СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Какие формы и методы можно использовать в работе педагога дополнительного образования?»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке дано объяснение таким понятиям как "форма", "метод", "приём" в разработке занятий в системе дополнительного образования. Приведены примеры занятий для разных возрастных групп.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Какие формы и методы можно использовать в работе педагога дополнительного образования?»»

МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО»

Новоселова Татьяна Сергеевна – педагог дополнительного образования


Методическая разработка

«Какие формы и методы можно использовать в работе педагога дополнительного образования?»

Многообразие форм учебно-воспитательного процесса, разнообразие содержания позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Современному педагогу необходимо ориентироваться во всём многообразии методов и приёмов с целью наиболее эффективного использования их на занятиях.

Формы и методы в работе педагога дополнительного образования

Значительными возможностями для успешного решения задач обучения воспитания, творческого развития и социализации подрастающего поколения располагает система дополнительного образования детей. Формы и методы обучения представляют собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных и воспитательных задач.

  1. Понятие форма отвечает на вопрос что?

Форма - это установленная совокупность свойств, черт, показа­телей, внешних отличительных признаков, порядок их распо­ложения в целом. То есть способ выражения чего – либо, обусловленное определённым содержанием.

Формы обучения бывают конкретными:

  • урок,

  • тренировочное занятие,

  • контрольное занятие, зачёт,

  • и другие.

Форма занятия может быть:

  • Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися.

  • Групповая форма – дети на определенном занятии делятся на группы для решения конкретных учебных задач.

  • Коллективная форма работы – коллектив значит все, предполагает обучение, когда один обучает каждого и каждый обучает всех. В коллективной форме возможно обучение в парах, группах. Поставленная задача решается сообща.

  • Работа в парах – общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед группой.

  • Индивидуальное обучение, когда педагог обучает каждого учащегося отдельно.

В основе формы лежит ведущий МЕТОД.

  1. Метод- способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач, совокупность приёмов. То есть понятие метод отвечает на вопрос как? Методы тоже бывают разными:

  • словесные,

  • игровые,

  • репродуктивные,

  • исследовательские

Классификация методов:

  • словесные методы (источником является устное или печатное слово);

  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия);

  • практические методы (ученики получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

  • методы проблемного обучения;

  • контроля и коррекции со стороны педагога;

  • самоконтроля и самоанализа;

  • стимулирования и мотивации.

  1. Приём - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Формы проведения учебных занятий в учреждениях дополнительного образования детей подбираются педагогом с учетом

  • возрастных особенностей,

  • психологических особенностей детей,

  • целей и задач образовательной программы дополнительного образования,

  • специфики предмета и других факторов.

Формы занятий для разных возрастных групп:

для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:

для учащихся среднего школьного возраста:

для учащихся старшего школьного возраста

  • беседа с игровыми элементами;

  • сказка;

  • сюжетно-ролевая игра;

  • игра-путешествие;

  • игра-имитация;

  • викторины,

  • соревнования,

  • конкурсы,

  • состязания.

  • учебная игра, ролевая игра;

  • защита творческого проекта;

  • творческие конкурсы;

  • КВН;

  • Заочная, виртуальная экскурсия;

  • коллективное творческое дело (КТД);

  • тематические задания по подгруппам

  • проблемная лекция;

  • пресс-конференция;

  • практические занятия;

  • семинар;

  • тематическая дискуссия;

  • групповая консультация;

  • защита творческой работы;

  • деловая игра, ролевая игра, квест;

  • презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).

Виды занятий:

По содержанию: теоретические, практические.

По характеру познавательной деятельности: репродуктивные, творческие.

В зависимости от приоритетных целей:

  • учебное занятие по передачи знаний,

  • учебное занятие по осмыслению детьми знаний и их закреплению,

  • учебное занятие по формированию умений (применять знания на практике),

  • тренировочное учебное занятие (отработка умений и навыков),

  • учебное занятие по обобщению и систематизации знаний.

Требования к проведению занятий:

  • Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.

  • Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

  • На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.

  • Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей.

  • Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и использовать здоровьесберегающие технологии.