11
ГКОУ РО Зерноградская специальная школа-интернат
Дифференциация звуков « Ж-Ш»
(групповое логопедическое занятие)
1 «Д» класс
Учитель – логопед Каракозян Ю.М.
г. Зерноград
2023
Тема урока: Дифференциация звуков Ж-Ш
(Формирование универсальных учебных действий на групповом занятии)
Цели по формированию УУД на логопедическом занятии:
Для формирования личностных учебных действий:
-положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
-фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
-с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
-ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;
-самостоятельно оценивать собственную деятельность
для регулятивных учебных действий:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия для выполнения задания;
для познавательных:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;
для коммуникативных: -осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками
самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Цели традиционного логопедического воздействия:
Образовательные
-дифференциация звуков Ж-Ш
Коррекционно-развивающие
-развитие мелкой моторики
-развитие фонематических процессов
-пополнение и активизация словарного запаса
-развитие психических процессов
-развитие просодики голоса, речевого дыхания
-развитие артикуляционной моторики
Воспитательные:
-прививать интерес к логопедическим занятиям
- воспитывать бережное отношение к вещам;
Здоровьесберегающие:
-использование психогимнастики, смена положений и упражнений для предотвращения психической и физической усталости.
Оборудование: зеркала, серия картинок, звуковые сигналы, касса букв, сигналы, профиль звука, презентация
Конспект занятия:
Психологический настрой
- Чему учимся на групповом занятии?
Дет. Звуки слушать внимательно,
Произносить старательно,
Говорить спокойно, внятно,
Чтобы было всем понятно!
- К нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их и покажем, чему мы научились!
Введение в тему.
- Сегодня к нам на занятие пришли два мальчика. Попробуйте угадать, как их зовут, а я вам немного подскажу, их имена состоят из двух слогов: Елена, Марина, Шура, Наташа, Женя.
- Правильно, это Женя и Шура.
- Давайте выложим их имена буквами.
- Назовите первый звук в имени мальчика - «Ж», дайте характеристику звука [Ж]
- Как зовут второго мальчика? Правильно, Шура. Назовите первый звук в имени мальчика - «Ш», дайте характеристику звука [Ш].
- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? (различать звуки Ш,Ж)
2. Подготовительный этап
- Что помогает нам правильно и красиво говорить?
(губы, зубы и язык)
2.1 Мимическая гимнастика
- Шура и Женя хотят, чтобы вы передали настроение, которое я покажу!
К ним подружка приходила,
Их немного разозлила!
А потом и удивила
Сильно, сильно огорчила,
А потом - развеселила!
Смотрит, улыбается,
Чтобы всем понравится!
- С каким настроением мы проведем урок? Покажите! (с радостным).
2.2 Дыхательная гимнастика.
- Сейчас будем вырабатывать умение управлять воздушной струёй. Возьмите тренажеры. Сделаем вдох через нос и на выдохе подуем (3-4 раза)
2.3 Пальчиковая гимнастика.
- В руки шарики возьмем
И ладошки разомнем
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони).
Поверну, а ты проверь
— Сверху правая теперь!
2.4 Самомассаж
Ручки растираем и разогреваем (потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз)
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губки: верхнюю и нижнюю)
Мы теперь утятки – клювики потянем (губы в трубочку)
Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)
Уголками губ мы щечки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)
А потом от носа вниз к губам стекаем (спиралевидные движения по носогубной складке)
Губки пожуем мы (покусат верхнюю и нижнюю губку)
Шарики надуем (раздувают щеки)
И губами вправо-влево потанцуем (пальчики двигают верхнюю и нижнюю губу в разные стороны)
Мы язык за губу заворачиваем (подвернуть язык под верхнюю губу)
Кулачком по губе поколачиваем (постучать кулачком по верхней губе)
За другую губу заворачиваем (подвернуть язык под нижнюю губу)
И другим кулачком поколачиваем (поколачиваем кулачком по нижней губе)
Тянем подбородок (разминаем подбородок с оттягиванием его вниз)
И к ушам щипаем (пощипываем нижнюю челюсть)
А потом по шейке
Ручками стекаем (поглаживаем шейку всей ладошкой от ключицы к ключице)
2.5 Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Трубочка»
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Чашечка»
Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
« Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Остудим чаек» или «Парус»
Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.
-Для чего мы выполняли все эти упражнения?
(Чтобы правильно и четко говорить)
VI. Артикуляция звука [Ж] ( по профилю)
- Как расположены органы речи при произнесении звука Ж?
- Губы?
- Зубы?
- Язык?
(Губы округлены и выдвинуты вперед, зубы сближены, широкий кончик языка поднят к верхним зубам, идёт тёплая воздушная струя, голосовые связки вибрируют).
Артикуляция звука [Ш] ( по профилю)
- Как расположены органы речи при произнесении звука Ш?
- Губы?
- Зубы?
- Язык?
(Губы округлены и выдвинуты вперед, зубы сближены, широкий кончик языка поднят к верхним зубам, идёт тёплая воздушная струя, голосовые связки не вибрируют).
VII. Произнесите звук [Ш] по цепочке.
VIII. Дайте характеристику звука [Ж] (согл., твердый, звонкий)
-Покажите, каким сигналом мы его обозначаем?
Дайте характеристику звука [Ш] (согл., твердый, глухой)
-Покажите, каким сигналом мы его обозначаем?
IX. Развитие фонематического слуха
- Сегодня мы будем учиться научиться слышать и различать звуки [Ш] и [Ж] .
- Давайте произнесем звук [Ш], звук [Ж] (по цепочке)
- сейчас вы будете учиться узнавать звуки Ж и [Ш]:
А) среди других звуков
-что такое звук?
-если услышите звуки Ж или [Ш] – поднимите звуковой сигнал.
Н. Л, З, Ш, В, Ж, С, Ч, Ш, П, Ж
Б) Теперь среди слогов
- что такое слог? (часть слова)
- если услышите слог со звуком Ж покажите кулачок, [Ш] – хлопните в ладоши:
ша-жа аша-ажа
шо-жо ошо-ожо
шу-жу ушу-ужу
ше-же аше-аже
ши-жи иши-ижи
ша-шо-жо
жу-жу-шу
ши-же-ше
В) в словах
- если услышите звуки Ж и [Ш] и в слове, обозначьте звуковыми сигналами:
Муравей, жук, куст, лес, ужин, ежи, шалаш, желудь, шапка, жираф, жасмин, малина, школа
- Итог. Для чего мы выполняли все эти упражнения?
X. Обогащение словаря.
-Женя и Шура хотят отправиться за покупками. Я буду показывать картинку, а вы определите, кто это из мальчиков что купит?
Женя – вещи со звуком Ж, Шура – вещи со звуком [Ш] и определим место звука в слове.
Работа над словосочетаниями:
- Какого цвета мальчики купили вещи?
-рубашка, какого цвета? (желтая рубашка)
-пижама, какого цвета? (оранжевая пижама)
-шорты, какого цвета? (желтые шорты)
-жакет, какого цвета? (серый жакет)
-пиджак, какого цвета? (оранжевый пиджак)
-шуба, какого цвета? (серая шуба)
- жилет, какого цвета? (желтый жилет)
- шапка, какого цвета? (черная шапка)
Работа над составлением предложений:
Шура и Женя пошли в магазин. Шура купил желтую рубашку и черную шапку. Женя купил серый жакет и желтый жидет.
VIII.Итог урока.
- Какие дежурные звуки были у нас на уроке?
- Где мы их учились различать? (среди других звуков, в слогах, словах)
- Что нам помогало правильно произносить эти звуки и другие?
- Что нового мы узнали?