СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Класс:

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак

Задачи:

1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце

существительных после шипящих.

2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности.

4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу, коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.

Средства обучения:

- раздаточный материал.

- мультимедийная презентация «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Ход урока

Этап

Время

Педагог

Ученики

Орг.момент

1 мин

— Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс! Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными.

Приветствуют учителя

Минутка чистописания

3 мин

Слайд 1.

Вьюга,

голубь, ручьи,

крылья, тюльпан, тополь.

— Мы узнаем, какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова

— Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов.

— Все слова-имена существительные;

— Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак.



Дети составляют цепочку букв

ь ьь ььь

Актуализация знаний

3 мин

- Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах.

- Сколько групп получилось?

- Какие слова отнесли к первой группе?



- Какие слова отнесли ко второй группе?

Слайд 2.

Проверь себя!

Вьюга голубь

ручьи тюльпан

крылья тополь

- Сделайте вывод, какую роль в данных словах выполняет мягкий знак?

- Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака.

Дети группируют слова.

- Две.

- С мягким разделительным знаком.

- С мягким знаком – показателем мягкости.










Учащиеся делают вывод

Изучение нового материала.


15 мин

Слайд 3.

Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш.

- К какой части речи принадлежат слова?

- Понаблюдайте за ними.

- Что вас удивило? Почему?




- Какой возник вопрос?




Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих?






-Давайте проверим первую гипотезу.

Определите число имен существительных.

-Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос?

-Проверим вторую гипотезу.

Определите род имен существительных.

-Что заметили?





-Где мы можем проверить правильность высказывания?

Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило.

-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?





-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?



-А теперь можем ответить на поставленный вопрос?

-Какое открытие мы сделали?






-Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после шипящих род существительного?




- Это имена существительные.



- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.

- Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?

-Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существи-

тельного;

-А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существи-

тельного.



-Определяют число.


-Нет.


Учащиеся определяют род.

-Существительные дочь, рожь женского рода. У них после шипящих ч и ж есть ь знак.

Существительные врач, нож мужского рода. У них на конце после существительных мягкого знака нет.

-В учебниках.


Учащиеся читают пра-

вило.

-На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

-Написание мягкого зна-

ка на конце существительных после шипящих зависит от рода имен существительных.

-Почему в одних случаях на конце существительных после

шипящих пишется ь знак, а в других нет?

-Да, можем.


-Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.

-Да, можем.


Физминутка

1 мин

- Дежурные проводят зарядку


Контроль и оценка усвоенных знаний

14 мин

-Поставьте вопросы классу по новой теме.


-Теперь самостоятельно по группам составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.

Слайд 4.




Задания:(карточки)

1.Составление пословиц по группам. Объяснить их значение. Объяснить написание существительных с шипящим на конце.

1.группа: человек, не, лож(?), красит

(Ложь человека не красит).

2.группа: на, хороша, вещ(?), своем, всякая, месте

(Всякая вещь хороша на своем месте).

3. группа: половина, товарищ(?), дороги, умный.

4 группа: лапти, реч(?), плести, не, вести

(Речь вести- не лапти плести).


2 Карточки..

Подобрать к существительным антонимы.

Записать слова парами. Объяснить написания существительных с шипящим на конце.

День – (ночь)

Старт – (финиш)

Смех – (плач)

Шум – (тишь)

Полдень – (полночь)

Слайды 5,6

- А теперь давайте выполним тест по новой теме.

(Ответы Слайд 7)

Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А,Б,Д

Учащиеся задают вопросы классу по правилу.

Работа по группам.

Каждая группа состав-

ляет схему правила.

Учащиеся демонстрируют свои схемы, затем сравнивают их со схемой на слайде..

Учащиеся составляют пословицы по группам, объясняют их значение,

объясняют написание существительных с шипящим на конце.

















Работа в паре.

Учащиеся работают по карточкам.









Самопроверка по слайду. Самооценка.




Самопроверка и самооценка

Д/З

1 мин

Домашнее задание: упр. 462

Записывают в дневник

Итог и рефлексия

2 мин

-Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

-О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали?

-Кто справился со всеми заданиями?

-Какие задания оказались трудными?

-Над какими вопросами еще надо поработать?

Ответы учеников




Самооценка



Тест.

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется; Б)не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется; Б)не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные

А) мужского рода;

Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных надо поставить «ь»?

А)ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)

5. В каких словах допущены ошибки?

А) моржь, б) молодеж, в) кирпич, г)брошь, д) чертежь