МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ
Комплексной программой предусмотрено изучение прыжков с I класса. При выполнении прыжковых упражнений воспитываются скоростно-силовые качества, формируются прикладные навыки в преодолении препятствий, решается задача воспитания смелости, решительности, ловкости. Выполнение прыжков с разбега повышает функциональное состояние органов кровообращения и дыхания.
Прыжковые движения выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений, требующих хорошей координации двигательного аппарата. Многообразие и динамичность действий вызывают повышенный интерес к занятиям прыжковыми упражнениями.
Прыжковые упражнения, применяемые на уроках гимнастики, делятся на простые и опорные прыжки.
В первую группу входят: прыжки на месте на двух и одной с различными движениями рук, хлопками, с поворотом; прыжки в высоту и длину с места и с разбега; прыжки в глубину, прыжки в «окно»; прыжки с короткой и длинной скакалкой и т. п.
Ко второй группе относятся прыжки с опорой о снаряд руками (через козла, коня, плинт).
Учебный материал рекомендуется осваивать небольшими частями, в строгой последовательности (начиная с самых простых и легких упражнений). Постепенное освоение этих упражнений позволит овладеть учебным материалом программы и решить поставленные задачи. Обучение простым прыжковым упражнениям (подскокам, прыжкам в сочетании с ходьбой и бегом, прыжкам со скакалкой, прыжкам через небольшие препятствия) осуществляется целостным методом (с использованием словесного, наглядного и практического методов). Более сложные упражнения (прыжки в длину, опорные прыжки) – методом решения частных двигательных задач и методом программированного обучения.
При проведении прыжковых упражнений применяются фронтальный, поточный (особенно при проведении простых прыжков), групповой и игровой (в большей степени при проведении опорных прыжков) способы организации учащихся на уроке.
ПРОСТЫЕ ПРЫЖКИ В I-IV КЛАССАХ
I КЛАСС
Для учащихся I класса даются прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90°, с продвижением вперед на одной и двух ногах, в длину с места, с высоты 30–40 см, с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с 3–4 шагов разбега, и с отталкиванием одной ногой через плоские препятствия, через набивные мячи, через натянутую веревочку (высота 30-40 см), многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на левой и правой ноге, через длинную и качающуюся скакалку.
Прыжки через длинную скакалку
Последовательность обучения.
Прыжки через длинную скакалку осваиваются после того, как учащиеся научатся прыгать на месте на одной и двух ногах.
Прыжки на обеих ногах через неподвижную скакалку, поднятую на высоту 10-15 см от пола. Ученик стоит у середины скакалки, лицом к ней. Слегка согнув колени, он отталкивается двумя ногами и, перепрыгнув на другую сторону скакалки, приземляется на носки обеих ног, слегка согнув их в коленях. Другой вариант: ученик стоит боком к скакалке, толчком двух ног, с приземлением на обе, перепрыгнуть 3 раза с одной стороны скакалки на другую, оставаясь к ней боком.
2. Прыжки через качающуюся скакалку. Ученик стоит у середины висящей скакалки. Она отводится в сторону и посылается под ноги ученика, который в это время прыгает вверх. Сделать 3-5 таких прыжков. Следующие упражнения: перепрыги
вание через качающуюся скакалку с шага вперед, с промежуточным подскоком и без него; с различными положениями рук, с поворотами в прыжке в стороны; прыжки вдвоем, втроем, держась за руки.
3. Упражнения с вращающейся скакалкой. Сначала дети учатся пробегать под скакалкой, вращающейся сверху вниз навстречу бегущему. Упражнения в пробегании под скакалкой легче, чем прыжки. Пробегать нужно в тот момент, когда скакалка опустится до уровня груди. Обучение прыжкам через вращающуюся скакалку лучше начинать с прыжков с места. Ученик становится боком к скакалке и, когда она опишет первый круг, подпрыгивает, пропуская ее под ногами. После этого можно предложить прыжки с вбеганием навстречу скакалке и выбеганием из-под нее. Под скакалку, вращающуюся сверху навстречу бегущему, лучше вбегать и выбегать в косом направлении. Вбегание производится в момент, когда скакалка находится на уровне груди. Для закрепления навыков прыжков с длинной скакалкой учащимся можно предложить ряд игр: «Удочка», «Чья команда быстрее?» и т. п.
«Удочка» – веревка или скакалка длиной 3–4 м, к концу которой привязывают легкий груз (тряпичный мяч, мешочек с опилками и т. п.). Ученики становятся в круг, лицом к центру, с интервалом в один шаг. В центре круга стоит ученик или учитель и вращает «удочку» так, чтобы она, скользя по полу, проходила под ногами подпрыгивающих при этом игроков. Выигрывают те, кого ни разу не заденет «удочка».
Другая игра – «Чья команда быстрее?» – способствует закреплению навыков в пробегании под вращающейся скакалкой.
Прыжки с высоты
Последовательность обучения.
1. Обучение положению правильного приземления: полуприсед на носках, ноги на ширине стопы, руки вперед ладонями вниз, спина прямая (рис. 1).
Из полуприседа, руки вперед, толчком двух ног небольшой прыжок с места в то же положение с сохранением равновесия. Повторяется 5-6 раз.
Прыжок вниз с гимнастической скамейки из полуприседа на носках, руки вперед, не выпрямляясь, стараясь не потерять равновесия. Упражнение повторяется 3-4 раза 5-6 учащимися одновременно.
4. Этот же прыжок с высоты можно закреплять, используя упражнения на полосе препятствий, применяя подвижные игры «Лиса и куры», «Не шевелись», «Прыгай в кружок» и др. Так, например, в игре «Не шевелись» ученики разбиваются на 2-3 команды, каждая из которых становится на гимнастическую скамейку и по сигналу учителя прыгает вниз. Потеря равновесия при приземлении считается ошибкой. Побеждает команда, допустившая наименьшее количество ошибок.
II КЛАСС
Учащимся II класса предлагаются прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега с зоны отталкивания 60-70 см, в высоту с 4–5 шагов с разбега, с высоты с постепенным увеличением ее до 60 см, через короткую скакалку, вращающуюся вперед.
Прыжки через короткую скакалку
К обучению прыжкам через короткую скакалку приступают после освоения учащимися прыжков через длинную скакалку.
Последовательность обучения.
1.
Определение нужной длины скакалки: встать на середину скакалки в стойку ноги врозь, отвести согнутые под прямым углом руки в стороны (рис. 2).
Обучение правильному вращению скакалки в боковой плоскости. Скакалка вращается за счет круговых движений кисти (не следует делать движений в плечевых суставах). Вначале движение делается медленно, затем, постепенно ускоряя движения, довести до быстрых вращений.
Из положения скакалка за спиной перебросить ее через голову вперед, перешагнуть через нее и снова повторить (5-6 раз).
То же вращение, но с прыжком через скакалку. Прыжок делается такой частоты, чтобы пропустить скакалку, не задев ее ногами. Ноги при прыжках прямые. Повторять это упражнение до тех пор, пока не получится 3-4 прыжка в темпе без остановки вращающейся скакалки.
Прыжки ноги вместе с промежуточным подпрыгиванием, т. е. скакалка проходит под ногами на каждый второй прыжок.
Предварительно рекомендуется проделать несколько прыжков в темпе с вращением скакалки сбоку, то справа, то слева.
6. Прыжки с промежуточным подпрыгиванием без пауз (до10-15 прыжков). Основное внимание обращать на вращение скакалки, чтобы она была все время натянута, прыжки выполнять ритмично за счет сгибания стоп в голеностопных суставах.
7. Прыжки без промежуточных подпрыгиваний (10-15 прыжков, пауза 10-15 с). Повторить упражнение 4-5 раз.
С короткой скакалкой, так же как и с длинной, можно применять игровые задания, например: играющие делятся на 3-4 команды, каждая из которых строится в колонну по одному. Первые двое в каждой колонне (водящие) берут за концы короткую скакалку и становятся лицом к своей команде. По сигналу учителя водящие бегут вдоль команды и проносят скакалку под ногами подпрыгивающих игроков. Как только последний игрок перепрыгнет через скакалку, один из водящих подает сигнал, по которому его команда поворачивается кругом. Водящие бегут со скакалкой обратно, а игроки снова перепрыгивают через нее. Выигрывает команда, водящие которой первыми вернутся в и. п.
