Основной проблемой повышения качества учебного процесса и интереса к предмету является активизация познавательной деятельности учащихся. Одним из условий эффективности современного процесса обучения является развитие активности студентов и ее поддержание в течение всего периода обучения. Поэтому одной из задач при обучении учащихся математики является – организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы процесс обучения для них был нескучным, интересным и увлекательным.
Способы активизации познавательной деятельности при преподавании математики.
Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:
1. Опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
2. Включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
3. Использовать дидактические игры и дискуссии;
4. Использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
5. Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Эти способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения.
Методы активизации познавательной деятельности обучающихся.
1. Метод дискуссии.
2. Метод самостоятельной работы.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
4. Метод проблемного изложения.
5. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач с применением дифференцируемого подхода в обучении.
6. Наглядные методы с применением ИКТ.
7. Методы устного изложения – рассказ и лекции.
8. Метод проектов.
9. Метод проблемного обучения.
10. Метод алгоритмизированного обучения.
11. Метод эвристического обучения.
12. Исследовательский метод обучения.
13. Метод крупноблочного изучения материала.
14. Метод обучения в сотрудничестве и КВЭСТ технологии.
Эффективному усвоению нового материала, закреплению изученного, активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей, формированию практических умений способствует использование игровых технологий, среди которых можно выделить квест- технологию, которая только набирает популярность у
В педагогической науке понятие «квест» - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск и обработку информации по указанным направлениям.
Актуальность и эффективность использования квестов сегодня осознаётся многими. Практика показывает, что обучающиеся устойчивее усваивают новые знания в процессе самостоятельного добывания и систематизации новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и получению необходимых практических навыков.
Обучающиеся в процессе прохождения данного квеста выполняют различные задания по разным, на первый взгляд не родственным дисциплинам, таким как «Математика», «История», «Инженерная графика, «Литература» и «География». С точки зрения информационной деятельности при прохождении данного квеста его участникам требуются навыки поиска, анализа информации, умения обобщать, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
На станции «Предмет Математика» преподавателем А.В. Котковым для участников были подготовленны следующие задания:
1 задание. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями:
к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент
из второго столбца.
Расстояние от Пензы до Тархан по трассе, в км | 29000 |
Площадь музея - заповедника в Тарханах, в га | 1814 |
Количество объектов, входящих в архитектурный комплекс музея | 3 |
В каком году образован Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» | 457 |
Год рождени М.Ю. Лермонтова | 7 |
Фонд музея содержит ………….. единиц хранения (рукописи, художественные ценности, предметы, вещи и т.д) | 1939 |
Количество водоемов (прудов) на территории музея | 97.5 |
Приблизительное количество произведений, написанных М.Ю. Лермонтовым | 248 |
2 задание.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| А | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Запасной выход/вход | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
гостиная | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
выход/вход | | | | | | | | В | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-окна | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-двери | | | | | |
-арка | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
На плане изображена схема барского дома (ширина клетки 0.5м).Дом имеет два выхода и два входа. При главном входе расположены сени( цифра 10).Если повернуть направо, то попадешь в переднюю. Из нее путь идет через гостиную. Цифрой 6 на схеме отмечен коридор. Первая дверь из гостиной на право ведет в классную комнату М.Ю.. Дверь на лево ведет в столовую. Рядом с классной комнатой находиться чайная. За чайной – девичья. Из коридора вторая дверь на лево ведет в спальню. Между спальней и девичьей – образная. Цифрой 5 отмечена веранда.
1)
Названия | Передняя | Классная | Чайная | Девичья | Образная | Столовая | Спальня |
Цифры | 8 | 9 | 7 | 2 | 1 | 4 | 3 |
2)Найдите общую площадь. Ответ выразите в квадратных см.
Ответ:______________
3)Найдите расстояние от точки А до В, если точка В находиться на 1,9м над полом.
Ответ:______________
4)Вычислите во сколько раз площадь и периметр гостиной, столовой и веранды меньше площади и периметра других отмеченных комнат.
Ответ:______________
5) Администрация музея планирует заменить в барском доме счётчик. Она рассматривает два варианта: однотарифный или двухтарифный счётчики. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о тарифах оплаты, и их стоимости даны в таблице.
| Оборудование и монтаж | Сред. потребл. мощность в час | Стоимость оплаты |
Однотарифный | 4800 руб. | 3,5 кВт · ч | 2,6 руб./(кВт · ч ) |
Двухтарифный | 9896 руб. | 3,5 кВт · ч | 2,6 руб./(кВт · ч) днём |
1 руб./(кВт · ч ) ночью (с 23:00 до 6:00) |
Обдумав оба варианта, администрация решила установить двухтарифный электросчётчик. Через сколько дней непрерывного использования электричества экономия от использования двухтарифного счётчика вместо однотарифного компенсирует разность в стоимости установки двухтарифного счётчика и однотарифного?
Ответ:______________
Таким образом, квест помогает реализовать следующие задачи:
Образовательные - вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Участники получают новые практические навыки и закрепляют имеющиеся.
Развивающие - развитие интереса к предмету деятельности, воображения участников; формирование исследовательских навыков, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
Воспитательные – воспитание личной ответственности за выполнение задания, формирование навыков взаимодействия с коллегами, доброжелательности, взаимопомощи.
Данная технология способна не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом.