ПРИДВОРЕВА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА
учитель английского языка МОУ СОШ №1
Россия, Белгородская обл. г Валуйки
Аннотация: В статье анализируется метод проектов как один из способов формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: проектные методики, коммуникативная компетенция, личностно-ориентированная технология.
Метод проектов на уроке иностранного языка
В наши дни известно большое количество методов и приемов для развития языковой личности, но наиболее современным и действенным методом, при использовании которого формируются творческие способности учащегося, является метод проектов. Цель современного образования – это раскрытие потенциала и творческих способностей всех участников образовательного процесса. В настоящее время в центре внимания ученик, который уверен в себе, заинтересован в самообразовании и стремится быть личностью самостоятельной и неповторимой.
«Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даст ему школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы.»
Проектная методика – это комплексный обучающий метод, который дает возможность ученику проявлять самостоятельность, позволяет индивидуализировать учебный процесс, а самое главное формирует творческие способности ученика.
Основная цель метода проектов – это предоставление обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем.
Актуальность этого метода состоит в том, что в связи со стремительным развитием жизни, доступа к различной информации, расширение международных контактов и требований к обучению учащихся, проект — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно- ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного общества.
В условиях реализации ФГОС – это один из действенных методов обучения иностранным языкам, который наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Он дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в наиболее приемлемой для них форме, разрабатывать и подготавливать мультимедиа презентации, плакаты, буклеты. Новые формы обучения, в том числе и проектная методика, имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности обучающегося. Метод проектов помогает преобразовывать уроки иностранного языка в исследовательское и дискуссионное занятие. Он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, помогает использовать полученные знания на практике.
Метод проектов способствует практическому владению речевой деятельности, увеличивает активный языковой запас учащихся, усиливает мотивацию к изучению иностранному языку, расширяет кругозор обучающихся и учит их самостоятельно приобретать необходимые знания, развивает творческие способности детей.
В процессе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (вести поиск нужной информации в иноязычном тексте, выделять главную мысль, анализировать и обобщать информацию). В ходе создания проекта происходит творческий процесс и непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. В рамках проектной технологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.
Метод проектов основан на цикличной организации учебного процесса. Каждый цикл рассматривается как самостоятельный период обучения, который направлен на решении общей цели: овладение английским языком.
В конце каждого цикла метод проектов помогает продемострировать:
1.Уровень обученности иностранному языку.
2.Показать умения и навыки отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
В наши дни современный учитель должен широко использовать новые педагогические технологии. Я считаю, что метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией, становится все более востребованным в системе образования. Использование метода проектов в обучении иностранному языку обусловлено спецификой учебного предмета и характеризуется коммуникативной направленностью, ситуативной обусловленностью, интеграцией знаний из разных областей, необходимостью отбора языкового материала для работы .
Проектная деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает прочное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся.
Список используемой литературы:
Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.,2003
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе – №2, 3 – 2000
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с. Стр. 71–76
Теслина С.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // Иностранные языки в школе– №3 – 2002