СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое портфолио

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое портфолио»

В начальной школе воспитательная работа классного руководителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь един в двух лицах: он и классный руководитель, и постоянный, единственный учитель.

В работе учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Чтобы воспитательная работа приносила свои плоды, классный руководитель должен спланировать свою работу так, чтобы было интересно и полезно всем учащимся класса. Воспитательные мероприятия должны создавать особую воспитательную среду.

Такие мероприятия развивают способности и интерес учащихся, формируют свободное общение со сверстниками, являются отдыхом для школьников.

На классных часах, праздниках, играх, экскурсиях каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. У детей формируются организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, таким образом, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива. Коллективные дела становятся событиями не только для учащихся, но и для родителей. Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого ребёнка.

Главная цель воспитательной работы в современной школе - всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо: развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности учащихся.

Воспитательную работу строю на основе программы «Воспитание духовно-нравственной эстетически развитой личности школьника»

Основные направления воспитательной деятельности:

  • духовно - нравственное и гражданско-патриотическое;

  • эстетическое воспитание

  • спортивно - оздоровительное;

  • экологическое;

  • интеллектуальное;

  • общекультурное;

  • трудовое;

  • работа с родителями.


В 2018 – 2019 учебном году я работала классным руководителем 4 класса. В течение года реализовывались такие задачи, как:

  • Формирование дружного коллектива с активной жизненной позицией посредством бесед, классных часов;

  • Подготовить ребят к длительной учебной работе в школе, к творческому выполнению заданий;

  • Способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры,

  • Создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся,

  • Заинтересовать общением друг с другом;

  • Дать возможность для самоутверждения, проявления лидерских качеств;

  • Воспитывать нравственные качества;

  • Развивать инициативу.



В классе был создан благоприятный социально - психологический климат: преобладают доброжелательные отношения между одноклассниками, каждый ученик чувствует себя в коллективе комфортно, занимает благоприятную социальную позицию, так как именно в коллективе у человека развиваются общественно – ценные качества: товарищество, дружба, взаимопомощь, сочувствие.

Одним из важнейших направлений в воспитательной работе школы является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

Поэтому с учащимися проводились следующие мероприятия:

Урок нравственности «Кого мы называем честным»

Урок доброты «Кто такие добрые и злые люди»

Беседа «4ноября –День народного Единства»

Урок нравственности «Поступки твои и других»

Урок нравственности «Сто тысяч почему»

Игра – практикум «Подарим другу радость»

Диалог «Любить Родину – значит быть ей полезным»

Урок мужества «Этот День Победы!»



Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Не случайно в воспитательном процессе начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место. Мною были проведены мероприятия:

Беседа «Любить природу - значит её охранять»

Беседа о правилах поведения на водоёмах в зимний период

Конкурсная программа «Лес- -чудес»



Здоровье школьников – это тоже важный момент воспитания, поэтому уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования  собственного здоровья.

Час общения «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Игра «Мы пешеходы»

Беседа «Профилактика простудных заболеваний. Закаливание»

Урок-беседа «Где нас подстерегает опасность?»

Конкурс рисунков «Противопожарная безопасность»



Много времени на классных часах я отвожу на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Учу ребят строить своё поведение в соответствии с нравственно – эстетическим воспитанием.

Беседа «Я и моё место в жизни»

Беседа «Как справиться с упрямством»

Урок нравственности «Поступки твои и других»

Урок вежливости «Добрые слова, добрые дела»

Урок этикета «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Диспут «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игра-практикум «Как украсить мир»

Часть внеклассных мероприятий в моей работе направлена на развитие трудового воспитания.

Операция «Чистюля»

Работа на пришкольном участке и облагораживание территории школы

Работа мастерской Деда Мороза

В классных делах принимали участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись учителем и активом класса. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо. Родители тоже не оставались в стороне. Принимали участие во всех праздниках, помогали детям.

Для определения уровня воспитанности учащихся, развития самооценки, выработки умения видеть сильные и слабые стороны своего характера использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Полученные данные позволяют выстраивать дальнейший воспитательный процесс в нужном направлении, определять верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Уровень воспитанности учащихся:

Высокий уровень- 4ч.

Хороший – 4 ч.

Средний – 5ч.

Низкий -


Проводилась работа с одаренными учащимися:

    1. Выполнение творческих работ

    2. Подготовка к олимпиадам

    3. Участие в конкурсах


Так как я являюсь педагогом – психологом в школе, то с учащимися 4 класса проводились занятия по программе «Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено». Работа велась по следующим темам:

1.Давайте познакомимся.

2.Чем я отличаюсь от других.

3. Я в мире людей

4. Общение в моей жизни.

5. Конфликт – как быть?

6. Без друзей меня чуть-чуть.

7. Теперь я другой.


Развивать интеллектуальные способности, укреплять и расширять знания учащихся помогает внеурочная деятельность. Она побуждает любознательность, инициативу, воспитывает разносторонне - развитую личность.

С этой целью мною были разработаны программы кружков « Капельки доброты"», «Размышляем, играем, творим », «Тайны русского языка»

Все учащиеся 4 класса посещали кружки.

В школе проводилось много общешкольных мероприятий. Мы с детьми принимали активное участие во всех праздниках и конкурсах. Ребята были победителями многих конкурсов. Принимали участие в муниципальных конкурсах, краевых заочных конкурсах.

В прошлом году были участниками олимпиад. Пушкарева Екатерина стала призером муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. И была награждена грамотой Комитета Администрации Панкрушихинского района по образованию. Смайлов Рамзан стал призером по математике и окружающему миру, и был награжден грамотами Комитета Администрации Панкрушихинского района по образованию.

Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. В основе сотрудничества лежат принципы взаимного доверия и  уважения, взаимной поддержки и помощи.

Использую в работе как групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирования, практикумы, разработка памяток.

В 2018- 2019 г. проведено 4 родительских собрания, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

В основном все родители посещали собрания. Родителям были предложены следующие тематические собрания:

1.Ответственность родителей за воспитание и образование детей.

2.Подготовка учащихся к ВПР

3.Как помочь ребенку в учебе.

5.Перелистывая страницы учебного года.


Темы родительских консультаций:

1.Занятость во внеурочное время.

2.Какую помощь оказывать при выполнении домашнего задания.

3 Как привить любовь к чтению.

4.Воспитание без насилия

5.Культура поведения младших школьников.

6. Летний отдых детей.




Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено особое внимание.

В течение года с родителями проводились анкетирования по вопросам:

1.Проверка удовлетворенности образовательным процессом, жизнедеятельностью школы.

2.Оценка работы по организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

3. Методы воспитания в семье.


Большое внимание обращено было и на работу с неблагополучными семьями. Таких семей в классе две. Был составлен план индивидуальной профилактической работы с семьей Горбатенко В.В. и Реутовой А.Н.

Были проведены следующие мероприятия:

1.Обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

2.Информирование родителя об его правах и обязанностях.

3.Правилами поведения учащихся во время каникул.

4.Посещение семьи учащейся с целью изучения характера взаимоотношений, особенностей семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье.

5.Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:  

- Вредные привычки   родителей;

- Совместное проведение свободного времени;

- Формирование здорового образа жизни

6.Индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания.

7.Проективные методики «Кинетический рисунок семьи» ( Р. Бернс, С.Кауфман),методика Рене Жиля «Три дерева»

8.Консультация для родителей «Знаем ли мы права детей»


Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои плоды.

Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию.

Пользуюсь интернет-сайтами

https://www.maam.ru/ [email protected]


Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания.