План-конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 2А
Тема: «Изменение имён существительных по числам»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: организация деятельности учащихся по формированию первоначальных представлений об изменениях имён существительных по числам, и умений и навыков изменять имена существительные по числам.
Задачи урока:
Дидактические: способствовать ознакомлению с изменениями имён существительных по числам; способствовать формированию умения изменять имена существительные по числам.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; развивать познавательную активность детей при изучении изменения имен существительных по числам, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке; способствовать развитию принимать и сохранять учебную задачу для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий; понимать причины успехов/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Воспитательные: воспитывать культуру общения при изучении изменения имён существительных по числам; формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать бережное отношение к русскому языку; воспитывать потребность к объективному самооцениванию; развивать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; формировать у обучающихся основ российской гражданской идентичности.
Планируемые результаты:
Предметные: знают, как изменяются имена существительные по числам; умеют изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя по теме «Изменение имён существительных по числам» , формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе об изменениях имён существительных по числам, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах.
Познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из учебника; выявляют известное и неизвестное.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; умеют делать выводы по теме и обобщать; контролируют и оценивают свои действия; понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.
Личностные: объективно оценивают свои достижения на уроке; проявляют навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; осознают важность и необходимость правильного употребления нормированной речи; осознают важность благожелательного общения друг с другом во время работы в паре; осознают важность оказания помощи; объективно оценивают свои достижения на уроке; осознают важность мотивации к познанию и обучению; проявляют познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; осознают гражданскую идентичность.
Ресурсы: раздаточный материал, презентация, учебник «Русский язык», 2 класс, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Перспектива»
Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Структура урока
I. Организационный этап
- приветствие, знакомство.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.
-эмоциональный настрой к уроку;
- Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
- Думаю, у всех появилось хорошее настроение, и оно сохраниться до конца нашего урока.
-Обратите внимание на экран. Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Учение – путь к умению.
(Познавая различные науки, человек добьётся много.)
-Пусть данная пословица станет девизом нашего урока. Надеюсь, на этой хорошей ноте мы продолжим с вами наш урок.
-проверка готовности к уроку
- Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку? Учебники, ручки, карандаши? Нет ли ничего лишнего? Молодцы. В таком случае начнём наш урок.
II. Проверка усвоения материала прошлого урока
-Давайте откроем тетради, напишем число и классная работа. Не забудьте правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули. Теперь проведем минутку чистописания, но для начала сделаем гимнастику для рук. Повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются».)
В лес идём мы погулять (Обе руки «идут» указательным и средним пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
За брусникой, за калиной,
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
-Молодцы! Теперь предлагаю отгадать вам загадку:
Он в лесу всю жизнь живёт,
Любит ягоды и мёд.
Как увидит рыбу — с ходу
Порыбачить лезет в воду. (Медведь)
-Верно, пишем с красной строки, целую строчку слово «медведь».
-Молодцы.
- Давайте напишем словарный диктант: город, дом, учитель, сестра, тарелка, учебник.
-К какой части речи относятся все слова? (Это имена существительные.)
- Как определить, что это имена существительные? По каким двум признакам мы определяем имя существительное? (Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)
- Что вы уже знаете об именах существительных? (Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные.)
-Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными? (Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Кто?; неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Что?)
- Когда я буду называть одушевлённые имена существительные, вы хлопните один раз в ладоши, а если я назову неодушевлённое имя существительное, вы сидите тихо: город, дом, картина, учитель, сестра, тарелка, учебник.
III.Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности
Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
Дидактические средства: карточки №1
-Ребята, у вас на столах лежат карточки №1, возьмите их. В таблицах есть пустые ячейки. Давайте заполним их.
Один | Много |
дом | |
| карандаши |
парта | |
| тетради |
-Я вижу, что все выполнили задание. Давайте проверим. Кто нам прочитает свои ответы?
-Можем ли мы сказать, что существительные изменились? (Да)
-А можем ли мы сказать, как они изменились? (Нет)
-Ребята, посмотрите на экран. Что изображено на первом рисунке?
-Правильно, дом. А на втором рисунке что изображено? (дома)
-Что изменилось на двух рисунках? (количество)
-А как мы по-другому можем назвать? (число)
-Правильно, ребята. Оказывается, существительные могут изменяться по числам.
Целеполагание.
-Какую цель мы с вами поставим? Чему мы с вами научимся? (научиться изменять имена существительные по числам)
-Верно, цель нашего урока: научиться изменять имена существительные по числам.
-Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Изменение имён существительных по числам)
-Верно, тема нашего урока : «Изменение имён существительных по числам»
IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)
-Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)
-Чтобы достичь нашей цели определим действия на уроке, то есть определим то, что мы будем сегодня делать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте правильно сопоставим слова из первого столбика с выражениями со второго.
