СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуй, уважаемый друг! 

Знакомясь с  моей «Методической копилкой»,

 узнаешь о педагогическом кредо 

и  методической системе,

позволяющими иметь

 результаты образования моих учеников

и развиваться самой как учителю.

Добро пожаловать!

Просмотр содержимого документа
«Методическая система»

«Если ваш план — на год, сажайте рис.

Если ваш план — на десятилетие, сажайте деревья.

Если ваш план — на всю жизнь, учите детей»


Конфуций

(ок. 551 — 479 до н. э.,

древнекитайский мыслитель)



Тема методической системы учителя МАТЮШЕНКО КСЕНИИ НИКОЛАЕВНЫ:


«Создание условий для саморазвития школьника через компетентностно-ориентированное иноязычное образование»

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Поэтому воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться, может учитель обладающий необходимыми профессиональными компетенциями, Компетентный учитель создаст условия для развития индивидуальных способностей каждого ребенка в рамках его способностей и потребностей., тем более , что в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. акцентировано внимание на индивидуально-личностных процессах и результатах.

Компетентностный подход - один из ответов системы образования на социальный заказ, при котором знания полностью подчиняются практической деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.

У учащегося формируется и развивается способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом.

Проанализировав современные подходы к образованию и реальные условия образовательной среды сельской школы выделены следующие направления деятельности:

  • развитие профессиональных компетенций учителя через изучение теоретико-методологических основ компетентностного подхода;

  • определить

  • перечень компетенций и УУД формирующихся в процессе изучения английского языка;

  • технологии и методики, позволяющие создавать условия для компетентностно-ориентированного образования;

  • типы и виды уроков и формы внеурочной деятельности;

  • методы и приёмы,формирующие компетенции;

  • виды заданий;

  • требования к результатам образования на основе компетенций;

  • формы оценивания результатов.

Для реализации деятельности определены этапы:

Целевая установка

Задачи

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Теоретическая, практическая подготовка к организации компетентностно-ориентированного образования английскому языку как условия саморазвития школьника

  • Изучение объема собственных теоретических, методологических, методических компетентностей , проанализировать стартовое состояние компетенций учителя(на основе диагностики Галеевой Н.Л.)

  • изучить теоретический материал по теме;

  • пройти курсовую подготовку;

  • определить перечень компетенций ученика с точки зрения английского языка;

  • диагностика стартового состояния ученического контингента

  • условий образовательной среды;

  • произвести отбор методических форм, видов работы.



ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Апробация на практике системы мероприятий по теме, своевременная коррекция


Задачи:

  • Определить блоки методической системы;

  • Внедрение образования на основе индивидуальной образовательной программы школьника и разработка нормативно-правовой и учебно-дидактической базы;

  • применение на практике различных типов урока, занятий в РВГ;

  • отбор методических форм, методов, видов работы;

  • определение форм оценивания результата;

  • мониторинг .


РЕФЛЕКСИВНО- ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Рефлексия деятельности


    • Анализ состояния образовательной среды;

    • Коррекция и определение последующей деятельности.


«В деле обучения и воспитания,

Во всём школьном деле ничего

нельзя улучшить,

минуя голову учителя»

К.Д. Ушинский




ЧАСТЬ 1


ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Актуальность компетентностного подхода в образовании и становления компетентностно-ориентированной личности:












Основные понятия компетентностного подхода


Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе.

Значимые элементы компетентностного подхода в образовании:

  • компетенции рассматриваются как сквозные, вне-, над- и метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения;

  • категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения);

  • внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия:компетенция  и компетентность (см далее);

  • образовательная компетенция понимается как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности; дифференциация образовательных компетенций: ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов);

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор ситуаций зависит от специфики образовательного учреждения. Компетентностный подход, это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования (Д.А. Иванов).

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, даёт следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода:

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. (А.В. Хуторской).

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

В процессе личностно-значимой знания не передаются, а получаются. Сами знания, без определённых навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования школьника и подготовки его к реальной деятельности.

Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определённые качества личности, формирование компетенций.

«Компетенцию» можно определить как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения, что составляет содержательный компонент обучения.

Педагогическое кредо:


«Приучай ученика работать,

чтобы для него было немыслимо иначе,

как собственными силами

что-либо усвоить;

чтобы он самостоятельно

думал, искал, проявлял себя,

развивал свои дремлющие силы,

вырабатывал из себя стойкого человека»


Дистервег Адольф Фридрих

(1790 — 1886), немецкий педагог

Изучив теоретические основы КО подхода определена цель методической системы: и опираясь на классификацию Хуторского А.В., с учетом специфики предмета и основной цели обучения иностранному языку предусматривающей развитие у детей комплекса компетенций, необходимых им для активного и всестороннего участия в жизни современного поликультурного и многоязычного общества, выделен следующий перечень компетенций, уровень сформированности которых определит результат иноязычного образования:

