МАСТЕР-КЛАСС
ПОСТРОЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ (“ СИНКВЕЙНА ”)
ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЫЧЛЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
- ОТРАБОТАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ПОСТРОЕНИЯ
- ОБУЧИТЬ ПРИМЕНЕНИЮ ДАННОЙ МЕТОДИКИ
- В НОВЫХ УСЛОВИЯХ, НА ДРУГИХ ТЕКСТАХ
- РАЗВИВАТЬ КОНСТРУКТОРСКИЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ,
УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОМПАРАТИВНЫЙ И
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
- ФОРМИРОВАТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ,
- ПРОФЕССИОНАЛЬУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСИКА
ВОСПИТАНИЕ
ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ
С РАЗВИТЫМ
КРИТИЧЕСКИМ
МЫШЛЕНЕМ
НОВЫЕ ЗАДАЧИ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ, НОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Новые
стандарты,
новые
программы
Язык есть исповедь народа,
в нём слышится его природа,
его душа и быт родной.
П.А. Вяземский
Тема мастерской
«ПРОСТРАНСТВО
СЛОВА,
или
ЧТО ТАКОЕ
КОНЦЕПТ»
ПОСТРОЕНИЕ «СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ» (СИНКВЕЙНА)
Три
вида
информации
ФАКТУАЛЬН Ы Й
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ
ИМПЛИЦИТНЫЙ
ТЕКСТ
Т Е З А У Р У С
- передаёт факты действительности
- вскрывает основное содержание
художественного произведения, его смысл
- скрытый, не выраженный словом
«Сконденсированное» содержание
С
И
Н
К
В
Е
Й
Н
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ
П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е
NB !
З
А
Д
А
Н
И
Я
1.
Прослушать стихотворение
2.
Выписать незнакомые слова
3.
Найти ключевое слово
4.
Составить синквейн
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий...
И.А.Бунин
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
1905
– – могильный памятник срубом,
с крышей, будкой, домиком;
... зовут так и всякий памятник,
особенно крест с кровелькой
– корчик,
К ковш для черпания воды, кваса
Словарь В. Даля
Голубец
Корец
И.А.Бунин
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
«Смысловая пирамида»
С
И
Н
К
В
Е
Й
Н
РОДНИК
ЖИВОЙ, ЗВОНКИЙ
НЕ ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБУЮСЬ
РОДНИК – ЭТО СИМВОЛ
СВЯТОЙ И ВЕЧНОЙ РОДИНЫ
***
К. Паустовский
Родник родит воду, а река льётся-течёт через нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ.
И все эти слова как бы родня между собой...
... сколько слов в русском языке с корнем род: родной, родник, родинка, народ, природа, родина. Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники родимой природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающая. Земля урожая (в слове рожь тоже корень, связанный с родом, урожаем, рождением: рожь – это то, что рожает земля).
Д. Лихачёв
уровень массового сознания,
представление людей,
доминирующий
в толще общества
Т Е З А У Р У С
М
Е
Н
Т
А
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
с помощью которого
описывается ментальная
действительность;
- ключевое слово духовной культуры,
- первоначальное представление,
которое порождает другие
представления,
смыслы, ассоциации
Т Е З А У Р У С
К
О
Н
Ц
Е
П
Т
I Н
Нашли три типа информации в стихотворении Бунина
И Т О Г И
На
I -м
этапе
На
II -м
этапе
На
III -м
этапе
Построили
«словесную
пирамиду»
Узнали
алгоритм
построения
синквейна
УЯСНИЛИ ТЕРМИН « КОНЦЕПТ»
Технология выполнения
С
А
М
О
О
Б
Р
А
З
О
В
А
Н
И
Е
1
2
3
4
КОМПАРАТИВНЫЙ И
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗЫ
СМОДЕЛИРОВАТЬ
ТВОРЧЕСКУЮ
МАСТЕРСКУЮ
ПО ТЕМЕ
«ЛИНГВОКОНЦЕПТ»
Т
Е
К
С
Т
№ 2
Т
Е
К
С
Т
№ 1
О
Б
Щ
И
Е
концепты
РЕФЛЕКСИЯ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
М
Е
Х
А
Н
И
Ч
Е
С
К
А
Я
память
7.
8.
9.
10
РЕФЛЕКСИЯ
1.
КОНЦЕПЦИЯ
2.
МЕНТАЛЬНОСТЬ
3.
СИНКВЕЙН
4.
5.
ФАКТУАЛЬНЫЙ
КОНЦЕПТ
6.
ТЕКСТ
М
Е
Х
А
Н
И
Ч
Е
С
К
А
Я
память
7.
8.
ТЕЗАУРУС
9.
МАСТЕРСКАЯ
ИМПЛИЦИТНЫЙ
10
ГЛОССАРИЙ
УРОВНИ
МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
С
А
М
О
А
У
Д
И
Т
высокий
9-10 слов
достаточный
7-8 слов
средний
4-6 слов
начальный
Менее 4-х слов
САМООБРАЗОВАНИЕ
СПИСОК
Л
И
Т
Е
Р
А
Т
У
Р
Ы
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472 с.
1
Соосаар Н., Замковская Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть I . – СПб: Златоуст, 2004 . - 188 c .
2
Пассов Е.И. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация // Іноземні мови. – 2002. - №4. – С.3-18.
3
4
Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5- 11 классах: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2004.
МАСТЕР-КЛАСС
ПОСТРОЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ (“ СИНКВЕЙНА ”)
ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЫЧЛЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ
Ожидаемые результаты
- Вычленили культурный концепт
- Построили смысловую пирамиду
- Проверили уровень механической памяти
- Повысили профессиональную компетентность