СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития.»

Классификация уровней развития детей, имеющих сложные нарушения (по М. В. Жигоревой)

Уровень развития


низкий

средний


выше среднего


Пассивность и сниженная потребность в общении, слабый интерес (или его полное отсутствие) к окружающему, издает отдельные вокализации, не соответствующие ситуации, подражательная деятельность, саморегуляция и контроль отсутствуют, помощь не принимают. Зона ближайшего развития значительно

сужена.



Недостаточность наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления, не владеет анализом, синтезом, внимание не устойчиво. Моторная сфера не развита, отмечается двигательная неловкость, недостаточная координированность движений. Нарушения эмоционально-волевой сферы.


Недостаточная сформированность операций обобщения, абстрагирования.

У большинства детей сформированы операции анализа, синтеза, следовательно, присутствует способность к переносу усвоенных знаний в различные ситуации. Относительная устойчивость эмоционально-волевой сферы, частичная стабилизация личностных компонентов.

Количественная характеристика детей


На начало учебного года

На конец учебного года

На начало учебного года

На конец учебного года

На начало учебного года

На конец учебного года

Например:

5


5


0


0


3


0


2







Методические рекомендации по организации обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития.



1. Внедрение ребенка в образовательный процесс должно проходить плавно, комфортно для ребенка и занимать столько времени, сколько ему нужно.

2.Началом образования ребенка являются имеющиеся у него навыки.

3. Технологии дифференциации материала и индивидуальной работы , постоянное повторение и закрепление, визуальные подсказки – основные постулаты успешного обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

4. Процесс обучения идет через игру, игровые технологии являются ведущими.

5. Речевые инструкции должны быть четкими, краткими, требующими выполнения одного действия.

6. Ребенок должен иметь возможность получить инструкцию доступным ему способом ( альтернативная речь)

7. Любая инструкция должна иметь визуальное подкрепление и быть понятной ребенку.

8. Учебный материал должен быть адаптирован под особенности и возможности ребенка.









ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ   К  МЕТОДИКЕ  ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ 
С  ТЯЖЁЛОЙ  УМСТВЕННОЙ  ОТСТАЛОСТЬЮ


1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.
2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения
3. Использование подражательности, свойственной  детям, с тяжёлой умственной отсталостью.
4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
5.  Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время
8.  Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
9.  Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога.

10. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка .Создание «эмоционального благополучия» на уроках.

11. При подготовке уроков нужно учесть,  что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки  слогового чтения. На большее они просто не способны.  Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей  детей.

Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах  в ближайшем окружении.