СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

 

ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный колледж

2021




Методический кабинет



Серия Аттестационные уроки


по дисциплине «Информационные технологии»



Тема Записи. Понятие поля. Структура объявления типа.



Дисциплина Основы алгоритмизации и программирования



Хаирланамова Гузель Илюсевна

Автор


Рассмотрено на заседании

методической комиссии

«Информатика и ВТ»

протокол №____ от «____»_______2021г.

Председатель________Т.Ф. Маликов











Автор:





Г.И. Хаирланамова – преподаватель спец.
дисциплин ГБПОУ НМК








Содержание



Введение

4

1 Технологическая карта учебного занятия

6

2 Ход занятия

7

3 Дидактические материалы к учебному уроку

8

Список использованных источников

Приложение А. Рабочая тетрадь

Приложение Б. Фото урока

Приложение В. Презентация к уроку

18














































Введение


Методическая разработка урока по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» представляет собой подробный план - конспект урока применением активных методов обучения (моделирование проблемных ситуаций), использованием коммуникативной методики, технологии развития умственной деятельности, диалоговой технологии развития мыслительной деятельности студентов инструментом которой выступает познавательный диалог и проблемно-диалогические технологии.

Суть урока состоит в том, что студентам ставится проблемное поле. Студенты, используя знания по теме «Типы данных. Структурированный тип» определяют по схеме тему урока. Изучение и первичное закрепление общих принципов по теме « Записи. Понятие поля. Структура объявления типа» осуществляется использованием мобильных устройств и СДО Moodle, где студентам необходимо самостоятельно, на этапе актуализация заполнить пустые поля в подготовленном шаблоне вопроса. Вопросы создаются с использованием типа «Вложенные ответы (cloze). Данный тип вопросов очень интересен, поскольку одно тестовое задание может содержать несколько вопросов, которые при этом могут чередоваться с текстом, т.е. вопросы могут быть встроены непосредственно в текст, быть его частью. Тип «Вложенные ответы» используется для точной и быстрой проверки знаний.

Открытое занятие не наносит вред системе знаний, умений и навыков студентов. Студентам дается возможность получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих.

При изучении нового материала преподаватель опирается на опыт студентов, устанавливаются внутри- и межпредметные связи. Данное занятие носит характер комбинированного типа. Студентами на предыдущих занятий освоена тема «Строки», «Процедуры: вставка, удаление, слияние», на данном занятии студентам предлагается изучить новую тему комбинированного типа «Записи. Понятие поля. Структура объявления типа». Урок больше похож на практическую работу.

На протяжении всего урока, представленного в данной методической разработке, используются различные методы познавательной деятельности: анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, моделирование, сравнение, поиск, решение задач, умение систематизировать, обобщение. На уроке задействованы все формы организации учебной деятельности - фронтальная, групповая и индивидуальная.

Данный урок способствует развитию профессиональных, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся. На уроке обучающиеся закрепляют полученные ранее знания по теме, отвечают на вопросы, обобщают и систематизируют знания изученного материала.

Такая форма урока активизирует познавательную деятельность обучающихся, помогает им проявить свои творческие и интеллектуальные способности, воспитывает культуру общения.

Материал занятия в данной разработке структурирован в форме заданий и представлен в приложении.


1 Технологическая карта учебного занятия

Тема: Записи. Понятие поля. Структура объявления типа.

Продолжительность занятия: 90 минут

Цель занятия: изучить понятие запись, поле, структуру объявления типа record; показать основные приемы работы с записями; научить правильно оформлять комбинированный тип в ЯП Pascal; воспитать мотивы учения, положительного отношения к получению знаний, умений и навыков; развить логическое и алгоритмическое мышление у учащихся; развить умение и навыки составления и отладки программ на языке Паскаль.

Формируемые компетенции (образовательный аспект)

компетенции

умения, знания

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Знать: синтаксис ЯП Pascal, служебные слова, структуру записи, объявление записи (одна запись, новый тип), операторы (with, присоединения)

Уметь: правильно оформлять код программы комбинированного типа в ЯП Pascal, объявлять записи, обращаться к полям через операторы.


ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

Задачи занятия:


Учебная

ввести понятие «Запись»; рассмотреть основные приемы создания собственных комбинированных типов данных; формирование знаний по объявлению записей, полей через операторы в ЯП Pascal

Воспитательная

формирование точности, самостоятельности, стремления использовать полученные знания на практике; воспитание интереса к предмету, внимательности, усидчивости, дисциплинированности и бережного отношения к вычислительной технике.

Развивающая

развитие познавательного интереса, внимательности, логического мышления, умений анализировать, выделять главное, сравнивать, формулировать определения


Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков

Вид занятия: Комбинированный с элементами беседы, практики

Форма занятия: индивидуально-групповая

Место проведения: аудитория

Методы обучения

Методы обучения

Применяемые технологии

Материально-техническое

оснащение

- фронтальный опрос

- актуализация знаний

- групповая работа

- демонстрация слайдов

упражнения

- решение задач

- самостоятельная работа

- тестирование

- взаимооценка

- педагогическая поддержка

- создание ситуации успеха

- презентация результатов успеха

- практико-ориентированный подход

- проблемное обучение

- информационно-коммуникационные технологии

- здоровьесберегающие технологии 

- технология интегрированного обучения




- компьютер

- мобильное устройство

- мультимедийный экран

- презентация

- СДО Moodle

- доска, мел

- рабочая тетрадь

- Pascal ABC

Планируемый результат

Обучающийся в ходе занятия демонстрирует знания: работы на ЯП Pascal, служебных слов, объявления типа записи, поля, обращения к типу используя операторы.

Демонстрирует умение: оформления кода по комбинированному типу в ЯП Pascal.

2 Ход урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

Достижение целей

1 Организационная часть

- взаимное приветствие;

- настрой на деловое сотрудничество;

- создание дружественной атмосферы;

- взаимное приветствие;

- воспитание организованности;

- создание психологически благоприятной атмосферы;

- формирование рабочей обстановки и настроя на занятие;

2 Мотивация учебной деятельности

- объявление темы;

- объявление цели и плана занятия, моделирование проблемной ситуации;

- определение этапов занятия;

- ориентация в ходе занятия;

- акцентирование внимание на решаемую проблему

- формирование положительных мотивов к учению;

- формирование интереса к изучаемой теме;

3 Формирование терминологического поля темы

- проведение опроса используя СДО Moodle на тему «Строки»;

- индивидуальная работа

- проверка усвоения материала предыдущего занятия студентами; использование СДО Moodle

4 Изучение нового материала

- изложение темы по вопросам:

  1. Понятие запись, поле, структура записи. Объявление типа.

  2. Обращение, к полям используя, операторы.

- участие при построении структуры записи (правильность);

- работа по записи кода на ЯП Pascal.

- работа с рабочей тетрадью, оформление опорных конспектов;

-решение задач по теме комбинирован-ный тип – записи.

- изучение и первичное закрепление общих принципов по теме «Записи. Понятие поля. Структура объявления типа»

- формирование чувства ответственности за выполненное задание;

5 Обобщение, систематизация и закрепление материала

Закрепление изученного материала

Решение примеров, задач представленных на слайдах.

- выполнение вариативных заданий;

- фронтальный оп-рос;

- обобщение и систематизация изученного материала;

Рефлексия

- формирование умения обращений к типу записи, объявления структуры типа;

- формирование умения ввода и вывод строк на экран;

- формирование умения правильной записи кода по теме записи;

- формирование чувства ответственности за выполненную работу;

6 Заключительная часть

- подведение итогов;

- домашнее задание.

-обобщение и систематизация изученного материала;

-решение проблемы, поставленной в начале занятия.

- развитие способности выделять главное в процессе обобщения и систематизации изученного материала.



3 Дидактические материалы к учебному занятию

Организационная часть

Цель: создать рабочую обстановку и настрой на урок, раскрыть актуальность изучаемой темы, актуализировать знания студентов.

Преподаватель: Здравствуйте уважаемые преподаватели и студенты. Я рада приветствовать вас на открытом уроке по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» в группе ИС191(Слайд 1)

Проверка явки студентов и запись в журнале.