Прыжки с высоты
Сначала с учащимися необходимо повторить все подводящие упражнения, изученные в I классе, а затем постепенно увеличивать высоту спрыгивания до 60 см. Для закрепления навыка устойчивого и мягкого приземления рекомендуется выполнять прыжки с высоты из различных и. п. Приземление обязательно на гимнастические маты.
Последовательность обучения.
Из положения стоя на одной ноге, другую назад на носок, руки назад, толчком одной и махом другой с одновременным взмахом рук вперед-вверх прыгнуть и приземлиться в положение полуприседа.
Стоя боком на 2-3-й рейке гимнастической стенки на одной ноге, держась рукой за рейку на уровне пояса, спрыгнуть на мат и приземлиться на обе ноги в положение полуприседа боком к стенке.
То же, но с поворотом на 90°, с приземлением спиной к стенке.
Прыжки с высоты различными способами — шагом, сгибая ноги, ноги врозь.
Из упора присев с гимнастической скамейки прыжок вверх прогибаясь.
III КЛАСС
С учащимися III класса рекомендуются прыжки на месте на двух ногах с поворотом на 270°, согнув ноги и ноги врозь, прыжки с места на заданную длину по ориентиру, показанному в пределах 0,6-1 м, с открытыми и закрытыми глазами, прыжки по разметкам, прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед (6-8 прыжков из о.с), прыжки с высоты до 80 см с мягким и точным приземлением на маты, прыжки через скакалку вращением назад.
Прыжки через короткую скакалку вращением назад
Последовательность обучения.
Повторить прыжки на двух вращением скакалки вперед.
Вращая скакалку назад сбоку, прыгать, когда скакалка будет приближаться вниз.
Из стойки скакалка спереди, перебросив ее назад, перепрыгнуть через нее.
То же, но перепрыгнуть толчком одной с приземлением на другую.
То же, но перепрыгнуть через скакалку толчком двумя с приземлением на обе ноги.
При медленном вращении скакалки соединить 3-4 прыжка на двух с промежуточным подскоком.
То же, но без промежуточного подскока. Следует помнить, что при обучении прыжковым упражнениям со скакалкой основными являются прыжки на двух с вращением ее вперед и назад.
Прыжки с высоты
Повторив подводящие упражнения, изученные ранее, приступить к закреплению навыков в спрыгивании с постепенным увеличением высоты до 80 см. Нужно постоянно требовать от учащихся мягкого и устойчивого приземления в усложненных условиях прыжка: с поворотами, различными положениями рук в полете, при преодолении полосы препятствий, в эстафетах и подвижных играх, при необходимости точного приземления в круг диаметром 30-50 см.
IV КЛАСС
Учащимся IV класса необходимо освоить прыжки на месте с поворотом на 360°, прыжки на двух ногах со сгибанием и разведением ног, прыжки с продвижением вперед, чередуя их на
двух и одной ноге, по разметкам на расстоянии 0,5-1 м в темпе 30 и 60 прыжков в мин, прыжки со скакалкой на месте и с продвижением вперед в течение 15, 30 с, прыжки через набивные мячи согнув ноги и ноги врозь. С этого класса учащиеся начинают освоение опорных прыжков, для выполнения которых очень важно укреплять мышцы ног и туловища, а также развивать прыгучесть.
Для развития прыгучести могут использоваться следующие задания:
Встать на носки и опуститься на всю стопу в быстром темпе (повторять по 8-10 раз подряд).
То же с набивным мячом.
Встать носками на рейку гимнастической стенки. Сгибание и разгибание стоп (медленно и быстро).
То же, стоя на одной ноге.
Приседание с быстрым вставанием.
То же с набивным мячом.
Приседание на одной ноге.
Прыжки на месте с опорой руками о стенку.
Прыжки со скакалкой.
10. Прыжки с набивным мячом.
В целях развития прыгучести (скоростно-силового качества) в старших классах рекомендуется применять «ударный метод», сущность которого заключается в том, что отталкивание ногами при прыжках делается энергично после спрыгивания на опору или после предварительного подскока.
ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ В IV-XI КЛАССАХ
В спортивной гимнастике насчитывается около 200 опорных прыжков. Они способствуют развитию силы мышц рук и ног, укрепляют связки и суставы, развивают прыгучесть и ловкость. При обучении у занимающихся воспитываются решительность, смелость, настойчивость. Благодаря своему разнообразию и специфичности опорные прыжки вызывают у учащихся большой интерес и эмоциональный подъем. Умение легко и быстро перепрыгивать через различные препятствия свидетельствует о хорошей прикладной подготовленности учащихся. В связи с этим следует отметить, что в комплексной программе представлены в основном сравнительно несложные опорные прыжки, имеющие определенный интерес как упражнения прикладного характера (прыжок боком, углом), а также прыжки классификационной программы по спортивной гимнастике категории «Б» (прыжок согнув ноги, ноги врозь). Для облегчения анализа и изучения основ техники в опорных прыжках различают следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Первоначальному обучению опорным прыжкам должна предшествовать предварительная подготовка, во время которой развиваются физические качества, необходимые для успешного овладения опорными прыжками, и формируются отдельные навыки. В определенной степени эту задачу призваны решить простые прыжки, предусмотренные программой в I-IV классах.
При освоении опорных прыжков вначале рекомендуется обучить устойчивому приземлению, затем технике разбега, наскоку на мостик, толчку ногами о мостик, далее – технике полета до толчка руками и, наконец, толчку руками. Только после овладения этими действиями можно обучать отдельным опорным прыжкам.
Приземление
Т
ехника выполнения. Приземление завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряженных и прямых ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, самортизировать действие внешних сил за счет легкого сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки подняты вперед-наружу, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо (рис. 3).
Последовательность обучения.
Повторить упражнения на умение правильно приземляться, описанные для учащихся I–III классов.
Принять правильное положение приземления и фиксировать его 5 с.
Прыжок вверх на месте в полуприсед на носки с быстрым переходом на всю стопу в позу приземления.
Прыжок с поворотом кругом.
Прыжок с гимнастической скамейки с различными положениями ног (ноги врозь, согнув ноги).
Разбег
Техника выполнения. Длина и скорость разбега зависят от характера прыжка, длины и высоты снаряда, от физической подготовленности занимающихся. Обычно для выполнения прямых прыжков {согнув ноги, ноги врозь) требуется большая длина и скорость, чем для выполнения боковых прыжков (боком, углом). Длина разбега у учащихся для выполнения опорных прыжков, предусмотренных комплексной программой, обычно не превышает 8-12 м, для выполнения боковых прыжков – 5-6 м. Разбег должен быть равномерно ускоренным, скорость его возрастает постепенно и достигает наибольшей величины перед предварительным толчком одной ногой.
Последовательность обучения.
В выпаде вперед правой (левой) ногой прыжки со сменой ног, руки свободно опущены.
Стоя у гимнастической стенки, правая нога на носке на рейке на уровне таза, подскоки со сменой ног.
Бег с ускорением (шаги удобной длины).
Бег по отметкам по прямой. Отметки (линии или круги, начерченные мелом, гимнастические палки, положенные сбоку) на расстоянии 100-120 см друг от друга.
Бег через предметы (набивные мячи, гимнастические палки), изменяя расстояние и скорость бега.
Наскок на мостик
Техника выполнения. Разбег и толчок ногами – единое целостное действие. Наскок на мостик является связующим звеном между ними. От правильного наскока зависит эффективность толчка ногами и всего прыжка в целом. Наскок на мостик выполняется с сильнейшей (толчковой) ноги. Перед наскоком туловище наклоняется вперед (на 5-250), руки максимально отводятся назад, а бедро согнутой маховой ноги – максимально вперед. В полете толчковая нога подтягивается к маховой. По мере приближения к месту наскока на мостик ноги соединяются и почти прямые выносятся вперед, опережая движение туловища и обеспечивая тем самым «стопорящий» наскок на мостик. При «стопорящем» толчке отталкивание начинается раньше прохождения телом вертикального положения над площадью опоры. Напрыгивать на мостик надо почти на прямые ноги, туловище слегка наклонено вперед, руки в момент наскока находятся несколько впереди от вертикали (рис. 4).
Рис. 4 Рис. 5
При толчке с мостика ноги ставятся на переднюю часть стопы, параллельно/ в 12-15 см от дальнего края мостика (рис. 5). Толчок выполняется акцентированно, слегка согнутыми ногами, последующее их разгибание завершается до момента отрыва их от мостика. Эффективность толчка ногами во многом зависит от работы рук. Энергичный взмах руками с последующим резким торможением их и одновременным рывком плечами вверх способствует увеличению высоты взлета. Положение туловища и ног при толчке, направление и своевременность работы рук определяют последующую траекторию в безопорной фазе.
