старый человек... Куда же ей деться?
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила:
— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького...
Подходила к Борьке:
— Вставай, в школу пора!
Борька прятал голову под одеяло:
— Иди ты, бабка...Мама, чего она гудит над ухом!
-- Боря вставай, - говорил отец, а вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый платок.
— Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот... Уходила на работу мать.
И бабка начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала.
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами:
— Бабка, поесть!
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:
— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами и шептала:
— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!
После Обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:
— Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка:
— «Почитай»! — ворчал Борька. — Сама не маленькая!
— Да что ж, коли не умею я.
Со двора доносился визг ребят.
— Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
— Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо сказала:
— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
— Как это — главная? — заинтересовался Борька.
— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет!
- Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.
- Чудно! Старых все уважают.
— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас... сыта и здрава.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
— Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит.
Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.
Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:
— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо.
Борька удивлялся:
— Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!
Бабка улыбалась морщинистым лицом.
Борьку вообще интересовало бабкино лицо.Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие.
— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.
Бабка задумывалась.
— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.
— Как же это? Маршрут, что ли?
— Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось.
Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни — неужели все лицо такими нитками затянется?
Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы. Борьку одолевало любопытство.
— Что у тебя там, бабка?
— Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!
Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.
Борька дразнился, гремя замками:
— Все равно открою!..
Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.
Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.
— Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.
— В землю врастает, — шутил отец.
— Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.
Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый обеденный прибор.
На другой день бабку схоронили. А вечером открыли сундук. Пахло залежавшимися вещами.
Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.
— Мой еще, — сказала она и низко наклонилась над сундуком. — Мой...
На самом дне загремела шкатулка, у Борьки отчего-то сжалось сердце.
Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел
его в руках, прищурился и громко прочел:
— «Внуку моему Борюшке».
Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».
И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая.
Домой Борька пришел поздно; глаза у него распухли от слез. Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»
4.Выведение темы и цели.
-О чём заставляет задуматься этот рассказ?(Об отношении к родителям)
Верно, и наша тема «Почитание родителей»
-Зачем нам об этом размышлять?(Чтобы понимать, какую роль играют родители в нашей жизни и никогда их не обижать, а придёт время – заботиться о родителях, бабушках и дедушках.)
5.Открытие нового знания.
- Вы, наверное, часто слышали фразу «Дети должны уважать своих родителей, бабушек, дедушек»
- А почему? (Они подарили бесценный дар –жизнь. Они любят своих детей и заботятся о них)
- Вернёмся к рассказу. Кто в нём главный герой? (Борька)
-Вы считаете его отношение к бабушке правильным или нет? Почемуон позволял себе обижать бабушку? Докажите своё мнение.
- Когда мальчик вырастет, как сложатся его отношения с родителями? Аргументируйте ответ.
6. Работа в группах.
Предлагается набор пословиц.
- Выберите те пословицы, которые соответствуют теме занятия.Объясните свой выбор.
1.Под лежачий камень вода не течёт.
Маленькие дети — руки болят, большие дети — сердце болит.
С миру по нитке – бедному рубаха.
2.Не зная броду, не суйся в воду.
Гость на порог - счастье в дом.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
3. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Посади свинью за стол - она и ноги на стол.
Копейка рубль бережет.
4.Мать — святыня, с ней не спорят.
Поклониться - голова не отвалится.
Воду в ступе толочь — вода и будет.
5.Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Подальше положишь, поближе возьмешь.
А какая пословица могла бы стать эпиграфом нашего разговора? (Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.)
Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, пословицы, как правило, берут своё начало из христианских источников и, следовательно, имеют воспитательное назначение и духовно-нравственное содержание.
Из всего курса ОРКСЭ наш предмет – светский инее связан с определённой религией. Но я хочу сказать, что этические нормы и правила и православные заповеди имеют общую мораль. Существует 10 заповедей христианской морали. 5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Эта заповедь предполагает от детей уважения, покорности и послушания по отношению к родителям; учит почитанию старших младшими. Уважение и любовь к родителям провозглашается во всех религиях мира.
- А как соотнести с ЗПН ваши выводы? ( относись к своим родителям так как хочешь, чтобы к тебе относились в будущем дети.)