НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ДЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В последние годы в российском дошкольном образовании произошли позитивные изменения. На первое место выходят вопросы приобщения детей к народной культуре и развитию духовности. Известный педагог прошлого столетия К.Д. Ушинский писал «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Блестящим средством раскрытия национальной самобытности формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, является народный фольклор. «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его, – говорил А.М. Горький.
Из произведений русского народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далеких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, к чему стремились и с чем боролись.
На занятиях, посвященным знакомству с произведениями русского народного творчества, мы говорим детям, что создавались такие произведения всем народом. Каждая сказка рассказывалась каким-нибудь одним человеком, имя которого не запоминалось. Народные сказки, например, не могли складываться сами собой без авторов. Но если это произведение безвестного поэта из народа было удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, оно тотчас же подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. И катилась сказка все дальше, изменялась и украшалась в устах каждого исполнителя. О сказке, прошедшей такой путь, все вместе делаем вывод и говорим: «Она народная, потому что множество исполнителей внесло в нее что-то свое, освоило ее, как родную».
С интересом дети слушают русские народные сказки: «Кощей Бессмертный», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Василиса Прекрасная». Ждут они мои вопросы. Например, такие.
1. Что общего в этих сказках?
2. Назовите положительного героя?
Вместе делаем вывод: народная сказка учит тому, каким должен быть человек.
На занятиях, посвященных устному народному творчеству, используем переработанные тексты древнерусских летописцев – «Сказание о Никите Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе», знакомим детей с былинами «Илья Муромец», «Алеша Попович». Сильное впечатление на сознание дошколят производят человеческая доброта, преданность родной земле, здоровая сила, которая создает образ двумя-тремя словами. Вот почему мы изучаем произведения русского народного творчества.
Кроме сказок живут в народе пословицы и поговорки. В них обобщение, житейская мудрость, выработанная веками и закрепленная в краткой, меткой, словесной форме. «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» - так говорили предки, придавая пословице важное значение как выразительнице народной мудрости.
Например, разбирая смысл пословиц: «Один в поле не воин», «Один за всех и все за одного», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Хорошая нива – только у коллектива» - подвожу детей к ответам на мои вопросы. Ответы разные, но есть главные: народ силен, когда все вместе – всем миром, все друг за друга. Эти пословицы и поговорки актуальны и сегодня. Дети тоже понимают и реагируют на окружающий нас мир. Ведь пословицы и поговорки судят о человеческом достоинстве, недостатках, острым словом клеймят злых, жадных, завистливых, утверждают правду, честь, мужество, дружбу.
Одной из разновидностей русского народного творчества являются загадки. В основе древнейших загадок лежало желание человека познать мир, объяснить себе явление природы. Гром, дождь, молния, радуга – все это было непонятно, пугало или радовало человека своим величием, всему этому надо было найти какое-то объяснение. И пытливый ум человека старался в художественных образах представить себе сущность всех этих явлений.
Работая с ребятами по теме: «Загадка», рассказываю им легенду о том, что давным-давно, в глубокой древности, роль загадки была серьезной. В произведениях русского народного творчества – мифах и сказках отгадывание загадок было испытанием мудрости человека и могло иметь значение для сохранения жизни человека в минуты опасности.
Так, один из мифов Древней Греции свидетельствует о том, что когда-то на проезжей дороге, неподалеку от греческого города Фивы, поселилось на скале страшное чудовище – Сфинкс. Он задавал загадки всем, кто приближался по дороге к городу, и тех, кто не мог разгадать их, уничтожал. Такое наказание было послано Фивам за то, что горожане чем-то прогневали бога Зевса.
Подножие горы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе, и раздавался плач по погибшим.
Но в городе жил мудрый юноша по имени Эдип. Он не побоялся сразиться со Сфинксом. Эдип подошел к скале, и Сфинкс задал ему загадку: «Отгадай, - обратился он к Скифу:
- Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?
- Человек,- ответил Эдип. - В младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на палку.
И этот ответ был верный.
Посрамленный Сфинкс кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.
Подводя итог беседы с детьми о загадках, вместе делаем вывод, что когда-то в старину загадке придавалось гораздо большее значение, чем сегодня и что она была не только средством развлечения, но и существования.
Дети любят загадки. Веселые и занимательные придумывают сами. Вот некоторые из них. 1. Во рту быстро тает? (ответ - мороженое)
На примерах непосредственно-образовательной деятельности по устному народному творчеству, вовлекаем детей в волшебный мир детства. Формируя нравственные качества у детей, учим принимать и воспринимать чужие трудности, как свои; то есть овладевать своеобразной «азбукой чувств». Эти качества проявляются в детских играх. Так, по рекомендации психолога при проведении игр: «Добрые эльфы», «Птенцы», «Ожившая игрушка», дети общаются без слов, поглаживая друг друга, похлопывая друг друга ладонями, тем самым, выражая свои добрые чувства действиями. Подобные игры снижают напряженность, замкнутость, страх, что кто-то может обидеть. Дети учатся самостоятельно, без вмешательства взрослых, разрешать многие конфликты.
Нас с детьми объединяет Мечта, которая постепенно превращается в игру под названием - Город Мира – Город добра. Мы мечтаем о городе, где нет зла, где все дружат. Мы будем и дальше строить этот удивительный Город детства. В нем всегда будут звучать песни о солнечном круге, об улыбке, от которой радуга проснется, о голубом вагоне, который мчится в светлую даль.
Литература
1. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с. (Развитие и воспитание).
2. Степанов В. «Азбука в загадках» - сборник стихотворений для детей.