Последовательность обучения.
Ходьба перекатом с пятки, высоко поднимаясь на носки.
Прыжки ноги вместе с опорой руками о рейку гимнастической стенки (снаряд).
Подскоки на месте на одной ноге, положив другую ногу, вытянутую вперед, пяткой на опору повыше.
Стоя на месте, имитация взмаха руками, поднимаясь на носки прямых ног в момент взмаха.
Стоя ноги врозь поперек скамейки, прыжки на скамейку с прямыми ногами со взмахом рук.
С 2-3 шагов прыжок толчком одной ноги с приземлением на две.
С шага толчком двух ног прыжок вверх с энергичным движением руками и максимально быстрым отталкиванием от опоры.
С 2-3 шагов разбега махом одной и толчком другой прыжок на возвышение на две ноги с последующим прыжком вверх.
Толчок руками
Техника выполнения. Руки ставятся на снаряд впереди туловища под тупым углом к плоскости снаряда. Благодаря этому создаются хорошие условия для увеличения высоты полета после отталкивания./Кисти рук на место толчка ставятся параллельно. Толчок выполняется навстречу движению тела (как бы от себя) за счет разгибания рук в плечевых и локтевых и сгибания в лучезапястных суставах..Юн должен быть энергичным, коротким и заканчиваться к моменту, когда плечи пересекут площадь опоры и руки оставят ее одновременно (рис. 106).
Последовательность обучения.
1. Быстрое сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке (8-10 раз).
Стоя на расстоянии 1 м от стены, упасть прямым телом на стенку, быстро оттолкнуться руками и возвратиться в и. п. Начинать толчок всей ладонью и заканчивать кончиками пальцев.
В упоре лежа (тело прогнуто) толчки двумя рукам с промежуточными хлопками. Отталкиваться руками за счет выпрямления тела и поднимания спины.
Из упора лежа на полу, руки перед гимнастической палкой, толчком руками перейти в упор лежа за палку и возвратиться в и. п.
В упоре лежа толчок руками и ногами одновременно. Полет до толчка руками зависит от эффективности разбега и толчка от мостика. В этой фазе выполняется предварительный мах ногами назад (при выполнении прыжка ноги врозь через коня в длину) за счет разгибания в тазобедренных суставах, создаются условия для резкого сгибания тела в момент толчка руками. Полет после толчка руками определяет вид прыжка: согнув ноги, ноги врозь.
IV КЛАСС
У
чащиеся IV класса должны освоить вскок в упор стоя на коленях на горку матов, коня, козла на высоте 80-100 см и соскок махом руками вперед. Это упражнение является подводящим для освоения вскока в упор присев и соскока вперед прогибаясь (рис. 7).
Последовательность обучения.
Из упора стоя на коленях на мате взмахом рук и толчком ног упор присев.
Из упора стоя на коленях на гимнастической скамейке, покрытой матом, взмахом рук и толчком ног прыжок в упор присев.
Из упора лежа, руки на скамейке, покрытой матом, ноги на полу, вскок в упор стоя на коленях и взмахом рук и толчком ног соскок.
Из упора стоя на мостике перед конем в ширину, козлом или горкой матов два-три прыжка на месте и вскок в упор стоя на коленях. Взмахом рук и толчком ног соскок с помощью.
С небольшого разбега вскок в упор стоя на коленях на козла или коня в ширину и со взмахом рук соскок вперед.
Типичные ошибки.
Недостаточно энергичный взмах руками.
Недостаточный толчок ногами.
Страховка и помощь. Страховать, стоя спереди и несколько сбоку, в первой части помогать одной рукой под плечо, другой под живот, при соскоке одной рукой держать за руку, выше локтя, другой – под спину, способствуя взмаху руками.
V КЛАСС
В этом классе учащиеся осваивают одно из подводящих упражнений для обучения опорному прыжку согнув ноги, вскок в Упор присев и соскок прогибаясь с козла в ширину на высоте 80–100 см.
Т
ехника выполнения. После небольшого разбега и толчка с мостика, вытягивая руки вперед, поставить их на козла, подавая плечи вперед. Поднимая спину, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах и, подтянув их к груди, поставить на козла. Важно, чтобы ученики не задерживались в положении упора присев. Начинать отталкиваться руками надо в момент сгибания тела, когда ноги ставятся на козла, прямые руки уже должны подниматься вверх и доходить до уровня плеч. Продолжая это движение, ученик выпрямляется и отталкивается ногами (рис. 8).
Последовательность обучения.
Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и прыжок вверх прогибаясь.
Из упора лежа на скамейке, покрытой матом, ноги на полу, толчком ног упор присев и соскок прогибаясь.
С небольшого разбега вскок в упор стоя на коленях на козла или коня в ширину, упор присев и соскок прогибаясь.
Из упора стоя на мостике перед конем или козлом в ширину два-три прыжка на месте, поднимая высоко спину, вскок в упор присев и соскок прогибаясь с помощью.
С небольшого разбега вскок в упор присев и соскок прогибаясь с помощью и самостоятельно.
Типичные ошибки.
Недостаточно активно поднимается спина в первой половине вскока.
Задержка в упоре присев.
Неполное разгибание в тазобедренных суставах или согнутые назад в коленях ноги в полете.
Страховка и помощь. Стоя сбоку и впереди снаряда, в момент прихода в упор присев помогать одной рукой под плечо, другой под живот, при приземлении под спину и руку.
VI КЛАСС
Основным опорным прыжком, которому обучают в этом классе, является прыжок ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см.
Т
ехника выполнения. Прыжок через козла в этом классе выполняется без предварительного маха ногами назад. Поэтому мостик вначале обучения целесообразно ставить на расстоянии 30-40 см. После толчка ногами о мостик надо потянуться руками к опоре, поставить на нее руки, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги, при отталкивании разогнуться и выполнить приземление..Толчок руками должен заканчиваться к моменту прохождения плеч над руками. Разгибание туловища после толчка руками выполняется за счет поднимания плечевого пояса вверх, прогибания тела и поднимания головы (рис. 9).
Последовательность обучения.
При выполнении этого прыжка и прыжка согнув ноги (VII класс) основной недостаток у учащихся – слабое отталкивание руками. Поэтому при обучении необходимо давать ряд Упражнений, связанных с укреплением мышц плечевого пояса и рук.
В упоре лежа, поочередно переставляя руки, передвижения влево, вправо, вперед, назад.
В упоре лежа слегка ссутулиться, затем «провиснуть» в плечах и резким движением плечевых суставов вперед возвратиться в и. п.
Из упора лежа толчком ног упор стоя ноги врозь согнувшись с последующим быстрым вставанием в стойку руки вперед.
Из упора лежа одновременным толчком рук и ног принять присед, полуприсед, стойку ноги врозь, руки вперед.
Из упора лежа толчком ног развести их и принять упор стоя согнувшись ноги врозь, выпрямляясь, выполнить прыжок вверх и приземлиться.
Из упора стоя перед снарядом прыжки, сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах, с разведением ног. Следить за тем, чтобы в момент полного разведения ног таз поднимался до уровня плеч.
С гимнастической скамейки прыжок ноги врозь с последующим сгибанием и разгибанием туловища.
Прыжок ноги врозь через козла в ширину со страховкой.
Типичные ошибки.
Продолжительная опора руками и толчок под себя.
Нет разгибания в тазобедренных суставах в полете после толчка руками.
Разгибание туловища в тазобедренных суставах выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся назад, что может привести к заваливанию плеч назад.
VII КЛАСС
Начиная с VII класса, девочки и мальчики осваивают различные опорные прыжки. Девочки в этом классе продолжают совершенствовать опорный прыжок ноги врозь через козла в ширину высотой 105-110 см. Мальчики начинают осваивать опорный прыжок согнув ноги через козла в ширину на высоте 110-115 см.
Прыжок согнув ноги через козла в ширину
Техника выполнения. Оттолкнувшись ногами о мостик, поставить руки на снаряд и начать сгибание в тазобедренных и коленных суставах, колени подтягиваются к груди. По окончании толчка руками тело энергично разгибается за счет поднимания плеч и рук и отведения ног вниз-назад. Перед приземлением надо снова немного согнуться в тазобедренных суставах, чтобы смягчить приземление (рис. 10).
