Мастер класс для воспитателей ДОУ:
«Восприятие музыки дошкольниками в различных видах музыкальной деятельности»
Теоретическая часть.
Музыкальное восприятие-это активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. В восприятии музыки участвуют как эмоции, так и мышление. Движение от «поверхности» к смыслу в музыкальном восприятии имеет свою специфику. От целостного восприятия (улавливания общего характера музыки, отдельных деталей) к дифференцированному (выделение доминирующих средств музыкальной выразительности, создающих образ) и вновь к целостному (более глубоко прочувствованному и осмысленному) восприятию.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того, чтобы сделать музыку личным опытом, надо «побывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать, сочинять, переживая при этом чувство удовольствия. Главный залог успеха – совместное творчество с детьми. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.
Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребёнок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего возраста с обогащением тезауруса (жизненный опыт, опыт восприятия музыки, «словарь эмоций») восприятие рождает более разнообразные впечатления. Качество восприятия зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьёзной» музыке.
Работая с дошкольниками, педагог должен стремиться выполнить одну из важнейших задач музыкального воспитания - раскрыть перед ребёнком красоту музыкального мира, сформировать основы музыкальной культуры.
Дошкольникам для восприятия необходимо предлагать высоко художественную музыку разных стилей и эпох, благодаря чему будет формироваться интерес к музыке, развиваться музыкальный вкус. Важно именно в дошкольном возрасте дать яркие музыкальные впечатления, побуждать детей к эмоциональному сопереживанию. Данные задачи решаются в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Практическая часть
-Коллеги, я вам предлагаю поиграть в музыкально -дидактические игры на восприятие музыки, которые я использую в работе с детьми.
Музыкально-дидактическая игра «Азбука настроений»
Цель игры: учить детей определять настроение музыкального произведения.
Учить детей выражать настроение мимикой.
Игровой материал: карточки с различным выражением оттенков настроения лица клоуна: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе.
Методика проведения: дети слушают произведения различного характера, подбирают карточку с соответствующим выражением настроения, с подходящим цветом для определения эмоционального состояния.
Музыкальный материал: Д.Б.Кабалевский «Клоуны»
Музыкально-дидактическая игра «Звуки природы»
Цель: развитие творческого восприятия.
Игровой материал: музыкальные инструменты и любые предметы (бумажные, металлические, пластмассовые)
Методика проведения : дети выбирают, время года , звуки которого они будут изображать на музыкальных инструментах. Педагог беседует с детьми о временах года : Какие звуки можно услышать в это время года? Чем и на каком инструменте можно изобразить эти звуки? Играет музыка 4 времен года по очереди, а дети играют на том инструменте, который подходит к услышанной мелодии.
Музыкальный репертуар : музыкальная сказка о временах года
П.И.Чайковский «Времена года»
Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Времена года»
Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш»
Цель игры: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Игровой материал: по три карточки на каждого ребёнка, на которых изображены: на первой - поющая девочка; на второй - пляшущая девочка; на третьей - марширующий мальчик.
Методика проведения: дети слушают поочерёдно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующий жанру пьесы.
Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.
Музыкальный материал: С.В Рахманинов «Итальянская полька», Д.Б.Кабалевский «Походный марш», В.Шаинский «Улыбка», «Вместе весело шагать», П.И.Чайковский «Вальс цветов».
Музыкально-дидактическая игра «Разговор двух инструментов»
Цель. Развитие игрового творчества
Игровой материал: музыкальные инструменты
Методика проведения: Педагог рассказывает детям, что музыкальные инструменты могут разговаривать и можно послушать их разговор: «О чем же они говорят?». Педагог и дети выбирают музыкальный инструмент и начинают разговаривать: сначала один играет свой ритм, затем –другой играет свой ритм. В конце-инструменты могут разговаривать одновременно-каждый в своем ритмическом исполнении.
Музыкальный материал: музыкальные инструменты
Вывод: Применение вышеуказанных музыкально-дидактических игр в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развития их творческих способностей.