Метод проектов в обучении физике
Под методом проектов понимают систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Метод проектов позволяет решать задачи по формированию и развитию интеллектуальных умений. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной, творческой деятельности использовать совокупность интеллектуальных умений.
Применение в обучении проектной деятельности помогает студентам осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа, энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы над поставленной проблемой у студентов возрастает мотивация к изучению предмета, что позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.
Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использованием преподавателем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а студента - ответственным и целеустремленным.
В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. «Метод проектов» может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от изучаемого материала.
Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность студента, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для достижения поставленной цели, студенты используют научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, проводят эксперименты. Участники проекта свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, в виде рефератов. Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
- умение проектировать процесс (изделие);
4. Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
5. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Роль преподавателя в проектной деятельности
Проектирование в учебном процессе невозможно без организационной поддержки преподавателя. На практике это ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности студентов.
Творческий, нестандартный подход преподавателя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять более индивидуальный подход к обучаемому.
В работе над проектом преподаватель:
помогает студентам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет студентов;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы студентов над проектом.
Роль студента в проектной деятельности
Они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Таким образом, включаясь в реальную деятельность, студенты овладевают новыми знаниями. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.
Центральным принципом проектной работы является совместная работа (педагог - обучающийся).
Использование метода проектов в учебной деятельности позволяет выделить следующие положительные моменты:
Этот метод позволяет студентам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Студенты овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у студентов критическое и творческое мышление.
Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект. В настоящее время одним из приоритетных методов повышения профессиональной компетентности учащихся является использование компьютерных технологий.
Проект «Отражение и преломление света»
Визитная карточка проекта
Автор проекта |
Фамилия, имя отчество | Балабанова Ольга Ивановна |
Регион | Нижний Новгород |
Описание проекта |
Название темы вашего учебного проекта |
Отражение и преломление света |
Краткое содержание проекта |
Проект "Отражение и преломление света" по дисциплине "физика" для студентов первого курса техникума. В процессе реализации проекта студенты знакомятся с явлениями отражения и преломления света, с законами отражения и преломления, с устройством и принципом действия оптических приборов, действие которых основано на явлениях отражения и преломления света. В ходе проекта студенты проводят групповые исследования и оформляют результаты своих исследований в виде презентации. |
Предмет(ы) |
Физика |
Класс(-ы) |
1 курс техникум |
Приблизительная продолжительность проекта |
Проект рассчитан на 14 учебных часов – 3 недели. |
Основа проекта |
Образовательные стандарты |
После участия в проекте у студентов формируются общие компетенции: 1.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество. 2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 3. Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения поставленных задач. 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии. 5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с сокурсниками, преподавателем. |
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения |
Цели проекта: – формирование умений находить нужную информацию и обрабатывать ее, работать в группе; – развитие логического мышления, творческих способностей; – понимание значимости физики для научно-технического прогресса; – создание условий для самостоятельности, творчества. |
Вопросы, направляющие проект |
Основополагающий вопрос | По каким законам мы живем? |
Проблемные вопросы учебной темы | 1. Где применяются законы и явления геометрической оптики? 2. С помощью какого прибора можно изучить законы отражения и преломления света? 3. Как окружающая среда влияет на изображение предмета? |
Учебные вопросы | 1.Что называется действительным (мнимым) изображением точки? 2.Что собой представляет линза? Какие виды линз вам известны? 3.Какие характерные точки, линии и плоскости у линзы вам известны? 4.Как построить изображение предмета с помощью линзы? 5.Что называется показателем преломления одной среды относительно другой? 6.Какое вещество называется оптически более плотным (оптически менее плотным)? 7.Определить показатель преломления стекла. 8.Определить показатель преломления воды. 9.Как расположены лучи: падающий, отраженный и преломленный? 10.Как формулируются законы отражения света? 11.Как формулируются законы преломления света? 12.Разработайте и сконструируйте прибор для демонстрации законов отражения и преломления света. |
План оценивания |
График оценивания |
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
стартовая презентация учителя; мозговой штурм; критерии оценивания | листы планирования работы в группах; листы самооценки и взаимооценки; журналы участников проекта; статьи; написание выводов; рефлексия | конференция; листы самооценки и взаимооценки; итоговая рефлексия |
Описание методов оценивания |
Работа над проектом начинается с оценки имеющихся знаний, для этого используется стартовая презентация учителя, мозговой штурм. В ходе работы над проектом студенты заполняют листы самооценки и взаимооценки, что дает возможность учащимся оценить свою работу и исправить недочеты, заполняют журналы участников проекта, выполняют рефлексию. По результатам работы над проектом проводится конференция, на которой учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентации, также на данном этапе используется листы самооценки и взаимооценки, проводится итоговая рефлексия. |
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания, умения, навыки |
Знания по теме проекта из курса физики. Знания ПК, умение работать с текстовыми, табличными, графическими редакторами, умение создавать презентации. Умение работать с различными источниками информации, поиск информации в сети Интернет, пользование электронной почтой. |
Учебные мероприятия |
В процессе работы над проектом студенты рассматривают явления и законы геометрической оптики. Получают навыки обработки информации. Студенты исследуют законы отражения и преломления света, делают прибор для проверки законов. 1. Подготовительный этап: подготовка руководителем проекта необходимых материалов и оборудования. 2. Основной этап: знакомство учащихся с целями проекта, методами работы над проектом, проведение исследования учащимися. 3. Заключительный этап: представление результатов исследования; подведение итогов работы и награждение участников проекта. |
Материалы для дифференцированного обучения |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Очень важно для проблемного ученика - заинтересовать его. Сформулировать задание так, чтобы ему стало интересно работать и соответствовало его уровню, а в дальнейшем постепенно усложнять. Результаты обучения можно проверять в виде игры, например кроссворд или викторина (ученик сам составляет кроссворд или викторину, или отвечает на кроссворд преподавателя). |
Ученик, для которого язык преподавания не родной | Ученикам, для которых язык преподавания не родной, нужно давать посильные задания, с которыми они могут справиться. Хорошо, если более сильные учащиеся группы будут помогать им при работе над проектом. Можно применять иллюстрированные тексты. |
Одаренный ученик | Для одаренного ученика нужны более сложные задания. Таких учеников назначают ответственным в группе, где они помогают другим ученикам. |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты) |
Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц- оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор |
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты) |
СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM |
Материалы на печатной основе | Перельман Я.И. Занимательная физика/Я.И.Перельман. - М.:АСТ, 2007. - 473, [7]с.: ил. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1992. - 272 с. - (Б-чка "Квант". Вып. 82.) Шишкин Н.Н. Клуб юных физиков: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. - 144 с.: ил. |
Интернет-ресурсы | Оптические приборы http://geo...tPrib1.htm http://e-s...eory/?t=11 Оптика-Википедия http://ru....0%B8%D0%BA |
Памятка по организации исследования
Тема исследования: «Отражение и преломление света».
Основополагающий вопрос: По каким законам мы живем?
Группа Теоретики
Проблемный вопрос: Где применяются законы и явления геометрической оптики?
Учебные вопросы:
Что называется действительным (мнимым) изображением точки?
Что собой представляет линза? Какие виды линз вам известны?
Какие характерные точки, линии и плоскости у линзы вам известны?
Как построить изображение предмета с помощью линзы?
Группа Исследователи
Проблемный вопрос: Как окружающая среда влияет на изображение предмета?
Учебные вопросы:
Что называется показателем преломления одной среды относительно другой?
Какое вещество называется оптически более плотным (оптически менее плотным)?
Определить показатель преломления стекла.
Определить показатель преломления воды.
Группа Конструкторы
Проблемный вопрос: С помощью какого прибора можно изучить законы отражения и преломления света?
Учебные вопросы:
Как расположены лучи: падающий, отраженный и преломленный?
Как формулируются законы отражения света?
Как формулируются законы преломления света?
Разработайте и сконструируйте прибор для демонстрации законов отражения и преломления света.
Критерии оценивания презентации
| Критерии оценки | Да | Нет |
Содержание презентации | 1. Название презентации соответствует содержанию. | | |
2. Презентация отражает поставленные цели и задачи исследования. | | |
3. Логичное изложение материала. | | |
4. Информация достоверна. | | |
5. Даны ответы на основополагающий и проблемный вопросы исследования. | | |
6. Используется научная терминология. | | |
7. Тема раскрыта полностью. | | |
Оформление презентации | 1. Единое стилевое оформление. | | |
2. Текст читаемый, не сливается с фоном. | | |
3. Текст не содержит грамматических ошибок. | | |
4. Слайды сопровождаются иллюстрациями, схемами. | | |
5. Материал оформлен лаконично и закончено. | | |
6. Указаны источники. | | |
Представление презентации | 1. Автор хорошо владеет материалом. | | |
2. Автор смог заинтересовать аудиторию. | | |
Оценка за презентацию:
0 – 6 ответов «Да» – не заслуживает положительной оценки
7 – 9 ответов «Да» – оценка «3»
10 – 12 ответов «Да» – оценка «4»
13 – 15 ответов «Да» – оценка «5».
Критерии самооценки работы группы
Группа_________________________________
Участник группы______________________________
Критерии (За каждый критерий – от 0 до 5 баллов) | Самооценка | Оценка группы | Комментарий учителя |
Сформулированы гипотеза и цели исследования | | | |
Составлен график работы над проектом | | | |
Организовано активное обсуждение хода исследования в группе | | | |
Использованы достоверные источники информации | | | |
Исследование отвечает на направляющие вопросы. | | | |
Выводы соответствуют поставленным целям. | | | |
Результаты представлены в виде презентации, вики-статьи. Авторские права соблюдены. | | | |
Выступление соответствует теме проведенного исследования. Результаты аргументировано обоснованы. Ответы на вопросы четкие и полные. | | | |
Сумма баллов | | | |
Источники
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Сост Е. С. Полат. – М.: Просвещение, 2000.
Тарасова Н.В. Сущность и технологии применения метода проектов в системе среднего профессионального обучения: Учебно-метод. пособ. Для повышения квалификации работников профессионального образования. – М., 2006.
Ресурс удалённого доступа:
Программа Intel Обучение для будущего [Электронный ресурс] / Метод проектов.- Режим доступа: http://www.iteach.ru/abo/news/749/