СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод положительного примера на уроках истории, как способ мотивации обучающихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе показана роль положительного примера иторической личности для мотивации обучения истории

Просмотр содержимого документа
«Метод положительного примера на уроках истории, как способ мотивации обучающихся»

« МЕТОД ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПРИМЕРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»


Развитие личности происходит в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания и обучения.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». К.Д. Ушинский подчёркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Сущность положительного примера как метода воспитания и обучения состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию т совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность. Раскрывая характер подражательной деятельности ребёнка, французский психолог Анри Валлон писал: «подражание – это вызывание действия внешней моделью». Я.А.Коменский, указывая на воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети «учатся раньше подражать, чем познавать».

Хотя пример как метод воспитания и обучения основывается на подражательности детей, его психолого – педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей.

В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры. Это прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей – учёных, писателей, общественных деятелей и т. Д

Раскрывая нравственные качества исторических деятелей, учитель стремиться соотнести положительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. Но «в лоб» эти качества не воспитаешь. Если попытаться взывать к разуму и душам учащихся фразами « а вот Пётр 1 в твои годы...» или « а вот Королёв в пятнадцать лет...», большинство учащихся либо не отреагируют на них вообще, либо подумают: « я не Пёрт 1, не Королёв. Я – Коля, императором или конструктором не стану, следовательно и думать о качествах, присущих этим знаменитостям, нет смысла».

Если же подойти к решению проблемы с другой стороны, успех может быть обеспечен.

У Вани учитель отмечает огромную жизненную энергию. Свойственную Петру 1, у Димы – изобретательность Кораблёва, у Коли – аналитический склад ума как у Менделеева и т.д. Пусть не у всех, но у кого – то из подростков положительный след в душе всё же останется: ещё бы, ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества.

При использовании положительного примера в воспитании существенное значение имеет учёт особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведения товарищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком.

Литература.

  1. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.; 2001.

  2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. –М.; 1999.

1