1) Узнаем об изменениях существительных по числам
2) Научимся употреблять названия существительных, образующих один предмет и множество предметов
3) Научимся изменять имена существительные по числам
- Ребята у вас на столах лежат рабочие листы – это листы самооценивания, в ходе нашего урока мы с вами будем к ним возвращаться и оценивать себя.
Последовательность действий | +,-,? |
Узнаем об изменениях существительных по числам | |
Научимся употреблять названия существительных, образующих один предмет и множество предметов | |
Научимся изменять имена существительные по числам | |
-Поиск решения (открытие нового знания). Работа по учебнику.
(дидактические средства: учебник, слайд на экране) (фронтальная работа)
-Ребята, давайте вернемся к таблице. Посмотрите, что это за вопросительные знаки здесь стоят? Чтобы узнать, что за вопросительным знаком спряталось, предлагаю открыть учебники на странице 87, прочитайте правило. (Имена существительные употребляются в единственном числе, если они называют один предмет, и во множественном числе, если они называют несколько предметов.)
-Что мы можем написать вместо вопросительного знака? Правильно, единственное и множественное число.
-Какой мы можем сделать вывод? ( Если существительное называет один предмет, то это единственное число, а если много, то множественное число)
- А теперь посмотрите на пример:
карандаш – карандаши
- Что изменилось в словах? (Окончание)
- Значит, какой ещё вывод мы можем сделать? (При изменении числа имени существительного изменяется его окончание.)
Мы с вами узнали, что меняется окончание, когда меняется число?
-Первичное закрепление. Работа по карточкам с проверкой.
(дидактические средства: учебник, карточки №2 ) (парная, фронтальная работа)
-Я предлагаю вам выполнить задание, чтобы закрепить эти знания. Возьмите карточки №2. Вам даны таблицы и слова, надо их распределить. Эту работу мы будем выполнять парах. Как мы работаем в парах? Дружно, сообща, учитывая мнения друг друга. А одна пара выйдет к доске. На это задание вам дается 2 минуты.
Единственное число | Множественное число |
| |
Ручки, учебники, кот, цветы, лиса, лимон
-Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Вы все верно распределили.
-Какой мы можем сделать вывод? ( Если существительное называет один предмет, то это единственное число, а если много, то множественное число)
Физкультминутка
-Мы с вами отлично поработали, а теперь давайте все красиво встанем и отдохнем. Повторяем за мной слова и движения.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
-Молодцы, ребята! Садитесь. Мы продолжим наш урок.
-Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (Дидактический материал: карточки №3) (индивидуальная и парная работа)
-Ребята, на столах у вас лежать карточки под №3. Вам нужно подчеркнуть правильный ответ. Для этой работы у вас есть 2 минуты. Внимательно читайте предложения.
1. Выберете слово , которое стоит в единственном числе:
а) тетради
б) лиса
в) ручки
2.Имена существительные в единственном числе обозначают:
а) один предмет
б) несколько (много) предметов
3. Выберете слово, которое стоит во множественном числе:
а) кот
б) мед
в) книги
4. Имя существительное в форме _______числа называют несколько предметов
а) единственного
б) множественного
5. Выберете ряд слов, в котором все слова в единственном числе:
а) дома, зубы, яблоки
б) бабочка, дерево, волк
в) шарики, мяч, варежки
-Теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте по эталону. (взаимопроверка)
-У кого нет ошибок поставьте 5, у кого 1-2 ошибки – 4, у кого 3-4 ошибки – 3.
Поднимите руки те, у кого оценка – 5 (так дальше 4, 3)
Включение нового знания в систему знаний (дидактический материал: карточки под №3) (фронтальная и парная работа)
-Ребята, к нам в гости пришла Маша. Ей задали домашнее задание по русскому языку. Но она не знает , как его выполнить. Давайте ей поможем . Нам надо будет прочитать предложения и вставить окончание.
По лесной опушке бежит лис….. Пушистые белк…. прыгают в вершинах деревьев. Ночью был мороз…... Девочк… играют в куклы.
-Давайте же проверим, что у вас получилось. (по эталону) Все верно, вы отлично справились с заданием.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Соотнесение результатов урока с поставленной целью.
-А какая была цель нашего урока?
-Мы с вами добились цели?
-Давайте вернёмся к плану нашего урока. Все ли пункты мы с вами выполнили?
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).
-Ребята, давайте оценим свою деятельность на уроке , а для этого давайте продолжим следующие фразы:
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Мне было трудно…
У меня получилось…
-Ребята, вы все усвоили тему урока. Все активно участвовали, выполняли задания.
- Спасибо, ребята!
VIII. Домашнее задание.
- Ребята, запишите домашнее задание. Выполнить упражнение 119 на странице 88.
- Надеюсь, полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем, до новых встреч.