  • коммуникативная (языковая, речевая, компенсаторная);

  • социокультурная;

  • ценностно-смысловая;

  • учебно-познавательная, в том числе рефлексивно-оценочная;

  • информационная;

  • компетенция сотрудничества ;

  • компетенция личностного самосовершенствования, в том числе здоровьесберегающая компетенция

А.В. Хуторской рассматривает коммуникативную компетенцию как ключевую. Учитывая специфику предмета «Английский язык», она относится к группе предметных компетенций и является совокупностью трёх составляющих: речевой, языковой и компенсаторной, а общекультурная компетенция рассматривается как социокультурная предметная компетенцию. В качестве ключевых формируются ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, компетенция личностного самосовершенствования , сотрудничества и соответствующие 4 блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Сущность

Компетенция

Сущность

1.Коммуникативная

Речевая компетенция

развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).

Языковая компетенция

овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях английского языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках.

Компенсаторная компетенция

развитие умений использовать имеющиеся языковые средства в нетипичных ситуациях общения

2.Социокультурная компетенция

формирование межкультурной компетенции, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов; основы семьи, роль науки и религии в жизни человека; представление о систем ах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном и поликультурном обществе; владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя); умение действовать в ситуациях семейно-бытовой сферы умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, и зрителя

Ценностно-смысловая компетенция

связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом

Учебно-познавательная компетенция(в том числе рефлексивно-оценочная)

самостоятельная познавательная деятельность ученика, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приёмами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; функциональная грамотность: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция

навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.

Компетенция сотрудничества

готовность ученика к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей.

Компетенция личностного самосовершенствования, в том числе здоровьесберегающая

освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.







2.БЛОКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

3.Мониторинг сформированности компетенций :







«Помните, что нет, и не может быть абстрактного ученика.

Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы раскрав силы и возможности каждого обучающегося, дать ему радость успеха в умственном труде, а значит в учении должна быть индивидуализация- и в содержании умственного труда, и во времени»

В. А. Сухомлинский





2.1.Использование Индивидуальной образовательной программы школьника как условие развития основных компетенций.

Основу организации формирования компетентностно-ориентированной личности в процессе иноязычного образования в моей школе составила работа по проектированию и реализации индивидуальных образовательных программ школьника

Выбор темы не случаен, так как индивидуальная образовательная программа позволяет сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности школьника [1].

ИОП(индивидуальная образовательная программа) - это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, фиксирующая образовательные цели и результаты, конкретизированная по времени, месту и способу деятельности [2] [4] и выполняющей следующие функции [3]:

  1. нормативную- фиксирует нагрузку учащегося, закрепляет порядок изучения материала и отчетность по нему;

  2. информационную – содержит информацию о самостоятельной учебной деятельности школьника по освоению учебного материала;

  3. мотивационную-определяет ценности, цели и результаты деятельности ученика;

  4. организационную-определяет виды самостоятельной деятельности учащегося, формы взаимодействия педагога и учащегося, учащихся между собой;

  5. функцию самоопределения – помогает проверить свои способности в деятельности, утвердиться в выборе или изменить его.



Диаграмма №1 «Функции ИОП»



Проектировании ИОП моих школьников по английскому языку предусматривает ряд этапов. каждый из которых предусматривает развитие определенных компетенций школьника:

Этапы проектирования ИОП


Формирующиеся компетенции


Формирующиеся УУД

1 этап Диагностика и самодиагностика

Рефлексивно-оценочная

из учебно-познавательной компетенции

Ценностно-смысловая компетенция

Коммуникативная (речевая и языковая) компетенция

Информационная

Самосовершенствования


Личностные действия в личностном, само­определении;

действия смыслообразования4

Регулятивные.:действие оценки/самооценки

Познавательные.:действия по самостоятельному выделению и формированию познавательной задачи; ---действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

Логические.: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;подведение под понятие, выведение следствий;

Коммуникативные

умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соот­ветствии с задачами и условиями общения;

планирование учебного сотрудничества





2 этап Знакомство с опорной картой по теме фиксация приоритетных зон внимания в предстоящей деятельности, уточнение форм и методов деятельности

Информационная

Ценностно-смысловая компетенция

Учебно-познавательная компетенция

Самосовершенствования

Социокультурная




Личностные.: действия в личностном,

само­определении

действия смыслообразования;

Регулятивные: прогнозирования

Познавательные.: действия по поиску и выделению необходимой информации;

Логические анализ объектов с целью выделения признаков, синтез

Знаково-символические когда объект освоения преобразуется из чувственной формы в модель; когда модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка;

наглядная модель используется для решения УЗ



3 этап Планирование образовательной деятельности

Самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция

Учебно-познавательная компетенция

Коммуникативная компетенция

Компетенция сотрудничества

Социокультурная

Рефлексивно-оценочная

Личностные действия в личностном, само­определении

действия смыслообразования;

