СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс для учителей

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс для учителей»

    МАСТЕР-КЛАСС ПОСТРОЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ (“ СИНКВЕЙНА ”) ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЫЧЛЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОТРАБОТАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ПОСТРОЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ ОБУЧИТЬ ПРИМЕНЕНИЮ ДАННОЙ МЕТОДИКИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ, НА ДРУГИХ ТЕКСТАХ РАЗВИВАТЬ КОНСТРУКТОРСКИЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ, УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОМПАРАТИВНЫЙ И ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ФОРМИРОВАТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ, ПРОФЕССИОНАЛЬУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСИКА

МАСТЕР-КЛАСС

ПОСТРОЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ (“ СИНКВЕЙНА ”)

ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЫЧЛЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

  • ОТРАБОТАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ПОСТРОЕНИЯ
  • СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ
  • ОБУЧИТЬ ПРИМЕНЕНИЮ ДАННОЙ МЕТОДИКИ
  • В НОВЫХ УСЛОВИЯХ, НА ДРУГИХ ТЕКСТАХ
  • РАЗВИВАТЬ КОНСТРУКТОРСКИЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ,

УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОМПАРАТИВНЫЙ И

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • ФОРМИРОВАТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ,
  • ПРОФЕССИОНАЛЬУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСИКА
 ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ С РАЗВИТЫМ КРИТИЧЕСКИМ МЫШЛЕНЕМ НОВЫЕ ЗАДАЧИ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ, НОВАЯ  ТЕРМИНОЛОГИЯ  Новые стандарты, новые программы

ВОСПИТАНИЕ

ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ

С РАЗВИТЫМ

КРИТИЧЕСКИМ

МЫШЛЕНЕМ

НОВЫЕ ЗАДАЧИ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ, НОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Новые

стандарты,

новые

программы

 Язык есть исповедь народа,  в нём слышится его природа,  его душа и быт родной.  П.А. Вяземский  Тема мастерской  «ПРОСТРАНСТВО СЛОВА,  или ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕПТ»

Язык есть исповедь народа,

в нём слышится его природа,

его душа и быт родной.

П.А. Вяземский

Тема мастерской

«ПРОСТРАНСТВО

СЛОВА,

или

ЧТО ТАКОЕ

КОНЦЕПТ»

  ПОСТРОЕНИЕ «СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ» (СИНКВЕЙНА) Три вида информации ФАКТУАЛЬН Ы Й КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ИМПЛИЦИТНЫЙ ТЕКСТ

ПОСТРОЕНИЕ «СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ» (СИНКВЕЙНА)

Три

вида

информации

ФАКТУАЛЬН Ы Й

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

ИМПЛИЦИТНЫЙ

ТЕКСТ

 Т Е З А У Р У С    передаёт факты действительности   вскрывает основное содержание художественного произведения, его смысл   скрытый, не выраженный словом

Т Е З А У Р У С

  • передаёт факты действительности

  • вскрывает основное содержание

художественного произведения, его смысл

  • скрытый, не выраженный словом

 «Сконденсированное» содержание   С И Н К В Е Й Н СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е

«Сконденсированное» содержание

С

И

Н

К

В

Е

Й

Н

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ

П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е

     NB !  З А Д А Н И Я  1.  Прослушать стихотворение  2.  Выписать незнакомые слова  3.  Найти ключевое слово   4. Составить синквейн

NB !

З

А

Д

А

Н

И

Я

1.

Прослушать стихотворение

2.

Выписать незнакомые слова

3.

Найти ключевое слово

4.

Составить синквейн

    В лесу, в горе, родник, живой и звонкий... И.А.Бунин            В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец.   Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!  1905

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий...

И.А.Бунин

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!

1905

– – могильный памятник срубом,  с крышей, будкой, домиком; ... зовут так и всякий памятник,  особенно крест с кровелькой – корчик, К ковш для черпания воды, кваса Словарь В. Даля  Голубец    Корец

– – могильный памятник срубом,

с крышей, будкой, домиком;

... зовут так и всякий памятник,

особенно крест с кровелькой

– корчик,

К ковш для черпания воды, кваса

Словарь В. Даля

Голубец

Корец

   И.А.Бунин   В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,  Над родником старинный голубец  С лубочной почерневшею иконкой,  А в роднике березовый корец.  Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней, рабской нищеты.  Но этот крест, но этот ковшик белый…  Смиренные, родимые черты!

И.А.Бунин

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!

 «Смысловая пирамида»    С И Н К В Е Й Н РОДНИК ЖИВОЙ, ЗВОНКИЙ НЕ ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБУЮСЬ РОДНИК – ЭТО СИМВОЛ СВЯТОЙ И ВЕЧНОЙ РОДИНЫ

«Смысловая пирамида»

С

И

Н

К

В

Е

Й

Н

РОДНИК

ЖИВОЙ, ЗВОНКИЙ

НЕ ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБУЮСЬ

РОДНИК – ЭТО СИМВОЛ

СВЯТОЙ И ВЕЧНОЙ РОДИНЫ

***  К. Паустовский  Родник родит воду, а река льётся-течёт через нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой... ... сколько слов в русском языке с корнем род: родной, родник, родинка, народ, природа, родина. Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники родимой природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающая. Земля урожая (в слове рожь тоже корень, связанный с родом, урожаем, рождением: рожь – это то, что рожает земля).  Д. Лихачёв

***

К. Паустовский

Родник родит воду, а река льётся-течёт через нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ.

И все эти слова как бы родня между собой...

