Цель мастер-класса для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики у младших школьников» — повысить уровень знаний участников о использовании техник, способствующих развитию мелкой моторики, и распространить разнообразные формы работы.
Задачи:
познакомить педагогов с эффективными методами развития мелкой моторики;
повысить мотивацию участников к применению полученных знаний в совместной деятельности с детьми;
закрепить умения участников применять полученные знания на практике.
Некоторые темы, которые можно раскрыть на мастер-классе:
Связь мелкой моторики и речи. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Значение развития мелкой моторики. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.
Разнообразие игр и упражнений. Можно рассказать о пальчиковой гимнастике, пальчиковых шагах, играх с дополнительными материалами, таких как прищепки, верёвочки, игры-шнуровки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое.
Развитие графической моторики. Можно рассказать о рисовании по трафаретам, штриховке, графических узорах.
Некоторые упражнения, которые можно включить в мастер-класс:
Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Массаж грецкими орехами (каштанами). Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой.
С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые шаги — упражнения, которые помогают развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В большинстве таких игр используются стишки, потешки, считалки, что способствует развитию речи. 1
Некоторые примеры пальчиковых игр:
«Узелки». Нужно перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки. .
«Кус-кус». Бельевыми прищепками нужно поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Игры с дополнительными материалами, такими как прищепки, верёвочки, игры-шнуровки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое, повышают интерес детей и делают их внимание более устойчивым.
В рамках работы объединений создание творческих работ также способствует развитию мелкой моторики