Минутка чистописания | 3 мин | Слайд 1. Вьюга, голубь, ручьи, крылья, тюльпан, тополь. — Мы узнаем, какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова — Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов. | — Все слова-имена существительные; — Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак. Дети составляют цепочку букв ь ьь ььь |
Актуализация знаний | 3 мин | - Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах. - Сколько групп получилось? - Какие слова отнесли к первой группе? - Какие слова отнесли ко второй группе? Слайд 2. Проверь себя! Вьюга голубь ручьи тюльпан крылья тополь - Сделайте вывод, какую роль в данных словах выполняет мягкий знак? - Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака. | Дети группируют слова. - Две. - С мягким разделительным знаком. - С мягким знаком – показателем мягкости. Учащиеся делают вывод |
Изучение нового материала. | 15 мин | Слайд 3. Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш. - К какой части речи принадлежат слова? - Понаблюдайте за ними. - Что вас удивило? Почему? - Какой возник вопрос? Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих? -Давайте проверим первую гипотезу. Определите число имен существительных. -Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос? -Проверим вторую гипотезу. Определите род имен существительных. -Что заметили? -Где мы можем проверить правильность высказывания? Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило. -Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих? -От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих? -Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? -А теперь можем ответить на поставленный вопрос? -Какое открытие мы сделали? -Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после шипящих род существительного? | - Это имена существительные. - В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет. - Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет? -Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существи- тельного; -А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существи- тельного. -Определяют число. -Нет. Учащиеся определяют род. -Существительные дочь, рожь женского рода. У них после шипящих ч и ж есть ь знак. Существительные врач, нож мужского рода. У них на конце после существительных мягкого знака нет. -В учебниках. Учащиеся читают пра- вило. -На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. -Написание мягкого зна- ка на конце существительных после шипящих зависит от рода имен существительных. -Почему в одних случаях на конце существительных после шипящих пишется ь знак, а в других нет? -Да, можем. -Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется. -Да, можем. |
Контроль и оценка усвоенных знаний | 14 мин | -Поставьте вопросы классу по новой теме. -Теперь самостоятельно по группам составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. Слайд 4. Задания:(карточки) 1.Составление пословиц по группам. Объяснить их значение. Объяснить написание существительных с шипящим на конце. 1.группа: человек, не, лож(?), красит (Ложь человека не красит). 2.группа: на, хороша, вещ(?), своем, всякая, месте (Всякая вещь хороша на своем месте). 3. группа: половина, товарищ(?), дороги, умный. 4 группа: лапти, реч(?), плести, не, вести (Речь вести- не лапти плести). 2 Карточки.. Подобрать к существительным антонимы. Записать слова парами. Объяснить написания существительных с шипящим на конце. День – (ночь) Старт – (финиш) Смех – (плач) Шум – (тишь) Полдень – (полночь) Слайды 5,6 - А теперь давайте выполним тест по новой теме. (Ответы Слайд 7) Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А,Б,Д | Учащиеся задают вопросы классу по правилу. Работа по группам. Каждая группа состав- ляет схему правила. Учащиеся демонстрируют свои схемы, затем сравнивают их со схемой на слайде.. Учащиеся составляют пословицы по группам, объясняют их значение, объясняют написание существительных с шипящим на конце. Работа в паре. Учащиеся работают по карточкам. Самопроверка по слайду. Самооценка. Самопроверка и самооценка |