План урока по окружающему миру 2 класс.
УМК «Планета Знаний
Тема. «Голубая планета – Земля»
Учитель. Гребенникова Татьяна Викторовна
Дата. 15.11. 2018г.
Класс. 2-В
Тип урока. Комбинированный.
Форма организации урока. Урок – путешествие.
Цели. Обобщить знания учащихся о космосе, о солнечной системе, систематизировать знания, умения и навыки учащихся о вселенной, о планете Земля.
Задачи урока:
Обучающая: обеспечить в ходе урока усвоение основных знаний. Дать учащимся представления о нашей планете, о ее формах, строении.
Воспитательная: обеспечить личностно – ориентированный и гуманистический характер обучения. Воспитывать умение работать в коллективе (группе); объективность оценивания своего вклада в решение общих вопросов группы, своей деятельности на уроке. Воспитывать бережное отношение к своей Земле.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся учебно – интеллектуальных умений; выделять главное в изучаемом материале, логические излагать мысли, сравнивать, делать выводы. Способствовать развитию самостоятельных навыков работы учащихся через работу с учебным пособием в группах, через систему само и взаимоконтроля, через использование информационных технологий, через ситуации удивления, занимательности. Создать условия для усиления познавательной активности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, раздаточным материалом может послужить кроссворды, цветные звездочки.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний обучающихся.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Подведение итогов. Рефлексия.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
На уроке применяются следующие методы обучения:
1.По источнику передачи и характеру восприятия:
словесный (рассказ учителя, беседа);
наглядный (презентация);
практический (работа с книгой, работа с кроссвордом).
2.По характеру познавательной деятельности:
Ход урока:
Организационный момент
1.Приветствие детей. (СЛАЙД № 1)
Актуализация знаний обучающихся:
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О Солнечной системе)
- Молодцы! Сейчас мы проверим, что вы усвоили из предыдущих тем. Для этого вам нужно ответить на вопросы теста, записывая правильные ответы на листах-контрольках. (СЛАЙД № 2)
- Побудьте в роли учителя. Выполните взаимопроверку. Посчитайте, сколько «+» получилось, поставьте соответствующую оценку. А я потом проверю и выставлю оценки. (СЛАЙД № 3)
- С последних парт передайте листочки вперед.
- Вы бы хотели в будущем стать космонавтами и полететь в космос? (Да)
- Профессия космонавта очень интересная. Они узнают много нового.
- Вот и мы узнаем сегодня очень много нового и интересного о самой красивой планете в Солнечной системе.
- Как вы думаете, какая эта планета?
- Правы вы или нет, мы в этом сейчас убедимся, отгадав загадку!
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
(Земля) (СЛАЙД № 4)
- Что помогло вам догадаться, что это Земля. Какие именно слова или выражения?
- А почему люди могут дышать? (Есть кислород)
- А какое слово вам пока еще не понятно? (Атмосфера)
- Мы увидим сегодня.
- О какой планете мы поговорим? (о Земле)
- Посмотрите в учебнике на стр. 52. Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока? (Голубая планета Земля)
- Правы вы или нет?
- Хорошо! Ребята, мы отправимся в космическое путешествие, но сначала подумайте на какие вопросы сегодня сможем ответить и какие задачи решить?
КАКУЮ ФОРМУ ИМЕЕТ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.
КАКОГО ЦВЕТА НАША ПЛАНЕТА.
КАКИЕ ПЛАНЕТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОСЕДЯМИ ЗЕМЛИ.
- В конце нашего урока мы точно будем знать ответы на эти вопросы!
- Вы хотите узнать ответы на эти вопросы?
- Для этого отправимся из нашего класса в космос. А на чем, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Чуда птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета) (СЛАЙ № 5)
- Умницы! Итак, теперь вы будете космонавтами!
- Прошу всех пристегнуть воображаемые «ремни». Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Начинаем обратный отсчет…..3…2…1…Поехали…(СЛАЙД № 6)
- Глубокий вдох, выдох.
