В начальной школе воспитательная работа классного руководителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь един в двух лицах: он и классный руководитель, и постоянный, единственный учитель.
В работе учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
Чтобы воспитательная работа приносила свои плоды, классный руководитель должен спланировать свою работу так, чтобы было интересно и полезно всем учащимся класса. Воспитательные мероприятия должны создавать особую воспитательную среду.
Такие мероприятия развивают способности и интерес учащихся, формируют свободное общение со сверстниками, являются отдыхом для школьников.
На классных часах, праздниках, играх, экскурсиях каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. У детей формируются организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, таким образом, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива. Коллективные дела становятся событиями не только для учащихся, но и для родителей. Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого ребёнка.
Главная цель воспитательной работы в современной школе - всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо: развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности учащихся.
Воспитательную работу строю на основе программы «Воспитание духовно-нравственной эстетически развитой личности школьника»
Основные направления воспитательной деятельности:
духовно - нравственное и гражданско-патриотическое;
эстетическое воспитание
спортивно - оздоровительное;
экологическое;
интеллектуальное;
общекультурное;
трудовое;
работа с родителями.
В 2018 – 2019 учебном году я работала классным руководителем 4 класса. В течение года реализовывались такие задачи, как:
Формирование дружного коллектива с активной жизненной позицией посредством бесед, классных часов;
Подготовить ребят к длительной учебной работе в школе, к творческому выполнению заданий;
Способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры,
Создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся,
Заинтересовать общением друг с другом;
Дать возможность для самоутверждения, проявления лидерских качеств;
Воспитывать нравственные качества;
Развивать инициативу.
В классе был создан благоприятный социально - психологический климат: преобладают доброжелательные отношения между одноклассниками, каждый ученик чувствует себя в коллективе комфортно, занимает благоприятную социальную позицию, так как именно в коллективе у человека развиваются общественно – ценные качества: товарищество, дружба, взаимопомощь, сочувствие.
Одним из важнейших направлений в воспитательной работе школы является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.
Поэтому с учащимися проводились следующие мероприятия:
Урок нравственности «Кого мы называем честным»
Урок доброты «Кто такие добрые и злые люди»
Беседа «4ноября –День народного Единства»
Урок нравственности «Поступки твои и других»
Урок нравственности «Сто тысяч почему»
Игра – практикум «Подарим другу радость»
Диалог «Любить Родину – значит быть ей полезным»
Урок мужества «Этот День Победы!»
Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Не случайно в воспитательном процессе начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место. Мною были проведены мероприятия:
Беседа «Любить природу - значит её охранять»
Беседа о правилах поведения на водоёмах в зимний период
Конкурсная программа «Лес- -чудес»
Здоровье школьников – это тоже важный момент воспитания, поэтому уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Час общения «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Игра «Мы пешеходы»
Беседа «Профилактика простудных заболеваний. Закаливание»
Урок-беседа «Где нас подстерегает опасность?»
Конкурс рисунков «Противопожарная безопасность»
Много времени на классных часах я отвожу на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Учу ребят строить своё поведение в соответствии с нравственно – эстетическим воспитанием.
Беседа «Я и моё место в жизни»
Беседа «Как справиться с упрямством»
Урок нравственности «Поступки твои и других»
Урок вежливости «Добрые слова, добрые дела»
Урок этикета «Вся семья вместе, так и душа на месте»
Диспут «Что такое хорошо и что такое плохо»
Игра-практикум «Как украсить мир»
Часть внеклассных мероприятий в моей работе направлена на развитие трудового воспитания.
Операция «Чистюля»
Работа на пришкольном участке и облагораживание территории школы
Работа мастерской Деда Мороза
В классных делах принимали участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись учителем и активом класса. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо. Родители тоже не оставались в стороне. Принимали участие во всех праздниках, помогали детям.
Для определения уровня воспитанности учащихся, развития самооценки, выработки умения видеть сильные и слабые стороны своего характера использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Полученные данные позволяют выстраивать дальнейший воспитательный процесс в нужном направлении, определять верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Уровень воспитанности учащихся:
Высокий уровень- 4ч.
Хороший – 4 ч.
Средний – 5ч.
Низкий -
Проводилась работа с одаренными учащимися:
Выполнение творческих работ
Подготовка к олимпиадам
Участие в конкурсах
Так как я являюсь педагогом – психологом в школе, то с учащимися 4 класса проводились занятия по программе «Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено». Работа велась по следующим темам:
1.Давайте познакомимся.
2.Чем я отличаюсь от других.
3. Я в мире людей
4. Общение в моей жизни.
5. Конфликт – как быть?
6. Без друзей меня чуть-чуть.
7. Теперь я другой.
Развивать интеллектуальные способности, укреплять и расширять знания учащихся помогает внеурочная деятельность. Она побуждает любознательность, инициативу, воспитывает разносторонне - развитую личность.
С этой целью мною были разработаны программы кружков « Капельки доброты"», «Размышляем, играем, творим », «Тайны русского языка»
Все учащиеся 4 класса посещали кружки.
В школе проводилось много общешкольных мероприятий. Мы с детьми принимали активное участие во всех праздниках и конкурсах. Ребята были победителями многих конкурсов. Принимали участие в муниципальных конкурсах, краевых заочных конкурсах.
В прошлом году были участниками олимпиад. Пушкарева Екатерина стала призером муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. И была награждена грамотой Комитета Администрации Панкрушихинского района по образованию. Смайлов Рамзан стал призером по математике и окружающему миру, и был награжден грамотами Комитета Администрации Панкрушихинского района по образованию.
Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. В основе сотрудничества лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи.
Использую в работе как групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирования, практикумы, разработка памяток.
В 2018- 2019 г. проведено 4 родительских собрания, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
В основном все родители посещали собрания. Родителям были предложены следующие тематические собрания:
1.Ответственность родителей за воспитание и образование детей.
2.Подготовка учащихся к ВПР
3.Как помочь ребенку в учебе.
5.Перелистывая страницы учебного года.
Темы родительских консультаций:
1.Занятость во внеурочное время.
2.Какую помощь оказывать при выполнении домашнего задания.
3 Как привить любовь к чтению.
4.Воспитание без насилия
5.Культура поведения младших школьников.
6. Летний отдых детей.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено особое внимание.
В течение года с родителями проводились анкетирования по вопросам:
1.Проверка удовлетворенности образовательным процессом, жизнедеятельностью школы.
2.Оценка работы по организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
3. Методы воспитания в семье.
Большое внимание обращено было и на работу с неблагополучными семьями. Таких семей в классе две. Был составлен план индивидуальной профилактической работы с семьей Горбатенко В.В. и Реутовой А.Н.
Были проведены следующие мероприятия:
1.Обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
2.Информирование родителя об его правах и обязанностях.
3.Правилами поведения учащихся во время каникул.
4.Посещение семьи учащейся с целью изучения характера взаимоотношений, особенностей семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье.
5.Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:
- Вредные привычки родителей;
- Совместное проведение свободного времени;
- Формирование здорового образа жизни
6.Индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания.
7.Проективные методики «Кинетический рисунок семьи» ( Р. Бернс, С.Кауфман),методика Рене Жиля «Три дерева»
8.Консультация для родителей «Знаем ли мы права детей»
Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои плоды.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию.
Пользуюсь интернет-сайтами
https://www.maam.ru/ [email protected]
Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания.