СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации практических занятий  43.01.09 Повар, кондитер

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации практических занятий  являются частью основной профессиональной образовательной программы подготовки рабочих, служащих профессий: 43.01.09 Повар, кондитер

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации практических занятий  43.01.09 Повар, кондитер»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»














Методические рекомендации по организации практических занятий




ДИСЦИПЛИНА: БОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности

по профессии:

43.01.09 Повар, кондитер
































Оренбург 2023 г.



Рассмотрено и одобрено на заседании

МЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № __ от «____» августа 2023 г.

Председатель МЦК

_____________/Г.П.Михалкина/

СОГЛАСОВАНО Зам. директора

_______/Синкина Е.В/

«____» сентября 2023 г.




Составитель: Ковш Юлия Александровна



Методические рекомендации по организации практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы подготовки рабочих, служащих профессий: 43.01.09 Повар, кондитер





СОДЕРЖАНИЕ


Темы практических занятий

страницы

№ 1 Первая помощь и правила её оказания.


№ 2 Острая сердечная недостаточность. Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности


№ 3 Первая помомощь при травмах и травматическом шоке.


№ 4 Правила оказания первой помощи при различных видах кровотечений


№ 5 Первая помощь ранения. Виды ран.


№ 6 Первая помощь при утоплении и коме,


№ 7 Выполнение воинского приветсвия на месте и в движении.


№ 8 Оружие пехотинца и правила обращения с ним






Введение


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические рекомендации по дисциплине «ОБЖ» - для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.




Желаем Вам успехов!!!

Практическая работа № 1:

Тема: Первая помощь и правила её оказания.

Учебная цель: научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками оказания медицинской доврачебной помощи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


Травма (от греч. trаuma - рана), повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды. Травма - внезапное воздействие различных внешних факторов на организм человека, приводящее к нарушению структуры, анатомической целостности тканей и физиологических функций.

Особый вид травмы - психическая травма, связанная с тяжёлыми переживаниями (в частности, в результате травмирующей ситуации или словесного воздействия). Она может привести к болезненным реакциям со стороны психической и вегетативной сфер (депрессия, неврозы и др.).

В зависимости от вида травмирующего фактора различают следующие травмы: механические, термические (ожоги, обморожения), химические травмы, баротравмы (в связи с резким изменением атмосферного давления), электротравмы и т.д., а также комбинированные травмы, например сочетание механической травмы и ожога; от обстоятельств, при которых произошла травма - бытовые), производственные, спортивные, боевые травмы.

 

Травмы могут быть изолированными, когда имеется повреждение одного органа или в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата, например, разрыв печени, перелом бедра;

 

Множественные травмы – травмы, включающие несколько однотипных повреждений конечностей, туловища, головы, т.е. имеются одновременные переломы двух и более сегментов или отделов опорно-двигательного аппарата.

 

Сочетанные травмы. Травмы, сопровождающиеся повреждением опорно-двигательного аппарата и одного или нескольких внутренних органов, включая головной мозг

 

Под комбинированной травмой понимают повреждения, возникающие от воздействия механических и одного или более немеханических факторов - термических, химических, радиационных и т.д., например, перелом костей в сочетании с ожогами.

 

 

Производственный травматизм.


Производственный травматизм - это травмы, полученные в связи с производственной деятельностью в промышленности, сельском хозяйстве, на строительстве и другие, травмы, полученные по пути на работу или с работы при выполнении общественных обязанностей.

Производственная травма (трудовое увечье) - это следствие действия на организм различных внешних, опасных производственных факторов. Чаще производственная травма - это результат механического воздействия при наездах, падениях или контакте с механический оборудованием.

Травмирование возможно вследствие воздействий:

·         химических факторов, например, ядохимикатов, в виде отравлений или ожогов;

·         электрического тока - ожоги, электрические удары и др.;

·         высокой или низкой температуры (ожоги или обморожения);

·         сочетания различных факторов.

 Наиболее травмоопасными профессиями являются: охранники, сторожа, грузчики, строительные рабочие, водители автотранспорта, стропальщики. Важной профилактической мерой предупреждения травматизма являются обеспечение охранников средствами индивидуальной защиты и техническая защита объектов охраны. Работники охранных агентств, служб безопасности постоянно находятся в зоне повышенного риска. В экстремальных ситуациях (техногенные катастрофы на охраняемом объекте, нападение на него) получить тяжелые травмы могут и охранники, и окружающие люди.

 

Чаще всего на производстве встречаются механические травмы в результате различных аварий или нарушений техники безопасности при работе с движущимися механизмами и машинами. Они имеют характер ран, ушибов, переломов, внедрения инородных тел.


В зависимости от причин, все случаи травматизма подразделяют на три группы. К первой группе относятся травмы в результате конструктивного несовершенства машин и защитных механизмов. В этих случаях основная причина травмы в наименьшей степени зависит от администрации и рабочих данного предприятия. Во вторую группу входят несчастные случаи в результате неисправности станков или машин, отсутствие или неисправность защитных приспособлений, отсутствие за контролем соблюдения правил техники безопасности и т.д. Ответственность за эти травмы лежит на администрации и техническом руководстве. Третья группа – это травмы, которые зависят от самого пострадавшего. Они могут возникнуть в результате неудовлетворительного физиологического состояния рабочего, переутомления, недисциплинированности и т.п. К этой группе относятся все случаи травматизма, при расследовании которых доказано отсутствие причин, относящихся к первой и второй группам.

Основные причины производственного травматизма:
1)  Технические причины не зависящие от уровня организации труда на предприятии, например: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования; недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство предохранительных устройств и т.п.
2)  Организационные причины, которые зависят от уровня организации труда на предприятии, например: недостатки в содержании территории; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; и т.п.
3) Санитарно-гигиенические причины, например: содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, превышающих ПДК; недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, вибрации; наличие различных излучений выше допустимых значений и т.п.
4)  Личностные (психофизиологические) причины, к которым относят физические и нервнопсихические перегрузки работающего.

 

Непосредственными же причинами травмирования могут быть разнообразные моменты. Наиболее частыми из них являются: падение рабочего с высоты, падение тяжестей, отлетание деталей, осколков или инструментов, попадание рукой или другими частями тела в механизмы или другое движущееся оборудование, удары инструментом по руке, ноге или другим частям тела, попадание в глаза пыли, мелких осколков и т. п., отлетание горячих искр, соприкосновение с горячими поверхностями или жидкостями, проводниками, находящимися под током, едкими жидкостями и другими веществами.

Принципы оказания первой помощи.

Первая помощь
 - это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно заболевшего человека. Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу же на месте происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.
Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей. Жизнь и здоровье пострадавшего человека обычно зависят от оказания первой помощи лицами без специального медицинского образования; в связи с этим необходимо, чтобы каждому гражданину были, известны сущность, принципы, правила и последовательность оказания первой помощи. Это необходимо еще и потому, что бывают случаи, когда пострадавшему приходится оказывать первую помощь самому себе; это так называемая "самопомощь".
Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение. Ее задача заключается в предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.

Первая медицинская помощь представляет собой комплекс срочных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавших при травмах, несчастных случаях, отравлениях и внезапных заболеваниях. Задача первой медицинской помощи состоит в том, чтобы путем проведения простейших мероприятий спасти жизнь пострадавшему, уменьшить его страдания, предупредить развитие возможных осложнений и облегчить тяжесть течения травмы или заболевания.

При досмотре пострадавшего устанавливают:
вид и тяжесть травмы,
способ обработки,
необходимые средства первой помощи в зависимости от данных возможностей и обстоятельств.

При оказании первой помощи необходимо:
- вынести пострадавшего с места происшествия,
-обработать поврежденные участки тела и остановить кровотечение,
-иммобилизовать переломы и предотвратить травматический шок,
-доставить или же обеспечить транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.

Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи включает в себя следующие мероприятия:

  • Определение неотложной ситуации и необходимости оказания первой медицинской помощи;

  • Принятие решения на оказание первой медицинской помощи;

  • Вызов неотложной медицинской помощи;

  • Оказание пострадавшему первой медицинской помощи и до прибытия бригады скорой помощи;

Скорую помощь необходимо вызывать в следующих ситуациях:

  • Пострадавший находиться в бессознательном состоянии;

  • У него отсутствует или затрудненно дыхание;

  • Пострадавший ощущает давление или непрекращающиеся боли в груди;

  • У пострадавшего сильное кровотечение;

  • При сильных болях в животе;

  • В случае отравление и при других неотложных состояниях.

Когда трудно определить необходимость вызова скорой помощи, надо помнить, что лучше её вызывать без нужды, чем оставить пострадавшего без своевременной медицинской помощи специалистов.

Задания для практического занятия:

Задание 1: Освоить виды производственных травм.

Задание 2:  Изучить и описать основные причины производственного травматизма

Задание 3:  Используя презентациюразработать ситуационные задачи и составить алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи при следующих случаях:
1. При ушибе.
2. При растяжение связок.
3. При вывихах.
4. При переломах.
5. При солнечном ударе.
6. При тепловом ударе.
7. При носовом кровотечение.
8. При порезах.
9. При обморожение; при переохлаждение.
10. При обмороке.

Заполнить таблицу:

Виды травм

Определение

Признаки

ПМП

 

 

 

 

 

 


Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действиях























Практическая работа № 2:

Тема: Острая сердечная недостаточность. Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности

Учебная цель: научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками оказания медицинской доврачебной помощи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


Структура сердечно-сосудистой системы

Сердечно-сосудистая система – это единая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей, необходимое для доставки к ним кислорода, а также питательных веществ и отведения продуктов обмена. Благодаря функции кровообращения сердечно-сосудистая система участвует в газо- и теплообмене между организмом и окружающей средой, в регуляции физиологических процессов и согласовании различных функций организма.

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов.

Сердце – это орган кровеносной системы, сокращения которого создают энергию для движения крови. Форма сердца приближается к конической с закруглёнными верхушкой и основанием. Масса сердца колеблется в пределах 200-400 г.

Кровеносные сосуды – это эластичные биологические трубки различного диаметра, образующие замкнутую систему, по которой осуществляется циркуляция крови от сердца ко всем органам и тканям организма и обратно к сердцу.

В соответствии с направлением движения крови кровеносную систему подразделяют на артерии и вены, между которыми располагается соединяющее их микроциркулярное русло (артериолы, венулы и капилляры).

Артерии несут кровь от сердца к тканям. Они разветвляются на всё более мелкие сосуды и наконец превращаются в артериолы, а те, в свою очередь, превращаются в капилляры. Капилляры переходят в венулы, от которых начинаются мелкие вены, они постепенно сливаются между собой и укрупняются. К сердцу кровь поступает по самым крупным венам.

От сердца, являющегося центром сердечно-сосудистой системы, берут начало большой и малый круги кровообращения.

Кровь, омывая все ткани, отдаёт им кислород, забирает питательные вещества из кишечника, отдаёт их тканям, а также насыщается углекислым газом и другими продуктами жизнедеятельности клеток. Постепенно капилляры сливаются в две большие полые вены, по которым кровь попадает в правое предсердие, замыкающее большой круг кровообращения. Венозная кровь из правого предсердия попадает в правый желудочек, откуда вновь направляется по малому кругу кровообращения.

Малый круг кровообращения начинается лёгочным стволом, отходящим от правого желудочка сердца. Сокращаясь, правый желудочек выбрасывает венозную, отработанную кровь в лёгочную артерию и далее в лёгкие. Обогащённая кислородом кровь через лёгочные вены попадает в левое предсердие. Путь крови от правого желудочка через капилляры лёгких до левого предсердия называется малым кругом кровообращения.

Первая помощь при сердечной недостаточности

Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью кровообращения вследствие снижения насосной функции сердца.

Инсульт – это острое нарушение кровообращения в головном мозге, вызывающее гибель мозговой ткани.

Основными причинами сердечной недостаточности могут быть заболевания сердца: ревматические пороки, инфаркты, миокардиты (воспаление миокарда при различных заболеваниях в результате повреждения миокарда инфекционными агентами), а также длительная перегрузка сердечной мышцы, приводящая к её переутомлению.

По скорости проявления выделяют острую сердечную недостаточность, возникающую почти внезапно или в течение нескольких часов, и хроническую, развивающуюся в течение недель, месяцев, лет.

Острая сердечная недостаточность чаще всего проявляется у больных с острым инфарктом миокарда (заболевание сердца, вызванное недостаточностью его кровоснабжения), после физической перегрузки у лиц с некоторыми пороками сердца, при гипертонической болезни, при миокардите.

Хроническая сердечная недостаточность на ранних стадиях развития характеризуется быстрой утомляемостью, мышечной слабостью, чувством нехватки воздуха, зябкостью.

Сердечная недостаточность может возникать при перегрузке левых отделов сердца (левожелудочная недостаточность) или при перегрузке и поражении правых отделов сердца (правожелудочная недостаточность).