... сколько слов в русском языке с корнем род: родной, родник, родинка, народ, природа, родина. Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники родимой природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающая. Земля урожая (в слове рожь тоже корень, связанный с родом, урожаем, рождением: рожь – это то, что рожает земля).

Д. Лихачёв

 глубинный уровень массового сознания,  коллективное представление людей,  их образ мира, доминирующий в толще общества  Т Е З А У Р У С М Е Н Т А Л Ь Н О С Т Ь
  • глубинный

уровень массового сознания,

  • коллективное

представление людей,

  • их образ мира,

доминирующий

в толще общества

Т Е З А У Р У С

М

Е

Н

Т

А

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

  это термин, с помощью которого описывается ментальная действительность; ключевое слово духовной культуры, первоначальное представление, которое порождает другие представления, смыслы, ассоциации   Т Е З А У Р У С К О Н Ц Е П Т

  • это термин,

с помощью которого

описывается ментальная

действительность;

  • ключевое слово духовной культуры,
  • первоначальное представление,

которое порождает другие

представления,

смыслы, ассоциации

Т Е З А У Р У С

К

О

Н

Ц

Е

П

Т

I Н Нашли три типа информации в стихотворении Бунина И Т О Г И                 На I -м этапе На II  -м этапе На III -м этапе   Построили «словесную пирамиду» Узнали алгоритм построения синквейна   УЯСНИЛИ ТЕРМИН « КОНЦЕПТ»

I Н

Нашли три типа информации в стихотворении Бунина

И Т О Г И

На

I -м

этапе

На

II -м

этапе

На

III -м

этапе

Построили

«словесную

пирамиду»

Узнали

алгоритм

построения

синквейна

УЯСНИЛИ ТЕРМИН « КОНЦЕПТ»

  Технология  выполнения  С А М О О Б Р А З О В А Н И Е     1     2         3 4

Технология выполнения

С

А

М

О

О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Е

1

2

3

4

 КОМПАРАТИВНЫЙ И  ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗЫ СМОДЕЛИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ МАСТЕРСКУЮ ПО ТЕМЕ «ЛИНГВОКОНЦЕПТ»  Т Е К С Т № 2 Т Е К С Т № 1 О Б Щ И Е концепты

КОМПАРАТИВНЫЙ И

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗЫ

СМОДЕЛИРОВАТЬ

ТВОРЧЕСКУЮ

МАСТЕРСКУЮ

ПО ТЕМЕ

«ЛИНГВОКОНЦЕПТ»

Т

Е

К

С

Т

№ 2

Т

Е

К

С

Т

№ 1

О

Б

Щ

И

Е

концепты

РЕФЛЕКСИЯ  1. 2. 3. 4. 5. 6. М Е Х А Н И Ч Е С К А Я память 7. 8. 9. 10

РЕФЛЕКСИЯ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

М

Е

Х

А

Н

И

Ч

Е

С

К

А

Я

память

7.

8.

9.

10

РЕФЛЕКСИЯ  1. КОНЦЕПЦИЯ 2. МЕНТАЛЬНОСТЬ 3. СИНКВЕЙН 4. 5. ФАКТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ 6. ТЕКСТ М Е Х А Н И Ч Е С К А Я память 7. 8. ТЕЗАУРУС 9. МАСТЕРСКАЯ ИМПЛИЦИТНЫЙ 10 ГЛОССАРИЙ

РЕФЛЕКСИЯ

1.

КОНЦЕПЦИЯ

2.

МЕНТАЛЬНОСТЬ

3.

СИНКВЕЙН

4.

5.

ФАКТУАЛЬНЫЙ

КОНЦЕПТ

6.

ТЕКСТ

М

Е

Х

А

Н

И

Ч

Е

С

К

А

Я

память

7.

8.

ТЕЗАУРУС

9.

МАСТЕРСКАЯ

ИМПЛИЦИТНЫЙ

10

ГЛОССАРИЙ

УРОВНИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ  С А М О А У Д И Т   высокий 9-10 слов  достаточный 7-8 слов  средний 4-6 слов  начальный Менее 4-х слов

УРОВНИ

МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

С

А

М

О

А

У

Д

И

Т

высокий

9-10 слов

достаточный

7-8 слов

средний

4-6 слов

начальный

Менее 4-х слов

 САМООБРАЗОВАНИЕ СПИСОК Л И Т Е Р А Т У Р Ы   Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472 с. 1   Соосаар Н., Замковская Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть I . – СПб: Златоуст, 2004 . - 188 c .  2   Пассов Е.И. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация // Іноземні мови. – 2002. - №4. – С.3-18. 3   4  Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5- 11 классах: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2004.

САМООБРАЗОВАНИЕ

СПИСОК

Л

И

Т

Е

Р

А

Т

У

Р

Ы

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472 с.

1

Соосаар Н., Замковская Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть I . – СПб: Златоуст, 2004 . - 188 c .

2

Пассов Е.И. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация // Іноземні мови. – 2002. - №4. – С.3-18.

3

4

Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5- 11 классах: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2004.

    МАСТЕР-КЛАСС ПОСТРОЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ (“ СИНКВЕЙНА ”) ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЫЧЛЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ Ожидаемые результаты Вычленили культурный концепт Построили смысловую пирамиду Проверили уровень механической памяти Повысили профессиональную компетентность и методическую культуру

МАСТЕР-КЛАСС

ПОСТРОЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ (“ СИНКВЕЙНА ”)

ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЫЧЛЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ

Ожидаемые результаты

  • Вычленили культурный концепт
  • Построили смысловую пирамиду
  • Проверили уровень механической памяти
  • Повысили профессиональную компетентность
  • и методическую культуру