Тема урока: Безработица
Цели:
Образовательная: познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями;
Развивающая: развивать критическое мышление учащихся, воображение, внимания, продолжить работу по формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы; формировать собственное суждение, представление, умозаключение о причинах и последствиях безработицы.
Воспитательная: формировать у учащихся познавательный интерес к проблемам безработицы, навыки, направленные на преодоление негативных проблем в своей жизни, учить отстаивать собственную точку зрения, развивать познавательные интересы учащихся к изучению предмета.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: частично – поисковый, аналитический, эвристический и объяснительно – иллюстративный.
Оборудование: Учебник, раздаточный материал.
Ход урока:
І. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих.
ІІ. Проверка знаний
Что такое человеческий капитал и в чем его значение?
Какова ситуация с развитием человеческого капитала в современном мире?
Из каких элементов состоит человеческий капитал?
Какие существуют формы инвестирования в человеческий капитал?
Что такое индекс человеческого развития?
Что необходимо предпринять для роста индекса человеческого развития?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Преподаватель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о безработице, выясним ее причины и последствия. Тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее сильное воздействие человека. Сегодня нам нужно не только найти ответ на вопрос, что же такое безработица, каковы ее последствия, но и какие меры необходимо принимать для того, чтобы решить проблему безработицы.
ІV. Сообщение темы, целей и задач урока
1) Безработица – спутник рыночной экономики.
2) Причины безработицы.
3) Виды безработицы
4) Экономические и социальные последствия безработицы.
5) Роль государства в обеспечении занятости.
V. Первичное восприятие и осознание учебного материала
1. Безработица – спутник рыночной экономики
Безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.
Население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное.
К трудоспособному населению относится:
1. Занятые трудоспособные, имеющие работу.
2. Безработные трудоспособные, не имеющие работу, но стремятся найти работу.
3. Добровольно не занятые.
К нетрудоспособным относятся:
1. Дети до 16 лет. 2. Инвалиды. 3. Пенсионеры: мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет.
Вопрос. Ребята, как вы понимаете, что такое безработица?
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу.
Вопрос. О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)
Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться.
Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.
Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая доход.
К занятым относятся граждане, работающие в качестве наемных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений.
Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учете в службе занятости. Человеку, признанному безработным, выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).
2. Причины безработицы
Преподаватель. Говоря о безработице, необходимо выяснить причины её породившие. Давайте вместе попытаемся их обозначить.
Как вы думаете, почему человек может быть безработным? Что ему может мешать найти работу?
Обсуждение вариантов, выбор наиболее глобальных.
Обучающиеся предлагают свои варианты причин безработицы (методика мозгового штурма).
Причины безработицы
1.Изменение потребительского спроса на товары и услуги.
2.Поиск или ожидание получения рабочего места гражданином.
3. Спад производства.
4. Особенности производства в отдельных отраслях (сезонная безработица).
Запись в тетради причин безработицы.
3. Виды безработицы
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные виды:
Фрикционная
Структурная
Циклическая
Сезонная
Скрытая
Естественная безработица: фрикционная и структурная.
Вынужденная безработица: сезонная, циклическая и скрытая.
1. Фрикционная безработица ( от слова «фрикция»-трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра.
К фрикционным безработным относятся люди:
Уволенные с работы по приказу администрации
Уволившиеся по собственному желанию
Ожидающие восстановления на прежней работе
Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней
Сезонные рабочие (не в сезон)
Впервые появившиеся на рынке труда
Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).
2. Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:
С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.
С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются (производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов). Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.
Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.
Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработицы, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально.
Уровень безработицы при полной занятости носит название «естественного уровня безработицы»
Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят.
3. Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.
4. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно снижается безработица), в другие – уменьшается (а безработица возрастает (например, с/х и строительство).
5. скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Безработные наряду с занятыми людьми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:
Число безработных
Уровень безработицы = ---------------------------------- * 100%
Трудоспособное население
Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.
4. Экономические и социальные последствия безработицы
Обучающиеся заполняют таблицу «Последствия безработицы для общества»:
Существует мнение некоторых экономистов, что безработица имеет как позитивные так и негативные последствия.
Позитивные последствия безработицы
Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;
Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;
усиливается трудовая дисциплина и ответственность работающих, т.к. гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.
Негативные:
Снижение уровня жизни населения.
Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийству, росту растущей преступности.
Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального.
«ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ» ( Экономические и социальные )
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
расходы государственного фонда
занятости на выплату пособий безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога);
несозданный продукт, что влечёт снижение общего объема производимых в стране экономических благ;
сокращение потребительского спроса;
отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы;
отсутствует рост благосостояния граждан
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
теряется квалификация, стаж работы;
размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги;
потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение;
ухудшение физического и психического состояния, становятся частыми конфликты в семье, и т.д. ;
молодежь не имеет достаточных профессиональных навыков и подготовки, отсутствие специальности затрудняет процесс трудоустройства;
опасность возрастания социальной напряженности в обществе, преступности.
5. Роль государства в обеспечении занятости.
Как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам по себе решить проблему безработицы. Здесь необходимы содействие и помощь государства. И поскольку одного лекарства от безработицы быть не может, правительства используют целый набор методов. Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.
В ЛНР разработан проект закона «О занятости населения ».
В городах и районах созданы Центры занятости, которые выполняют следующие функции:
Создание условий для занятости:
Переподготовка и повышение квалификации работников;
Поддержка малого предпринимательства;
Льготы для фирм, которые используют труд преимущественно молодежи.
Информирование.
Меры социальной защиты от безработицы:
Профессиональное обучение безработных;
Выплата пособий по безработице ( максимальный размер пособия по безработице ограничен уровнем средней зарплаты);
Организация общественных работ.
В Центре оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
А как вы думаете, почему такая значительная роль отводится государству для решения проблемы безработицы?
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.
VІ. Обобщение и систематизация знаний
1. Решить задачу.
Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.
Решение.
Безработные – 4 тыс.
Трудоспособные = 11 тыс.- 24 тыс. -30 тыс. + 4 тыс.= 50 тыс.
Уровень безработицы = 4 тыс./ 50 тыс.* 100% = 0, 08 тыс.* 100%= 8%
Ответ: 8 %
2. Исторический анекдот.
Во время посещения в США автомобильного завода Генри Форда глава СССР Н.С. Хрущев обратил внимание на работниц, тщательно моющих окна цехов. Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется рабочий труд. Генри Форд на это ответил:» Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моём предприятии… Через чисто вымытые стёкла мои рабочие на конвейере лучше видят толпу безработных, стоящую у ворот и претендующих на их места».
Вопрос. Используя понятия « безработица», « конкуренция», производительность труда», объясни ответ Г. Форда.
VІІ. Итоги урока
Итак, мы сегодня познакомились с вами с еще одним проявлением экономической жизни общества – безработица. Каковы причины безработицы? К каким последствиям приводит безработица? С чем уйдем с урока? Что учесть на будущее?
Безработица – явление неоднозначное. Хорошо это или плохо. У безработицы есть и позитивные, и негативные последствия. Думаю, чтобы не стать безработным, человек должен учиться и достойно работать.
С точки зрения безработного – это трагедия. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление – объективная необходимость. Государство должно « амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.
VІІІ. Домашнее задание: изучить конспект, выучить определения. Составить памятку « Письмо безработного к будущим выпускникам»