Левожелудочная недостаточность проявляется снижением мозгового кровообращения (головокружение, потемнение в глазах, обмороки). При правожелудочной недостаточности происходит набухание шейных вен, появляется синюшность пальцев, кончика носа, ушей, подбородка, появляется небольшая желтушность и отёчность разной степени.

Первую помощь при острой сердечной недостаточности оказывают соответственно её клиническим проявлениям и причинам.

В общем случае необходимо уложить больного на спину, голову повернуть набок, обеспечить ему доступ воздуха и обязательно вызвать врача.

Первая помощь при инсульте

Основными причинами инсульта могут быть гипертоническая болезнь , атеросклероз, заболевание крови.

Инсульт разделяют на геморрагический (кровоизлияние в мозг, под оболочки и в желудочки мозга) и ишемический (тромбоз мозговых сосудов, нетромбатическое размягчение мозгового вещества при патологии сонных и позвоночных артерий).

Геморрагический инсульт возникает в результате разрыва патологически изменённого кровеносного сосуда головного мозга. Развивается обычно внезапно, часто днём после психического или физического перенапряжения. Отмечается внезапная потеря сознания, вплоть до комы (состояние глубокого угнетения центральной нервной системы, характеризующееся утратой сознания и реакции на внешние раздражители, расстройством регуляции жизненно важных функций организма), больной падает. Наблюдается приток крови к лицу (гиперемия лица), пот на лбу, усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое, громкое, клокочущее дыхание; повышается артериальное давление, пульс резкий, иногда бывает рвота. Глазные яблоки часто отклонены в сторону. Определяются паралич верхней и нижней конечностей на стороне, противоположной очагу кровоизлияния в мозг, и нарушения речи.

Ишемический инсульт (инфаркт мозга) возникает чаще при атеросклерозе сосудов головного мозга, понижении артериального давления, повышении свёртывающих свойств крови, в результате закупорки мозгового сосуда тромбом.

Ишемическому инсульту нередко предшествуют нарушения мозгового кровообращения. Появляются головная боль, головокружение, онемение конечностей, обмороки, иногда боли в области сердца.


Паралич конечностей развивается постепенно.

Течение инсульта имеет три варианта:

  1. Благоприятное, когда постепенно восстанавливаются нарушенные функции организма.

  2. Перемежающееся, когда состояние периодически ухудшается.

  3. Прогрессирующее, с постепенным ухудшением состояния и со смертельным исходом.

Прежде всего больного необходимо удобно уложить на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду. Голову повернуть набок, чтобы не западал язык. Положить к ногам грелку. Срочно вызвать «скорую помощь». Эвакуация больного допускается только в положении лёжа и только с медработником.

Задания для практического занятия:

1. Определите, приступ какого заболевания случился с больным, если наблюдается следующая картина: потеря способности двигать правой рукой, потеря зрения на пра­вый глаз, затруднения с речью, сильная головная боль, потеря рав­новесия. Какую первую помощь в этом случае необходимо оказать больному?

2. Ситуационная задача. Ваш сосед позвонил к вам в квартиру и по­жаловался на острую загрудинную боль, общую слабость и сильное чувство страха. Пульс у него неровный, слабой наполняемости. Вы предложили со­седу пойти прилечь и принять валидол. Все ли вы сделали правильно















Практическая работа № 3:

Тема: Первая помомощь при травмах и травматическом шоке.

Учебная цель: научиться оказывать первую помощь.

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками оказания медицинской доврачебной помощи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Травма (от греч. trauma — рана) — это повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием.


Первая медицинская помощь при травмах

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

Травмы опорно-двигательного аппарата являются наиболее распространенными (от обычных синяков до тяжелых переломов и вывихов). Первая помощь при подобных травмах направлена на уменьшение боли и предотвращение дальнейших повреждений.

Их можно получить при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении либо при автомобильной аварии.

Существует четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения или разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Перелом — это нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным (рис. 6).

Вывих — это смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при воздействии большой силы

Растяжение и разрыв связок происходят, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Чрезмерная нагрузка на сустав может привести к полному разрыву связок и вывиху кости. Наиболее распространенными являются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья.

Растяжение мышц и сухожилий. Подобные растяжения обычно вызываются подъемом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением.

Наиболее распространенными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.



Рис.6. Переломы конечностей

Переломы бывают закрытые (без повреждения кожи) (1), открытые (с повреждением кожи, нередко в ране видны костные отломки) (2), со смещением (3) и без смещения костных фрагментов (4).

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения благотворно влияют на опорно-двигательную систему в целом и на отдельные группы мышц. Эффективная программа физической подготовки (бег, ходьба, аэробика, велоспорт, плавание, лыжи) способствует укреплению организма и профилактике травм.

Первая медицинская помощь при всех травмах опорно-двигательного аппарата одинакова (рис. 7). Во время оказания помощи постарайтесь не причинять пострадавшему дополнительной боли. Помогите ему принять удобное положение. Соблюдайте основные моменты первой помощи:

• покой;

• обеспечение неподвижности поврежденной части тела;

• холод;

• приподнятое положение поврежденной части тела.

Перемещение пострадавшего необходимо только в том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи» или если нужно транспортировать пострадавшего самостоятельно.

При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно прикладывать лед. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. Обычно лед прикладывают на 15 мин через каждый час.

При растяжении связок и мышц, после того как спадет припухлость, можно прикладывать теплые компрессы для ускорения процесса заживления.




Первая помощь при черепно-мозговой травме

Черепно-мозговая травма наиболее жизнеопасный вид травмы, в основе которой могут лежать контузия головного мозга либо разрушения его вещества.

Черепно-мозговые травмы по механизму разделяются на ушибы, сдавления и ранения, а по своим проявлениям и характеру изменений — на сотрясения и ушибы головного мозга с повреждением или без повреждения костей, оболочек, вещества мозга.

Первая медицинская помощь: наложить асептические повязки; уложить пострадавшего на спину с головой, повернутой набок; на голову положить холод (снег или лед в полиэтиленовых мешках); при отсутствии сознания — фиксация языка; при отсутствии дыхания и сердечной деятельности приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких.

Первая медицинская помощь при травмах груди

Травма груди — это в первую очередь в разной степени выраженные нарушения функции дыхания и кровообращения, обусловленные расстройством дыхательных движений груди, уменьшением дыхательной емкости легких, кровопотерей и ограничением сократительной деятельности сердечной мышцы.