- Посмотрите, мы с вами, оказались в космосе.
ФИЗМИНУТКА
- Ребята посмотрите, кто нас встречает. (СЛАЙД № 8)
- Это же жители космоса. Они нас приглашают потанцевать. Отстегиваем ремни, встали. Повторяем за ними. (СЛАЙД № 9)
- Молодцы! Теперь тихонько сели.
- Загляните в иллюминатор. (СЛАЙД № 10)
- Какую планету вы видите? ( Земля)
- Внимательно посмотрите на планету Земля.
- Какую форму имеет наша планета? (Круглая, форма шара)
- Земля представляет собой слегка сплюснутый шар.
- Молодцы! Сегодня, каждому известно, что Земля шарообразная, а раньше люди думали иначе. А как? Мы с вами сейчас это увидим. (СЛАЙД № 11, 12, 13)
- Но потом ученые доказали, что она шарообразная. (СЛАЙД № 14)
- А почему наша тема называется «Голубая планета Земля». (Потому что на ней много голубого цвета , т. е. воды)
- Великолепно! На Земле не только много воды, но она имеет – газовую оболочку вокруг Земли – АТМОСФЕРУ. Она защищает нас от солнечной радиации и состоит из воздуха, которым мы дышим. Без нее жизнь была бы невозможна.
- Но посмотрите, на ней не только есть голубой цвет, но и еще коричневый – это… (горы) и зеленый – это …. (леса, растительность) . Еще растительность называют «легкими нашей планеты».
- Как же мы ответим, какие цвета есть на нашей планете? (Голубой, коричневый и зеленый)
- Теперь ребята, давайте посмотрим и выясним: (СЛАЙД № 15)
- Какая она по счету? ( Третья)
-Превосходно.
- Еще назовите мне соседей нашей планеты. (Венера и Марс)
- Великолепно.
- А вы знаете, что у нашей планеты есть единственный друг (СЛАЙД № 16)
- Это спутник Луна. Она вращается вокруг Земли.
Первичная проверка понимания.
- Итак, ребята, давайте вернемся к началу урока. Для чего мы отправились в космос, вспомним, на какие вопросы мы уже ответили.
КАКУЮ ФОРМУ ИМЕЕТ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.
КАКОГО ЦВЕТА НАША ПЛАНЕТА. (Голубого, коричневого, зеленого, белого)
КАКИЕ ПЛАНЕТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОСЕДЯМИ ЗЕМЛИ. (Венера и Марс)
- Великолепно!
- Мы ответили на интересующие нас вопросы? (Да)
- Тогда нам пора возвращаться на родную Землю.
- Можете расслабиться, если хотите, то можно закрыть глазки. (СЛАЙД № 17, 18, 19, 20, 21)
- Глубокий вдох, выдох. Сядьте красиво.
- Ребята, когда я была такая как вы, я прочитала книгу, которая называется «Путешествие к центру Земли» Жуль Верна.
- О чем вам говорит название этой книги? Что интересного можно узнать прочитав её?
- Правильно! Вам предстоит открыть еще одну тайну: «Как устроена Земля?». Хотите узнать? Для этого вам нужно открыть учебники на странице 55, взять в руки карандаш, так как у вас будет поисковое задание. Читайте внимательно, для того чтобы ответить на мои вопросы.
- Давайте их прочитаем. (СЛАЙД №22)
- Что находится в центре Земли?
- Чем оно окружено?
- Как называется верхний твердый слой Земли?
- Когда будете читать текст, отмечайте карандашом ответы на мои вопросы.
Работа в тетради. (СЛАЙД № 23)
Первичное закрепление:
- Молодцы! (СЛАЙД № 24)
- А сейчас вам нужно будет поработать в группах. Каждая группа получает кроссворд. Он содержит не только вопросы по нашей теме, но и вопросы по предыдущим темам. Я даю вам 5 минут, чтобы ответить на вопросы.