Последовательность обучения.
Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и снова упор лежа.
Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и, разгибаясь, прыжок вверх-вперед.
Из упора лежа на гимнастической скамейке, покрытой матом, ноги на полу, толчком ног в упор присев и соскок прогибаясь.
Повторить прыжок V класса – вскок в упор присев на козла и соскок прогибаясь.
Прыжок согнув ноги через козла в ширину – на высоте 110-115 см.
Типичные ошибки.
Задержка рук на снаряде.
Нет разгибания тела после толчка руками.
Разгибание тела выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся вниз-назад.
Страховка и помощь. Стоять спереди-сбоку от места приземления, поддерживая двумя руками за плечо.
VIII КЛАСС
В этом классе мальчики осваивают прыжки согнув ноги через козла в длину (высота 110-115 см). Требования к технике выполнения, последовательности обучения, страховке и помощи
такие же, как и при опорном прыжке согнув ноги через козла в ширину (VII класс). Девочки осваивают прыжок боком с поворотом на 90° через коня в ширину на высоте 110 см.
Прыжок боком с поворотом на 90° через коня в ширину
Т
ехника выполнения. Прыжок выполняется с небольшого разбега (8-10 м). Одновременно с толчком ногами о мостик, который ставится почти рядом с конем, надо опереться прямыми руками на коня и, поднимая тело, несколько согнутое в тазобедренных суставах, направить ноги в сторону. Поворачиваться над снарядом одновременно с разгибанием в тазобедренных суставах и отталкиванием рукой. Другую руку оставлять на опоре до приземления. Приземляться боком к снаряду (рис. 11).
Последовательность обучения.
Упор лежа боком на полу и поворотом в упор лежа.
Из упора лежа сзади, ноги на скамейке, разгибаясь в тазобедренных суставах и отталкиваясь одной рукой, упор лежа боком, свободную руку в сторону, продолжая поворот в упор лежа.
Из упора стоя на мостике перед снарядом два-три прыжка на мостик и толчком ног упор лежа боком и соскок с поворотом на 90°.
4. С небольшого разбега прыжок боком через коня в ширину с поворотом на 90°. Типичные ошибки.
Уход в сторону от опорной руки.
Низкое положение таза и ног над снарядом.
Сгибание тела во время поворота.
Страховка и помощь. Стоя со стороны опорной руки, одной рукой поддерживать под плечо, другой при необходимости под туловище.
IX КЛАСС
Мальчики продолжают совершенствовать прыжок согнув ноги, но уже через козла в длину на высоте 115 см. Девочки осваивают прыжок боком через коня в ширину на высоте 110 см.
Прыжок боком через коня в ширину
Т
ехника выполнения. Начало прыжка выполняется так же, как и при прыжке боком с поворотом на 90°. Однако в этом случае необходимо стараться, продолжая движение ног в сторону - вверх и передавая вес тела на опорную руку, разогнуться в тазобедренных суставах над плоскостью снаряда. Туловище горизонтально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя над плоскостью снаряда, оттолкнуться опорной рукой и приземлиться спиной к снаряду (рис. 12).
Последовательность обучения.
В упоре лежа боком немного согнуться в тазобедренных суставах и разогнуться.
То же, ноги на гимнастической скамейке или на второй рейке гимнастической стенки.
Из упора стоя перед снарядом два-три прыжка и толчком ног упор лежа боком и соскок спиной к снаряду.
С небольшого разбега прыжок боком через коня в ширину.
Типичные ошибки.
Уход в сторону от опорной руки.
Низкое положение туловища над снарядом.
В момент прохождения над снарядом нет разгибания в тазобедренных суставах.
Страховка и помощь. Стоя у места приземления со стороны опорной руки, одной рукой поддерживать за плечо опорной руки, другой снизу под туловище.
X-XIКЛАССЫ
Юноши старших классов осваивают опорный прыжок ноги врозь через коня в длину на высоте 115-120 см (X класс) и 120-125 см (XI класс), а девушки с косого разбега прыжок углом махом одной и толчком другой через коня на высоте 110 см.