Травмы груди делятся на ушибы, сдавления и ранения с повреждением или без повреждения остова груди и органов грудной полости.

Первая медицинская помощь: освободить от стягивающих одежд; обеспечить доступ свежего воздуха; закрыть рану воздухонепроницаемыми повязками; дать доступное обезболивающее средство; больному придать полусидячее положение.

Первая медицинская помощь при травмах живота

Травма живота возникает от резкого механического воздействия на переднюю брюшную стенку, органы брюшной полости и забрюшинного пространства, приводит к выраженным нарушениям функции дыхания и кровообращения, а в ряде случаев, при разрывах внутренних органов, к внутренним кровотечениям, острому перитониту, шоку.

Травмы живота по механизму делятся на ушибы, сдавления и ранения, а по характеру — на открытые и закрытые, с повреждением или без повреждений внутренних органов.

Первая медицинская помощь: при закрытой (тупой) и открытой травме — холод на живот; при открытой ране — закрытие раны асептическими повязками.

Первая медицинская помощь при травмах в области таза

Травмы тазовой области — комплекс самых разнообразных повреждений костей таза и прилегающих к нему мягких тканей и внутренних органов.

Травмы тазовой области подразделяются на ушибы, сдавления и ранения.

Первая медицинская помощь: уложить больного на спину со сведенными ногами, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах

При переломах ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке (1). При переломах плечевой кости и костей предплечья нужно с наружной и внутренней поверхностей конечности наложить шины, руку подвесить на косынке (2). При переломе бедренной кости наложить одну шину с наружной стороны таким образом, чтобы она захватывала всю ногу и туловище до подмышечной впадины, другую шину — на внутреннюю поверхность бедра от подошвы до промежности (3). При переломе костей таза пострадавшему надо придать положение «лягушки»: ноги немного согнуть и развести в стороны, положить под колени валик из одеяла, одежды; пострадавшего положить на щит (сколоченные доски, толстая фанера) (4). При переломе позвоночника пострадавшего надо уложить спиной на ровную жесткую поверхность — щит. При отсутствии щита уложить на носилки животом вниз, подложив под плечи и голову валик.

При переломе ребер наложить вокруг грудной клетки умеренно стягивающую повязку из бинта, простыни, полотенца (в состоянии выдоха) (5). При переломе челюсти наложить пращевидную повязку на подбородок, прижимая нижнюю челюсть к верхней (6).

(валик из одежды под коленные суставы); дать обезболивающее средство; закрыть рану асептическими повязками; на место раны положить холод (снег или лед в полиэтиленовых мешочках).





Первая медицинская помощь при повреждении позвоночника, спины


Рис. 8. Иммобилизация при переломе позвоночника


Травма позвоночника, спины — одно из наиболее тяжелых повреждений, лишающих организм опоры, а при вовлечении в травматический процесс спинного мозга — функции внутренних органов и конечностей.

Травмы позвоночника, спины подразделяются на ушибы и переломы с вовлечением или без вовлечения в травматический процесс спинного мозга. Травма может быть закрытой и открытой (ранения).

Первая медицинская помощь: дать обезболивающее средство; уложить больного на спину или живот; закрыть раны асептическими повязками (рис.8).



Задания для практического занятия:

  1. Продемонстрировать последовательность оказания доврачебной помощи при травме живота.

  2. Продемонстрировать праильное наложение жгута при венозном кровтесчении.

  3. Показать порядок действий при открытом и закрытом преломах.


Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.



Практическая работа № 4:

Тема: Правила оказания первой помощи при различных видах кровотечений.

Учебная цель: научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками оказания медицинской доврачебной помощи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


Кровотечение возникает вследствие повреждения кровеносных сосудов в случае ранения, удара или болезни. Кровотечения бывают внутренние и внешние. В зависимости от того, какие сосуды повреждены, различают венозную, капиллярную и артериальную кровотечения. Во время венозных и капиллярных кровотечений кровь темно-красная, течет непрерывно. Незначительные кровотечения можно остановить, обработав рану дезинфицирующим средством; сильнее - с помощью тугой повязки; в случае глубоких и широких ранений накладывают швы.

Кровотечение из носа останавливают с помощью холодного компресса или тампона из марли, смоченной перекисью водорода.

Во время артериального кровотечения ярко-красная кровь бьет фонтаном, пульсирует. Чтобы ее остановить, необходимо:


  • прижать пальцем артерию выше места кровотечения

  • наложить жгут выше места кровотечения не более чем на 2:00.


Рис. 11. Места прижатия артерий для временной остановки кровотечения

Быстрая потеря большого количества крови во время артериального кровотечения опасна для жизни.


Методика наложения жгута (рис.14)

Рис.14. Методика наложения жгута.

1. Место над раной, где будет наложен жгут, оберните несколькими слоями марли;

2. Обмотайте жгут два-три раза вокруг конечности;

3. Закрепите концы жгута с помощью крючка или завяжите узлом;

4. На записке обозначьте время наложения жгута, так как можно, чтобы он был на теле более 2:00;

  Любые кровотечения опасны для жизни. Поэтому все пострадавшие после остановки кровотечения должны быть немедленно доставлены в больницу.

  рис. 15 Венозное кровотечение.

В случае венозного кровотечения повязку накладывают туго, чтобы остановить его.

Рис.16. Остановка венозного кровотечения.

Остановка кровотечений методом максимального сжатия конечностей

Этот метод применяется для остановки артериального кровотечения при отсутствии жгута:

  • При повреждении подключичных артерий

  • При кровотечении из артерий предплечья и кисти;

  • При повреждении бедренной артерии

  • При артериальном кровотечении из ран голени и стопы.

При повреждении подключичных артерий руки заводятся максимально за спину и в таком положении связываются вместе в районе локтей.


Рис.17. Остановка кровотечений методом максимального сжатия конечностей


При кровотечениях из предплечья и ладони рука максимально сгибается в локте и фиксируется в таком положении.

При кровотечении из бедренной артерии, ногу сильно прижимают к туловищу и крепко привязывают к нему в районе бедра.

При артериальном кровотечении из ран голени и стопы ногу сгибают в колене и привязывают голень к бедру с усилием.

Методика наложения повязок (действия выполните несколько раз):

1. спиральной повязкой (рис 18.) накладывают на палец, начиная с оборота бинта вокруг запястья, далее - тыльной стороной кисти к ногтевой фаланги, спиральными оборотами от конца пальца к его основанию и обратным ходом тыльной стороной кисти; закрепляют бинт на запястье.