Подготовка студентов к уроку.

Создание рабочей, благоприятной атмосферы, настроя к уроку.


Прежде чем мы приступим, предлагаю вам использовать рабочие тетради, с целью эффективности и дальнейшего использования данной тетради по дисциплине и в междисциплинарных курсах, занятиях.

Сегодня наше занятие будет посвящено продолжению изучения Темы 2.4. Структурированные типы данных.

Большинство приложений, которые предназначены для выполнения полезной работы, тем или иным образом используют структурированную информацию, упорядоченные данные.

При компьютерной обработке информации упорядоченные каким либо образом данные принято хранить в базах данных

Структура базы данных представляет собой так называемую “плоскую” базу данных, в которой вся информация располагается в единственной таблице. Таблица состоит из записей, информация в которых разделена на несколько частей - полей. В данном случае полями являются “ФИО” и “Номер телефона”, как показано на рис.

Тут возникает вопрос каким же образом, объявить данный структурный тип в ЯП Паскаль. Все структурные типы данных, с которыми вы уже познакомились (массивы, строки), представляют собой совокупности однотипных величин. В данной таблице поля имеют разные типы. Чтобы ответить на данный вопрос предлагаю обратить внимание на известную Вам схему «Типы данных». Скажите какой тип отсутствует в данной схеме?

Предполагаемый ответ студентов: Записи.

Преподаватель: Правильно, Молодцы ребята! Для решения данной задачи используется специальный комбинированный тип – записи.

Запишите число, тему сегодняшнего занятия. (Слайд 2)

Студенты: записывают

Преподаватель: Данная тема позволит освоить профессиональные компетенции после изучения у вас будут сформированы ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК9, ОК10 ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3, ПК1.4, ПК1.5, ПК 2.4, ПК 2.5

(Слайд 2)

Преподаватель: Мы должны рассмотреть понятие записи, поле, структуру объявления записи в ЯП Паскаль, разобрать правильность объявления операторов присоединения, научиться описывать тип записи, разобрать примеры алгоритмов работы с комбинированным типом. Ребята, а теперь запишите в тетрадях цель сегодняшнего занятия. (Слайд 3).

Студенты: записывают

Цель сегодняшнего занятия: ввести понятие «Запись»; рассмотреть основные приемы создания собственных комбинированных типов данных; научиться правильно объявлять структуру комбинированного типа, правильно обращаться к полям используя операторы, а также правильно оформлять код структурированного типа – записи в ЯП Pascal; воспитать мотивы учения, положительного отношения к получению знаний, умений и навыков; развить логическое и алгоритмическое мышление у учащихся; развить умение и навыки составления и отладки программ на языке Паскаль.

Прежде чем приступить к изучению сегодняшней темы мы с вами повторим, обобщим и приведем в систему наши знания по прошлой теме «Строки», вспомним основные понятия. Далее будем работать в индивидуальной форме (план урока):

  1. Понятие запись, поле записи, объявление структуры.

  2. Обращение к полям используя операторы

  3. Рассмотрение примеров и его решений.

  4. Закрепление темы:

  • выполнение заданий;

  • фронтальный опрос.

  1. Домашнее задание.

Формирование терминологического поля занятия

Преподаватель: Теперь Вы будете отвечать на вопросы для повторения прошлой темы используя СДО Moodle (использование мобильный устройств). Форма доступа: http://nmt.edu.ru/dist. Перейдите в СДО Moodle\ОАП\05.02.21 Проверка знаний. Выполните задание по теме «Строки». Необходимо ввести пропущенные фразы в пустые поля, записать результат выполнения программы.

(Преподаватель демонстрирует задание)

Студенты: отвечают на вопросы в СДО

Мотивация учебной деятельности

Молодцы, отлично справились с заданием. Теперь можем переходить к следующему вопросу нашего плана, то есть нашей сегодняшней теме.

Преподаватель: Тема излагается используя презентационный материал (Приложения А). После разбора каждой тематики разбирается пример, решается задача.