- Какое у вас всех получилось ключевое слово? (Земля)
- А почему у вас всех получилось ключевое слово ЗЕМЛЯ? (Потому что это тема нашего урока)
- Прочитайте выразительно стихотворение. (СЛАЙД № 25)
- Что Вас взволновало в этом стихотворении?
- Кто в этом виноват?
- Какая фраза самая главная в стихотворении?
Рефлексия (подведение итогов занятия) (СЛАЙД № 26)
- Поделитесь своими впечатлениями…
- Ребята, нам на память инопланетяне подарили звездочки, они у вас лежат на партах. Красные и желтые. Если вам не понятен урок, то выберите красную звездочку; а если все понятно – желтая звездочка. (СЛАЙД № 27)
- Мне очень приятно, что вам понравился урок, я тоже подниму желтую звездочку.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
Домашнее задание (СЛАЙД № 28) (СЛАЙД № 29)
- Спасибо всем за урок. (СЛАЙД № 30)
с | о | з | в | е | з | д | и | е |
| м | е | р | к | у | р | и | й |
| | м | а | л | а | я | | |
| | л | у | н | а | | | |
| | я | д | р | о | | | |
Ученые насчитывают 88 …. 2. Первая планета от Солнца. 3. На небе есть Большая Медведица и, есть …. Медведица. 4. Единственный спутник планеты Земля. 5. Что находится в центре Земли?
| | | | Б |
| | | | О |
| | | | Л |
З | В | | | Б |
В | Е | | С | Ш |
Е | Н | | О | А |
З | Е | М | Л | Я |
Д | Р | А | Н | |
А | А | Р | Ц | |
| | С | Е | |
На небе бывают голубые, красные, желтые и белые… 2. Вторая планета от Солнца. 3. Четвертая планета от Солнца. 4. Самая близкая звезда к нашей планете. 5. На небе есть Малая Медведица и, есть … Медведица.
| | | в | е | з | д | ы | | |
| | н | | п | т | у | н | | |
| | | | | а | н | т | и | я |
| | | | п | | у | т | о | н |
г | о | л | у | б | а | | | | |
Когда наступает ночь, на небе появляются …. 2. Восьмая планета от Солнца.
Что находится в строении Земли после ядра? 4. Самая дальняя планета в Солнечной системе. 5. Так как на нашей планете много воды, то ее называют
« … планета Земля».
Самоанализ урока по окружающему миру
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 В
Система: «Планета Знаний»
Учебник: Г. Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир»
Тема урока: «Голубая планета Земля»
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал - кроссворды, цветные звездочки.
Планируемый объем учебного материала, и сложность информации учтены с учетом психофизических особенностей 8 –летних школьников и учебными возможностями учащихся 2 – го класса.
Данный урок входит в систему уроков по теме «Космос». При подготовке к уроку было задано домашнее задание – отдельным ученикам – выучить стихотворение.
Тип урока – комбинированный. Исходя из этого, были определены следующие цели и поставлены задачи урока:
Обучающая: обеспечить в ходе урока усвоение основных знаний. Дать учащимся представления о нашей планете, о ее формах, строении.
Воспитательная: обеспечить личностно – ориентированный и гуманистический характер обучения. Воспитывать умение работать в коллективе (группе); объективность оценивания своего вклада в решение общих вопросов группы, своей деятельности на уроке. Воспитывать бережное отношение к своей Земле.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся учебно – интеллектуальных умений; выделять главное в изучаемом материале, логические излагать мысли, сравнивать, делать выводы. Способствовать развитию самостоятельных навыков работы учащихся через работу с учебным пособием в группах, через систему само и взаимоконтроля, через использование информационных технологий, через ситуации удивления, занимательности. Создать условия для усиления познавательной активности.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно - исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приемы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не
только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
По характеру познавательной деятельности:
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательная для детей. За счет привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей второклассников.
Поставленные нами цели урока, были достигнуты.