Рис. 18. Спиральная повязка на палец.

1. 8-образную повязку (рис.19.) Накладывают на голеностопного сустава. Первый фиксирующий ход бинта делают выше кости, далее - вниз на подошву, вокруг стопы, внутр поверхностью стопы, выше кости, вращая стопу. Закрепляют конец бинта выше кости.

Рис. 19. 8-образная повязка.


Задания для практического занятия:


  1. Правила наложения кровоостанавливающего жгута (перечислить)

Укажите признаки, по которым определяется правильность наложения жгута.

  1. Изучите признаки и способы остановки внутреннего кровотечения.

Заполните таблицу.

Характеристика и первая помощь при кровотечениях



Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Первая помощь

Носовое



Кишечное



Желудочное



Легочное



Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действия










































Практическая работа № 5:

Тема: Первая помощь ранения. Виды ран.

Учебная цель: научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками оказания медицинской доврачебной помощи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

оказывать первую помощь

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


Ранением называют повреждение кожи, слизистых, иногда — глубоких тканей. Травма сопровождается кровотечением и болью разной силы. Боль обусловлена повреждением нервных окончаний и рецепторов. Интенсивность боли зависит от нескольких факторов:

числа пострадавших нервных окончаний;

чувствительности пострадавшего;

характера оружия.

Интенсивность кровотечения определяется количеством поврежденных сосудов. Наиболее сильно идет кровь при повреждении крупной артерии. Зияние определяет глубину, масштаб и уровень нарушения эластичных волокон, а также характер повреждения.

Грамотное оказание первой медицинской помощи при ранениях предотвратит опасные последствия, а в некоторых ситуациях — спасет жизнь. Чтобы не навредить раненому, следует немного разбираться в типах повреждений и способах оказания помощи до приезда медиков. В некоторых случаях от грамотного поведения окружающих зависит человеческая жизнь.

Классификация ранений учитывает характер повреждений. Различают следующие виды ранений:

Огнестрельное

В результате осколочного либо пулевого воздействия. Бывает сквозным (есть вход и выход в теле), слепым (пуля застряла в мягкой или костной ткани), касательным (лишь слегка задеты кожа и мягкие ткани).

Резаное

Повреждение острыми режущими предметами, такими как стекло или нож. Края у раны ровные, а зона поражения обычно небольшая. Кровотечение при открытом ранении сильное. Опасны резаные раны на шее и конечностях на участках пролегания крупных вен и артерий.


Колотое

Как результат проникновения в тело острого предмета (шила, иглы, штыка и пр.). Кожные покровы и слизистые повреждаются мало, но глубина поражения значительная. Опасность таких травм заключается в поражении внутренних органов и риске внутреннего кровотечения.

Рубленое

Следствие воздействия острого предмета с параллельным ушибом тканей. Опасная травма, поскольку глубокое проникновение ранящего предмета вызывает сильные разрушения.

Ушибленное

Возникает от удара тупым предметом. Основные характеристики ушибленных ран — широкий участок размозжения, кровоподтеки, неровные края.

Укушенное

Последствия контакта с животными. Раны характеризуются неправильной формой, заражаются слюной, поэтому сложно заживают.

Политравмы

Они же множественные, сочетанные. Предполагают наличие ряда повреждений, которые опасны для жизни.

Определив вид травмы, первую помощь при ранении оказывают в соответствии со специфическими правилами.

Правила оказания первой помощи пострадавшему при ранениях.

Несмотря на то, что действия при ранениях разного типа отличаются, общая последовательность оказания первой помощи при ранении подразумевает следующий алгоритм действий:

  1. Осмотреть пострадавшего, визуально оценить его состояние.

  2. Вызвать бригаду неотложной помощи.

  3. Пока медики в пути, попытаться остановить кровотечение.

  4. По необходимости наложить повязку и придать телу пострадавшего безопасное положение с учетом характера травмы.

  5. Контролировать состояние раненого, пока не приедут врачи.

Пытаясь спасти кому-то жизнь, главное — не навредить еще больше. Поэтому нужно руководствоваться основными правилами оказания первой помощи при ранениях. Речь о том, что любые манипуляции следует проводить чистыми руками. Если нет мыла с водой, продезинфицировать их спиртосодержащими средствами или крепкими алкогольными напитками. Нельзя промывать рану ни лекарственными средствами, ни водой. Запрещено пользоваться спиртом и йодом, самостоятельно удалять инородное тело из раны, вдавливать выпавшие органы и ткани.

Порезы в зависимости от глубины

Мелкие порезы

Мелкие порезы проходят через верхние слои кожи. При своевременной обработке поврежденного участка кожи, такие раны редко инфицируются.

Повреждения могут быть получены ногтями, куском металла, веткой дерева или куста.

Обычно неглубокий порез или царапину можно лечить дома. Главное, чтобы в раневой поверхности не было загрязнений.

Глубокие порезы

Глубокие порезы проходят через все слои кожи.

Они возникают при воздействии на кожу острым предметом: ножом, бритвой, куском стекла или острым краем куска металла. При осмотре важно убедиться, что в ране нет загрязнений.

Если размер повреждения имеет значительные размеры, то необходимо обратиться за медицинской помощью, чтобы наложить швы.

Помощь при порезах

Для оказания первой помощи при порезе необходимо:

Очистить рану неволокнистым материалом или стерильной марлей

  1. Остановить кровотечение путем надавливания на рану

  2. Обработать рану стерильным физиологическим раствором или чистой водой

  3. Обработать повреждение антисептиком.

  4. Закрыть очищенную рану стерильной повязкой

  5. Следить за чистотой раны



Задания для практического занятия:

  1. Промонстрировать порядок действий первой помощи при различных видах ран.

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действиях





































Практическая работа № 6

Тема: Первая помощь при утоплении и коме.

Название практической работы:

Первая помощь при утоплении и коме.

Учебная цель: научиться оказывать первую помощь при утоплении и коме

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками строевых приемов

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Основной угрозой, которая приводит к трагическому исходу, становится попадание жидкости внутрь дыхательных путей и легких. Объем попавшей жидкости напрямую связан со временем, которое было проведено человеком под водой.

Актуальной первая помощь при утоплении будет при нахождении под водой в течение трех минут.

После прохождения отметки в пять минут шансы на выживание стремятся к нулю.