Прыжок ноги врозь через коня в длину
Техника выполнения. В целом техника выполнения данного прыжка мало отличается от техники выполнения прыжка ноги врозь через козла в ширину (VI класс). Однако для выполнения прыжка ноги врозь через коня в длину требуется более энергичный разбег и толчок ногами о мостик и руками о снаряд. При хорошем выполнении стопы ног поднимаются выше уровня плеч (рис. 13).
П
оследовательность обучения.
При освоении прыжка можно использовать все подводящие упражнения, которые применялись при обучении прыжку ноги врозь через козла в ширину, далее повторить следующие упражнения:
Прыжок ноги врозь через козла в ширину, постепенно увеличивая расстояние от мостика до козла.
Прыжок ноги врозь через козла в длину.
То же, но отодвигая мостик от козла на расстояние до 1 м.
То же, но протянув веревочку между мостиком и козлом.
Прыжок ноги врозь через коня в длину.
Наибольшую сложность для некоторых учащихся составляет преодоление коня в длину: они боятся, что не сумеют преодолеть дальнюю часть коня после толчка руками, заденут или ударятся о него и упадут. В целях устранения данного психологического барьера можно использовать следующие задания:
С 1–2 шагов разбега напрыгнуть на коня в упор ноги врозь (именно жесткий упор на совершенно прямые, напряженные руки, а не в сед ноги врозь). Чуть задержавшись в упоре, мягко перейти в сед ноги врозь.
Постепенно увеличивая длину и скорость разбега, напрыгивать в упор ноги врозь, ставя руки все дальше, довести расстояние до 20-25 см от дальнего края коня. Страховать, поддерживая ученика под плечо, можно с двух сторон. После того как ученик научится выполнять упор ноги врозь, дается следующее задание.
Из приседа, а затем и из полуприседа на передней части коня ученик выполняет соскок ноги врозь с дальней части коня. Сначала руки надо ставить на самый край, даже на торцовую часть коня, постепенно удаляя руки, научиться отталкиваться руками в 15-20 см от края. После уверенного выполнения этих упражнений можно перейти к прыжку ноги врозь полностью.
Типичные ошибки.
Сравнительно низкий замах (после толчка о мостик ноги не поднимаются выше тела коня).
Толчок руками под себя (вместо стопорящего толчка руками получается загребающий).
Нет разгибания тела в тазобедренных суставах в полете после толчка руками.
4. Разгибание в тазобедренных суставах осуществляется только за счет поднимания плеч, а ноги продолжают движение вперед, что приводит к заваливанию плеч назад в момент приземления.
5. Близкое приземление (менее чем 1,5 м).
Страховка и помощь. Стоя сбоку у места приземления, держать за руку выше локтя, другой рукой при необходимости поддерживать под грудь. Вплоть до полного освоения прыжка страховку желательно осуществлять самому учителю.
С косого разбега махом одной, толчком другой прыжок углом через коня
Техника выполнения. Для этого прыжка мостик ставится сбоку от коня у ближнего края под небольшим углом (почти параллельно).
П ри прыжке углом вправо с небольшого разбега, делая мах правой ногой, опереться правой рукой о тело коня и оттолкнуться левой ногой о мостик. Над снарядом соединить ноги и поставить левую руку рядом с правой. После этого, отпуская правую руку и продолжая опираться левой, приземлиться левым боком к коню. При выполнении прыжка влево все делать наоборот (рис. 14).
Последовательность обучения.
Прыжок способом «перешагивание» через гимнастическую скамейку.
Из седа на коне на правом бедре опереться руками сзади и, делая взмах ногами вперед-вправо, соскочить со снаряда и приземлиться левым боком к коню.
Из седа ноги врозь поперек коня опереться руками о тело коня и взмахом ног соскок углом вправо, приземлиться левым боком к коню.
Из стойки на мостике правым боком к коню махом правой и толчком левой упор сидя сзади на коне, и, опуская ноги вправо, соскочить, приземляясь левым боком к коню.
С небольшого разбега прыжок углом вправо (влево) махом одной, толчком другой.
При совершенствовании прыжка (XI класс) стремиться над снарядом туловище выпрямлять, для чего на коня класть набивной мяч.
Типичные ошибки.
Ноги над снарядом не соединяются.
Слишком низкое положение таза над конем.
Руки на опору ставятся непараллельно.
Страховка и помощь. Стоя у места приземления боком к снаряду, одной рукой за плечо, другой за пояс или спину.
21