СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марина Цветаева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Марина Цветаева»

ХОД ВЕЧЕРА

Звучит романс «У зеркала» в исполнении А. Пугачевой (стихи М. Цветаевой, музыка М. Тавердиева).

Ведущая: Имя Марины Цветаевой, ее творчество известно во всем мире. Еще школьниками мы знакомимся с ее стихами, с ее прозой. Многие из нас и сегодня могут вспомнить и прочесть наизусть полюбившиеся строки из творчества Марины Ивановны. Спустя многие годы после первой встречи с творчеством Цветаевой мы непременно возвращаемся к ее стихам и воспринимаем их уже через призму своих переживаний.
Сегодня наш литературный вечер посвящен 116 годовщине со дня рождения М.И. Цветаевой.
Мы расскажем о жизни Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, об их удивительной встрече, об их любви, об их семейной жизни и трагической гибели.

Ведущий (слайд детство): Она родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу, фамусовских времен.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (Осень) октябрь на фоне тихой музыки звучит стихотворение М.И.Цветаевой «Красной кистью»).

Чтец: Красною кистью

Рябина зажглась

Падали листья

Я родилась

Спорили сотни колоколов

День был субботний:

Иоанн Богослов

Мне и до ныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Ведущий (слайд отец и мать): Отец Марины Цветаевой Иван Владимирович Цветаев был профессор Московского университета, основателем Музея изобразительных искусств. Будучи уже немолодым человеком Иван Владимирович Цветаев, похоронив горячо любимую первую жену, от которой остались дочь и сын, женился вторично. Этого не знали, но чувствовали его дочери от второго брака – Марина и Анастасия. Впрочем, отец был нежно привязан к их матери – Марии Александровне, женщине романтической, расставшейся в юности с любимым человеком, одаренной и самоотверженной.

«Счастливая, невозвратимая пара детства» была связана с рождественскими елками, с первыми книгами и рассказами матери.

Ведущий: Благополучие покинуло семью в тот год, когда Марине исполнилось 10 лет. Мария Александровна заболела чахоткой; ее здоровье требовало теплого, мягкого климата, и с осени 1902 года семья уехала за границу; Мария Александровна лежала в Италии, Швейцарии и Германии; Марина и ее сестра Ася жили и учились в частных пансионах. Иван Владимирович разрывался между Москвой и заграницей. Тоска полусиротства чередовалась с впечатлениями от недолговечных дружб, перемен мест и незабвенных впечатлений от прелестного итальянского Нерви, швейцарских величественных Альп, сказочного германского Шварцвальга.

Ведущий: Одиночество на людях – слишком рано познала юная Марина Цветаева, этот подарок жизни, раздвоивший ее душу. Мечтательная девочка, ищущая уединения, нуждающаяся в ласке, она редко бывала одна.

Мать – единственная, которая могла бы внести гармонию в ее смятенное сердце, - не была рядом; долгие зимние месяцы она оставалась лишь мечтой, - до каникул, когда дети наконец съезжались с родителями.

5 мая 1911 года на пустынном коктебельском пляже восемнадцатилетняя Марина Цветаева увидела красивого юношу перебиравшего гальку, которой был усеян берег. Ее поразили глаза юноши – огромные серо-голубые, печальные. Она тут же загадала: если он отыщет и подарит ей сердолик – любимый ее камень, то она станет его женой. Из груды камней юноша извлек один – единственный – это был сердолик – протянул Марине.
Вся предыдущая жизнь врозь оказалась лишь подготовкой к их жизни «вместе». Незадолго до коктебельской встречи каждый из них пережил свою трагедию. Объединенные смертью, Марина и Сергей, бросились друг к другу в объятия, чтобы выжить.

Чтец 3. На вопрос, кто же его невеста, Сергей с гордостью сообщил. «Это – самая великая поэтесса в мире, ее зовут Марина Цветаева». «А на что же вы будете жить?» – допытывалась сестра. «Не беспокойся, Марина – богатая, первое время проживем «так», а потом будем зарабатывать». «Чем?» «Марина – стихами, я – прозой».
Безмятежное счастье молодых омрачало одно обстоятельство – болезнь Сергея. Туберкулез – родовое проклятие семьи Эфронов – не обошел стороной и этого хрупкого юношу. Марина с жаром взялась за его лечение. Повезла на кумыс в Уфимские степи. Горячо поддержала идею провести зиму в Крыму, на чем настаивали врачи. Понять и принять чужую боль способен лишь человек, сам испытавший подобное. Мать Цветаевой – Мария Александровна умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет, а ее сестре Анастасии 12 лет.

Чтец 4.

Читает стихотворение М. Цветаевой «Маме».

В старом вальсе
Штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды
Все живые
И отрадный беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты.
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложены в сердца.

К детским снам, клонясь неутомимо
Без тебя лишь месяц в них глядел!
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто
Печален,
Скучен смех и чужд домашний
Кров…
Наш корабль не в добрый миг отчалил
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!


(Звучит вальс Шопена).

Ведущий (слайд Анна и Сергей): В январе 1912 года в Москве, в Палашевской церкви они обвенчались. Та Марина Цветаева стала женой Сергея Эфрона. Кончилось детство. Кончилась пора ученичества. Из девчонки, пишущей стихи, Марина Цветаева стала поэтом. Знающим себе цену. Идущим своим путем. В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, в половине шестого утра, под звон колоколов.

«Девочка – царица была!

Или схимница – Бог весть!

- Сколько времени? – светало

Кто-то мне ответил: - Шесть

Чтобы тихая в печали,

Чтобы нежная росла,

Девочку мою встречали

Ранние колокола.

Как и обещал Сергей сестре, они с Мариной с головой ушли в творчество и уже спустя несколько месяцев после венчания издали две книги – книгу стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» и прозу Сергея Эфрона «Детство». Марина посвятила книгу Сергею, а он свою – ей.
Осенью 1912 года у молодой четы появляется еще один плод счастливой любви – дочь Аля.

Читает стихотворение М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в вечности жена, не на бумаге, –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскидистых бровей –
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и
Умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.



Ведущий (слайд Анна с Алей): Замужество и рождение дочери послужило творческим импульсом в развитии Марины Цветаевой. И как личности, и как поэта. В стихах появляются новые темы, новые ритмы. Центром внимания и любви становится маленькая Аля – дочь Ариадна, названная в честь героини греческой легенды о Минотавре.

Але.

Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной – и всем чужой,

Пленительной амазонкой,

Стремительной госпожой!

И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить, как шлем,

Ты будешь царицей бала –

И всех молодых поэм.

И многих пронзит царица,

Насмешливый твой клинок,

И все, что мне только снится,

Ты будешь иметь у ног.

Все будет тебе покорно,

И все при тебе – тихи.

Ты будешь, как я – бесспорно –

И лучше писать стихи…

Не будешь ли ты – кто знает. –

Смертельно виски сжимать

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

5 июля 1914 г.

Стихи, посвященные Але, обжигают любовью и нежностью. Прочитанные вместе цикл «Детство» и стихи, посвященные дочери, открывают нам Цветаеву более близкую и понятную читательской аудитории, скажем, «Поэма горы» или «Поэма воздуха», требующие большой внутренней работы.

Ведущий (Чайковский музыка): Наступил 1917 год. Для Цветаевой наступил трудный период. Беззаботные, быстро промчавшиеся времена, когда можно было позволить себе жить тем, чем хотелось, отступали все дальше в прошлое, «из истории не выскочишь» - эти слова, сказанные позднее, сбывались почти на каждом шагу.

Ведущий (слайд революционные события): В 1917 году любимый муж Марины, студент Московского университета, уходит на фронт.

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая

И стон стоит вдоль всей земли:

Мой милый, что тебе я сделала?

М.И.Цветаева

«Вчера еще в глаза глядел».



Эфрон был офицером Добровольческой армии и, сражался с большевиками сначала на Дону, а затем в Крыму, в конце концов, разделил горькую долю тысяч и тысяч соратников по оружию, оказавшись в эмиграции. Более четырех лет Марина  Цветаева ничего не знала о муже – жив ли, а если жив, то где? В полном неведении о его судьбе, в голодной и холодной послереволюционной Москве она буквально борется за выживание – свое и своих детей (вторая дочь Цветаевой и Эфрона Ирина родилась и перед самой революцией и, прожив всего три года, умерла от голода в одном из московских приютов).
Марину спасает Поэзия. Несмотря ни на что она продолжает писать. Стихи той поры адресованы мужу. Из письма: «Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…» 14 июля 1921 года  Марина Цветаева получает через Эренбурга драгоценную весть – ее любимый жив и находится в Константинополе.
«Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то, во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела…»
Итак, связь налажена. Сомнений «ехать – не ехать не существует. Оба Знают – они созданы друг для друга и должны быть вместе.

Ведущий (слайд портрет Цветаевой): В августе Марина Цветаева уехала из Москвы в эвакуацию. Вместе с несколькими московскими писателями приехала в городок Елабугу на Каме. Работы не было, стихи Цветаева уже не пишет. Марина Ивановна поехала в Чистополь, чтобы получить прописку и оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». Немного как будто бы обнадеженная она вернулась в Елабугу. А 31 августа, в воскресенье, когда все ушли из дома, повесилась. И оставила три записки: Асеевым в Чистополь – чтобы взяли к себе Мура «Я для него больше ничего не могу и только его гублю… У меня в сумке 150 рублей и если постараться распродать все мои вещи… А меня – простите – не вынесла». Людям, которых просила помочь ему уехать «Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мною он пропадет». И сыну: «Мурлыка! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

В беспросветном голодном 1921, в тревоге за судьбу мужа и постоянных мыслях о смерти Цветаева пишет пронзительные стихи, предвидя свой и его конец:

«Чем с другим к венцу –
Так с тобою к стеночке.
Ну-кось, до меня охочь!
Не зевай, брательники!
Так вдвоем и канем в ночь:
Одноколыбельники».

«Одноколыбельники»… как появились на свет так и «канут в ночь» один за другим, не важно, кто первый, кто второй.



Ведущий: Здесь, у последней черты, все чувства Марины Ивановны достигли своего абсолюта. Тоска полнейшего одиночества и заброшенности; предстоящие впереди мрак и зима в глуши; трагическое ощущение собственной ненужности, беспомощности; роковое убеждение, что она ничего не умеет; паралич воли; страх за сына, которого она невольно втягивала в лабиринт отчаяния и безнадежности…

Через три года Муру будет суждено погибнуть на войне. Разумеется, сын ни в коей мере не был виноват в смерти матери, как ошибочно писала Анастасия Цветаева. Марина Ивановна ушла из жизни, когда в ней погасли остатки последней энергии. Жизнь задувала этот огонь со всех сторон…

Похоронили Марину Ивановну Цветаеву 2 сентября на кладбище Елабуги.

В 1990 году по ходатайству жителей Елабуги и с благословения его святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексея II был проведен обряд отпевания Марины Цветаевой по полному чину Русской Православной Церкви.

Звучит романс М. Таривердиева на стихи М. Цветаевой «Мне нравится» в исполнении А. Пугачевой.

Ведущая.  В память о сегодняшнем вечере каждому гостю мы вручаем стихотворение М. Цветаевой. (Раздаются подарки – стихи)