Главное, что нужно запомнить перед тем, как осуществить оказание первой медицинской помощи при утоплении ‒ действовать следует выверено, хладнокровно и спокойно. Закономерно, когда паникует утопающий – он борется за свою жизнь. И совсем другое дело, когда паникует спасатель. Важным пунктом, который повлияет на вероятность успеха, является наличие навыков плаванья. Если вы прошли базовую подготовку в школе или же университете на занятиях физкультуры, то их вполне хватит (Рисунок 1). Будьте готовы к тому, что утопающий может случайно затянуть вас под воду, обхватив намертво, ведь он находится в состоянии смертельной паники. Приемы первой помощи при утоплении будут разниться, в зависимости от количества воды в легких.

Существуют различные виды утопления, первая медицинская помощь в которых потребует особой сноровки, и первичные из них:

  • Первая помощь при утоплении в воде будет наиболее результативной, если во время ее проведения шанс на спасение объективно высок. Для неквалифицированного спасателя она сработает только в случае, когда барахтающийся в воде человек был замечен сразу. Помогите ему стабилизироваться на воде, сделать вдох, откашлять воду и прийти в себя. В ситуациях, когда легкие пострадавшего наполнились водой, вас ждет марш-бросок с телом наперевес. Подплывите сзади и ухватите его за подмышки или, в крайнем случае, – за волосы. Переверните утопающего на спину и плывите к берегу, избегая попыток обхватить вас;

  • Первая помощь утонувшему на суше ‒ спасительная соломинка тому, кто находился в воде более трех минут, и был молниеносно доставлен к берегу в бессознательном состоянии. При данном сценарии необходимо как можно быстрее начать оказание первой помощи при утоплении. Она будет состоять из процедуры восстановления пульса, выталкивания воды из легких и восстановления самостоятельного дыхани

Во избежание летального исхода необходимо знать, как оказать первую помощь утопавшему Лишняя трата времени на проверку пульса может сыграть злую шутку, поэтому лучше пропустите этот момент;

  1. Приступите к процедуре очищения желудка от излишней жидкости;

  2. Перекиньте взрослого животом вниз через бедро или скамейку, после чего нажмите с усилием на спину. Маленького ребенка же можно перевернуть вверх ногами и потрясти;

  3. Проведите очистку ротовой полости от попавших песка и водорослей;

  4. Далее вызовите рвотный рефлекс, засунув два пальца глубоко в глотку и совершая нажатие на язычок;

  5. При возникновении рвоты можно расслабиться, ведь это обозначает наличие пульса;

  6. Если рвотный рефлекс не последовал, нужно начать процедуру непрямого массажа сердца;

  7. Когда настал момент удаления воды из легких, обхватите человека за подмышки сзади, начните сдавливать грудную клетку по бокам. Параллельно просуньте два пальца утопленнику в глотку;

  8. Как только закончится отхаркивание пострадавшим жидкости, переверните его на бок и накройте чем-нибудь теплым: покрывалом, полотенцем, верхней одеждой.

Асфиктическое или «сухое»

Бледная кожа и мелкая розовая пена из легких – показатели сухого утопления. Причины, предшествующие этому – сильное расслабление нервной системы в состоянии алкогольного опьянения, или любые другие нарушения работы ЦНС. «Сухое» – это довольно распространенный вид, вызываемый непроизвольным спазмом голосовой щели из-за попавшей на неё жидкости, влекущей за собой раздражение.

Замыкая вход в легкие, ларингоспазм приводит к удушению по причине кислородной недостаточности (Рисунок 3). Однако жидкость не проникает в легкие до того, как человек потеряет сознание и настанет фаза расслабления, многократно облегчая спасение. Поэтому можно пропустить фазу выдавливания жидкости из легких и сразу перейти к более необходимым процедурам.

Первая помощь утонувшему, которую следует оказать, будет весьма простой, но требующей предварительной подготовки или опыта:

  1. Уложите пострадавшего вверх животом на твердую поверхность. К примеру, на жесткий деревянный лежак или бетонные плиты;

  2. Начните процедуру реанимации;

  3. Не сгибая в локтях, положите руки на грудную клетку пострадавшего;

  4. Делайте толчки весом всего своего тела раз в полсекунды;

  5. Запрокиньте голову пострадавшего до образования тупого угла между подбородком и шеей;

  6. Нажатия чередуйте с искусственной вентиляцией легких по принципу рот в рот (Рисунок 4);

  7. Зажмите нос пациенту и сделайте резкий вдох;

  8. Сделайте резкий выдох в его рот и откройте нос;

  9. Осуществляйте процедуру с интервалом в 4-5 секунд. Рекомендуемая частота – это 2 выдоха на 30 нажатий;

  10. При появлении пульса и самостоятельного дыхания можно успокоиться и оказать дальнейшую помощь: помочь пострадавшему добраться до ближайшего теплого помещения для дальнейшего отогревания чаем и теплым пледом.

Первая помощь при коме:

Необходимо освободить больного от стесняющей одежды, придать ему горизонтальное положение, вынуть съемные зубные протезы, чтобы они не попали в дыхательные пути. В этот период нужно срочно вызвать скорую помощь.



Задания для практического занятия:

    • Промонстрировать алгоритм действий первой помощи при утоплении.

    • Промонстрировать алгоритм действий первой помощи при коме.

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действия.













Практическая работа № 7.

Тема: Выполнение воинского приветствия на месте и в движении

Учебная цель: научиться выполнять действия.

Учебные задачи:

1.Научиться выполнять воинское приветсвие.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь: выполнять воинское приветсвие.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Для выполнения воинского приветствия в строю на месте, когда начальник подойдет на 40-50 шагов, командир роты подает команду "Рота, СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СРЕДИНУ)".

По этой команде все принимают строевую стойку и поворачивают голову в указанную сторону, а находящиеся в строю заместители командира роты, командиры взводов и старший техник, кроме того, прикладывают руку к головному убору.

Командир роты, подав команду, прикладывает руку к головному убору, подходит строевым шагом к начальнику, за два-три шага до него останавливается и докладывает.

Например: "Товарищ майор. Первая рота занимается тем-то. Командир роты капитан Семенов".

Окончив доклад, командир роты, не опуская руку от головного убора, делает левой (правой) ногой шаг в сторону с одновременным поворотом направо (налево) и, пропустив начальника вперед, следует за ним в одном-двух шагах сзади и с внешней стороны строя.

По прохождении начальника или по команде "ВОЛЬНО" командир роты командует: "ВОЛЬНО" - и опускает руку.

124. Выполнение воинского приветствия в строю в движении осуществляется, как указано для отделения и взвода. При этом заместители командира роты, командиры взводов и старший техник прикладывают руку к головному убору.