Запись – это тип данных, который может включать в себя несколько полей – элементов разных типов (в том числе и другие структуры).

В языке Паскаль запись определяется путем указания служебного слова record и перечисления входящих в запись элементов с указанием типов этих элементов.

Запись Паскаля – структурированный комбинированный тип данных, состоящий из фиксированного числа компонент (полей) разного типа. (Слайд)

Задать тип record можно следующим образом:

type =record
   : тип;
   : тип;
   ………………….
   : тип
end ;

Поля могут иметь любые типы, в том числе и комбинированный тип.

На примере описание анкеты студента в Паскале будет выглядеть так:

Type anketa=record
   fio: string[45];
   pol: char;
   dat_r: string[8];
   adres: string[50];
   curs: 1..5;
   grupp: string[3];
end;

После того, как определен тип записи Паскаля, можно определять переменную этого типа. Переменная определяется путем задания ее идентификатора и указания типа.

var
student: anketa;

Теперь нам нужно узнать, как правильно получать доступ к элементам записи Паскаля.

Элементы записи называются полями, а обращение к ним производится через использование их имен – идентификаторов полей.

Но в отличие от обычной переменной имена полей должны предваряться ссылкой на идентификатор записи Паскаля и отделяться от него точкой.

Такая запись называется уточняющий идентификатор:

.

Например, чтобы обратиться к полю curs переменной student , необходимо указать следующее составное имя:

student.curs :=3;

Использование полей записи Паскаля в выражениях и условиях идентично использованию обычных переменных.

Операции над записями Паскаля.

Единственная операция над записью (как над единым целым) которую можно произвести над однотипными записями Паскаля – это присваивание.

Все другие операции производятся над отдельными полями записи.

Рассмотрим для начала простейший пример заполнения записи Паскаля и вывода ее на экран.

Пусть нам необходимо заполнить сведения о студенте (Ф.И.О., дата рождения, адрес, курс и группа), а затем вывести эти сведения на экран.

Преподаватель демонстрирует на экране решение задачи, с пояснением.

Студенты параллельно вводит в мобильных устройствах в ЯП Паскаль код, после проверки записывают в тетради.



Преподаватель: Теперь для закрепления полученного материала необходимо будет выполнить вариативные задания. (Сайд)

Студент по желанию работает у доски.

Фронтальный опрос (Слайд 25):

  1. Закрепим знания, полученные сегодня на занятии. Проведем опрос:

  2. Чем отличается тип "запись" от других структурированных типов?

  3. Могут ли поля записи быть одного и того же типа?

  4. Как обратиться к отдельному полю записи?

  5. Что такое "оператор присоединения"? В каких целях он используется?

  6. С помощью каких служебных слов в ЯП Pascal можно ввести и вывести поля?

Заключительная часть

Подведем итоги урока. Все вы сегодня поработали хорошо, справились с заданиями: научились правильно объявлять в ЯП Паскаль комбинированный тип – записи, правильно обращаться к полям используя операторы, решать задачи по оформлению комбинированного типа. За активность и правильность выполнения Вы получите соответствующую оценку. Теперь я попрошу Вас, ребята продолжить предложение.

Рефлексия:

  • сегодня я запомнил…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я смогу…

  • у меня получилось …

  • меня удивило …

(Слайд 26).

Домашнее задание (Слайд 27).

Решение задачи: Написать структуру описания записи успеваемости группы, по указанной таблице.

Я благодарю вас за урок. Спасибо.


Список использованных источников


Основные источники:

  1. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования. –М,: ОИЦ «Академия», 2016

  2. Воронцова Е.А. Программирование на С++ с погружением: практические задания и примеры кода - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 80 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=563294

  3. Немцова Т. И. Программирование на языке высокого уровня. Программирование на языке С++: учеб. пособие / Т.И. Немцова, С.Ю. Голова, А.И. Терентьев ; под ред. Л.Г. Гагариной. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 512 с. — (Среднее профессиональное образование). http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=918098

  4. Парфенов Д.В.Язык Си: кратко и ясно: Учебное пособие / Д.В. Парфенов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=459254





Приложение А

Презентация к уроку