Если начальник обгоняет колонну роты, команда для выполнения воинского приветствия не подается; воинское приветствие выполняют только командиры подразделений от взвода и выше, а также старший техник роты.


  1. Выполнение воинского приветствия на месте вне строя — 10 мин.

Руководитель показывает обучаемым порядок выполнения воинского приветствия без оружия на месте вне строя без головного убора, а затем при надетом головном уборе.

Для выполнения воинского приветствия без оружия на месте вне строя без головного убора при подходе начальника, за пять-шесть шагов до него, повернуться в его сторону, встать по стойке «смирно» и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.

Если головной убор надет, то, кроме того, приложить правую руки к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча.

При повороте головы в сторону начальника положение руки остается без изменений. Когда начальник минует отдающего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.

Обучение выполнению воинского приветствия без головного убора по разделениям проводится по команде:

- «Для выполнения воинского приветствия, начальник с фронта (справа, слева, сзади), по разделениям делай — РАЗ, делай — ДВА».

По счету «Делай — РАЗ» при движении начальника с фронта обучаемый за пять- шесть шагов до него принимает положение «смирно» и смотрит начальнику в лицо, поворачивая вслед за ним голову.

Если начальник двигается справа, слева или сзади, то за пять-шесть шагов до него обучаемый поворачивается в его сторону, принимает положение «смирно» и смотрит в лицо начальнику, поворачивая вслед за ним голову.

По счету «Делай — ДВА» ставит голову прямо и принимает поло­жение «вольно».

Обучение приемам выполнения воинского приветствия на месте при надетом головном уборе проводится в том же порядке, что и без го­ловного убора, только одновременно с принятием положе­ния «смирно» обучаемые прикладывают руку к головному убору.

Закончив показ и объяснение, руководитель проверяет, как обучаемые усвоили материал, а затем приказывает ко­мандирам отделений приступить к тренировке.

Командиры отделений строят свои отделения в одну шеренгу, размыкают на пять-шесть шагов и приступают к обучению каждого обучаемого. После этого проводят трени­ровку попарно, добиваясь от обучаемых четкого и молодцеватого выполнения воинского приветствия с соблюдением правил строевой стойки.

Убедившись, что обучаемые усвоили выполнение воинского приветствия на месте, руководитель знакомит их с выполнением воинского приветствия в движении.

  1. Выполнение воинского приветствия в движении — 15 мин.

Построив обучаемых в две шеренги, руководитель показы­вает обучаемым выполнение воинского приветствия в движении — сначала без головного убора, затем при надетом головном уборе.

Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за пять-шесть шагов до начальника одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повер­нуть голову в сторону начальника и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника, голову поставить прямо и продолжать движение руками.

Разучивание выполнения воинского приветствия в движении по разделениям проводится на шесть счетов по команде:

- «Для выполнения воинского приветствия в движении, начальник справа (слева), по разделениям, делай — РАЗ, делай — ДВА».

По счету «Делай — РАЗ» сделать шаг левой ногой, одновременно с постановкой ноги на землю прекратить движение руками и повернуть голову в сторону начальника.

П о счету «Делай - ДВА», «Делай — ТРИ», «Делай — ЧЕТЫРЕ, «Делай - ПЯТЬ», «Делай — ШЕСТЬ» продолжать движение с прижатыми к корпусу руками и смотреть начальнику в лицо.

По следующему счету «Делай — РАЗ» одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо и продолжать движение руками. Затем, сделав три свободных шага, повторить упражнение в таком же порядке.

Закончив показ и объяснение, руководитель приказывает командирам отделений приступить к тренировке в выполнении приема - сначала по разделениям, а затем в целом. Для последующей тренировки выстраивает отделение в колонну по одному, пропускает обучаемых мимо себя и проверяет действия каждого из них.

Методика обучения выполнения воинского приветствия при надетом головном уборе такая же, только при этом одновременно с поворотом головы обучаемый должен приложить правую руку к головному убору, а левую держать неподвижно у бедра. Пройдя начальника, одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

Для проверки умения обучаемых выполнять воинское приветствие в движении руководитель выстраивает обучаемых в колонну по одному и подает команду:

- «Для выполнения воинского приветствия, начальник справа (слева), дистанция десять шагов, шагом МАРШ».

Обучаемые поочередно проходят мимо руководителя и отдают ему воинское приветствие — сначала без головного убора, а затем при надетом головном уборе. Если обучаемый допустил ошибку, руководитель указывает ему на это и приказывает повторить прием.

Затем руководитель показывает прием выполнения воинского приветствия при обгоне начальника и приказывает командирам отделений приступить к тренировке в выполнении этого приема


Задания для практического занятия:

Продемонстрировать правильный алгоритм действий воинского приветсвия на месте и в движении.

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действия
































Практическая работа № 8.

Тема: Оружие пехотинца и правила обращения с ним.

Учебная цель: научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Учебные задачи:

1.Научиться выполнять воинское приветсвие.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь: выполнять воинское приветсвие.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Учебные вопросы: 

  1. История создания автомата АК-74.

  2. Назначение, боевые характеристики, общее устройство АК-74.

  3. Порядок работы частей и механизмов АК-74

  4. Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.

  5. Новые разработки концерна «Калашников».

Место: кабинет ОБЖ.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный, практический.

Межпредметные связи: история, технология.

Материальное обеспечение: 

  1. Руководство по 5,45 мм автомату Калашникова. - М.: Военное издательство, 1976

  2. Аудиовизуальная информация в виде презентации и видеофрагментов.

  3. Компьютер.

  4. Телевизор.

  5. Учебное оружие  ММГ АК - 74 - 2 шт.

  6. Плакат «Устройство АК – 74».

  7. Карточки для индивидуальной  работы.

  8. Карточки оценки знаний.


1-й вопрос. История создания автомата АК-74.

Доклад обучающегося и демонстрация презентации.

« История создания автомата АК-74»

Создателем легендарного АК – 74 является Михаил  Тимофеевич Калашников  - советский и российский конструктор стрелкового оружия

Михаил Калашников родился на Алтае в 1919 году. Он стал 17 ребенком в большой крестьянской семье. В 1930 году отца будущего конструктора признали кулаком и выслали с женой и детьми в Томскую область. В 18 лет Михаил пошел работать в железнодорожное депо. Еще через год его призвали в армию. Войну Калашников встретил командиром танка. В октябре 1941 года его тяжело ранило. В госпитале Калашникову пришла идея создания нового стрелкового оружия. Находясь в отпуске после ранения, Калашников разработал свой первый пистолет-пулемёт. В 1942 году Калашникова направили в конструкторское бюро разрабатывать стрелковое оружие.

После войны Калашников попадает в Ижевск, где тогда шла работа над новым автоматом. В 1949 году автомат Калашникова был прият на вооружение. По сравнению с немецкими образцами автомат Калашникова  казался легче и короче. Но при этом у него большая прицельная дальность. Кроме того, автомат Калашникова  не имеет равных по надежности.

Михаил Калашников был женат. У него две дочки и один сын. Последние 15 лет Калашников жил в Ижевске один.

За свой автомат Калашников получил Сталинскую премию первой степени. Автомат Калашникова  со временем стал самым массовым автоматом в истории. С момента создания в разных странах было выпущено 70 миллионов АК  различных модификаций. Их использовали армии 50 государств. В дальнейшем Калашников продолжил работу над усовершенствованием автомата. Автомат Калашникова  получил прицел ночного видения, подствольный гранатомет, приспособление для бесшумной стрельбы. Калашникова дважды награждали званием Героя Социалистического Труда.
Некоторые страны, отдав дань автомату АК в достижении ими независимости, включили его изображение в свой государственный герб, в других (например, в Египте) - называют новорожденных мальчиков магическим, в их понимании, именем "Калаш".Автомат Калашникова занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространённое оружие в мире. На родине Калашникова в 1980 году  в селе Курья ему сооружён бронзовый бюст. На вооружении российской армии оружие М.Т. Калашникова состоит более 60 лет.

2-й вопрос.        

Назначение, боевые характеристики, общее устройство АК-74.

5,45-мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием. Он предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к автоматам АК 74Н присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный НСПУ.

Для стрельбы из автомата (пулемета) применяются патроны с обыкновенными (стальной сердечник) и трассирующими пулями.

Из автомата ведется автоматический или одиночный огонь. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина емкостью - 30 патронов.

Возможность АК - 74 поражать цели противника определяется его боевыми характеристиками.

Боевые характеристики АК-74   (обучающиеся записывают в тетрадь)

1. Калибр -5,45 мм

2. Прицельная дальность (Расстояние от точки вылета до пересечения траектории с линией прицеливания) стрельбы из автомата - 1000 метров.

3. Наиболее действенный огонь (степень соответствия результатов стрельбы поставленной огневой задачи):

- по наземным целям - до 500 метров

- по воздушным целям (по самолетам, вертолетам, парашютистам) -до 500 м.

4. Сосредоточенный огонь (огонь нескольких автоматов, а так - же огонь одного или нескольких подразделений, направленный по одной цели или по части боевого порядка противника) по наземным групповым целям ведется на дальности до 1000 метров.

5. Дальность прямого выстрела (выстрел при котором траектория не поднимается над линией прицеливания выше цели на всем своем протяжении) 

- по грудной фигуре - 440 м.,

- по бегущей фигуре - 625 м.

6. Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту.

7. Боевая скорострельность (число выстрелов, которое можно произвести в единицу времени при точном выполнении приемов и правил стрельбы, с учетом времени, необходимого для перезаряжания оружия, корректирования и переноса огня с одной цели на другую) 

- при стрельбе очередями - до 100 в\мин,

- при стрельбе одиночными выстрелами - до 40 в\мин.

8. Вес автомата без штык - ножа со снаряженным пластмассовым магазином- 3.6 кг., вес штык - ножа с ножнами 490 г.

Общее устройство автомата АК-74   (индивидуальная работа обучающихся по карточкам)

Задание: Расставить в таблице номера частей и механизмов, соответствующих описанию, используя картинку в карточке и большой плакат на доске.



Назначение частей и механизмов АК-74

1

Крышка ствольной коробки предохраняет от загрязнения части и механизмы автомата, помещенные в ствольной коробке.

2

Ствол служит для направления полета пули. Ствольная коробка служит для соединения частей и механизмов автомата, обеспечения закрывания канала ствола затвором и запирания затвора. 

Прицельное приспособление служит для наводки автомата при стрельбе по целям на различные расстояния и состоит из прицела и мушки. 

Приклад и пистолетная рукоятка обеспечивают удобство стрельбы из автомата.

В ствольной коробке находится ударно-спусковой механизм, предназначенный для спуска курка с боевого взвода, нанесения удара по ударнику, обеспечения автоматической и одиночной стрельбы, прекращения стрельбы, для постановки на предохранитель.


3

Затворная рама с газовым поршнем предназначена для приведения в действие затвора и ударно-спускового механизма.

4

Затвор служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы (патрона).

5

Газовая трубка со ствольной накладкой служит для направления движения газового поршня и предохранения рук от ожогов при стрельбе.

6

Шомпол применяется для чистки канала ствола и полостей других частей автомата.

7

Возвратный механизм предназначен для возвращения затворной рамы с затвором в переднее положение.

8

Цевье служит для удобства действий с автоматом и для предохранения рук от ожогов. 

9

Магазин предназначен для помещения патронов и подачи их в ствольную коробку. 

10

Штык-нож присоединяется к автомату перед атакой и служит для поражения противника в рукопашном бою, а также может использоваться в качестве ножа, пилы (для распиловки металла) и ножниц (для резки проволоки).

11

Пенал принадлежности служит для разборки, сборки, чистки и смазки автомата.

12

Дульный тормоз-компенсатор предназначен для уменьшения силы отдачи, вызываемой пороховыми газами.


Проверка индивидуальной работы с исправлением ошибок и коментариями учителя.

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:

1 - ствол со ствольной коробкой, с ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой; 2 - дульный тормоз-компенсатор;3 - крышка ствольной коробки; 4 - затворная рама с газовым поршнем; 5 - затвор; 6 - возвратный механизм; 7 - газовая трубка со ствольной накладкой; 8 - цевье; 9 - магазин; 10 - штык-нож; 11 - шомпол; 12 - пенал принадлежности.


Задания для практического занятия:

Вопросы:

1 вопрос: Для чего предназначен автомат Калашникова?

2 вопрос: Перечислите боевые характеристики АК-74.

3 вопрос: Из каких основных частей и механизмов состоит автомат?

4 вопрос: Какие патроны применяются для стрельбы из автомата?

5 вопрос: Для чего предназначена принадлежность автомата и что к ней относится?

Порядок работы частей и механизмов АК-74.

Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.

Рассказ преподавателя с демонстрацией разборки и сборки.

излишних усилий и резких ударов. 

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действия














36