действия нравственно-этической ориентации

Регулятивные.: действия целеполагания

действия планирования

прогнозирования

действия контроля

Познавательные.:действия по поиску и выделению необходимой информации

действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания;

действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи

Логические.: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные

умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соот­ветствии с задачами и условиями общения;

планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке иностранного языка;




4 этап Реализация ИОП в деятельности

Информационная

Самосовершенствования

Учебно-познавательная компетенция

Коммуникативная компетенция

Компетенция сотрудничества

Ценностно-смысловая компетенция

Социокультурная

Личностные

действия само­определении смыслообразования, нравственно-этической ориентации;

Регулятивные.— действие коррекции;действие саморегуляции;

Познавательные:

действия по поиску и выделению необходимой информации , связанной с освоением нового языка и поиском информации с помощью компьютера;

действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;

действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

Логические:

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование.

Знаково-символические действия, объект освоения преобразуется из чувственной формы в модель;

модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка;

Коммуникативные действия

умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соот­ветствии с задачами и условиями общения;

планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке иностранного языка;

постановка вопросов разного рода и в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения;

управление поведением партнера по иноязычному общению.

5 этап Представление продуктов ОД

Информационная

Самосовершенствования

Учебно-познавательная компетенция

Коммуникативная компетенция

Компетенция сотрудничества

Ценностно-смысловая компетенция

Социокультурная

Личностные действия в личностном, само­определении

действия смыслообразования;

действия нравственно-этической ориентации

Регулятивные:— действия контроля — ;действие коррекции действие саморегуляции;

Познавательные:действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ; действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

Логические анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез, подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

Знаково-символические:

объект освоения преобразуется из чувственной формы в модель; модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка; наглядные модели используются для решения учебных задач и задач общения.

Коммуникативные

умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соот­ветствии с задачами и условиями общения;постановка вопросов разного рода и в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения; управление поведением партнера по иноязычному общению.




6 этап Рефлексия деятельности

Самосовершенствования

Рефлексивно-оценочная

из учебно-познавательной компетенции

Информационная

Ценностно-смысловая компетенция

Социокультурная


Личностные действия в личностном, само­определении

действия смыслообразования;

действия нравственно-этической ориентации

Регулятивные:— действия контроля — ;действие коррекции действие саморегуляции; действие оценки/самооценки, прогнозирования новой деятельности;

Познавательные

действия по самостоятельному выделению и формированию познавательной задачи;действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ, действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

Логические :

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Коммуникативные

умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соот­ветствии с задачами и условиями общения;постановка вопросов разного рода и в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения; управление поведением партнера по иноязычному общению.



















Подробная деятельность по этапам:

Предварительно учителем разрабатывается диагностическая карта особенностей учащихся

Диаграмма №2 «Диагностическая карта особенностей учащихся»

Диагностическая карта особенностей:

  1. позволяет определить уровень развития и степень выраженности личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или её части;

  2. фиксирует начальный объем и содержание предметного образования учеников (количество и качество имеющихся представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме);

  3. устанавливает и классифицирует мотивы деятельности учеников по отношению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.


Затем организуется субъектная деятельность учащихся:

На первом этапе учащийся проводит самодиагностику, определяя начальный объем и содержание предметных ЗУН, анализирует свои «проблемные зоны».

Смотрите в Приложении № 3

(Таблица №1 ,№2 «Самодиагностика» 1 вид, 2 вид).

На втором этапе учащийся знакомиться с опорной картой ЗУН и учебных действий по теме, которая фиксирует приоритетные зоны внимания ученика в предстоящей деятельности, уточняет формы и методы деятельности и помогает выстраивать систему личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной деятельностью или темой. Опорная карта может быть на один урок, серию уроков, тему, раздел . (см в Приложении № 4 Таблица №3 «Опорная карта уроков английского языка в 6 классе).

На третьем этапе ученик - Организатор своего образованияФормулирует цели, подбирает тематику, предполагает свои конечные образовательные продукты и формы их представления, составляет план работы, выбирает средства и способы деятельности, партнеров, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. В течение 5 лет используются индивидуальные программы 2 видов .(см в Приложении №5 Таблица №4 , №5 ИОП -1 вид, ИОП – 2 вид). ИОП может быть на урок, тему, раздел(см в Приложении№1 фото №1«Образец ИОП учащегося (внешняя сторона)»).

На четвертом этапе организуется одновременная реализация индивидуальных образовательных программ на основе технологической карты занятия (см в Приложении №6 «Технологическая карта урока английского языка в 6 классе). Учитель – консультант, помощник. Учитель контролирует процесс с помощью «Табло учета» (см в Приложении № 7 Таблица №6 «Табло учета», (см в Приложении № 7 Фото №2).

На пятом этапе проводится представление продуктов деятельности, оценка их соответствия образцу, коррекция.(см. В Приложении № 8 Фото №3 ).

На шестом этапе проводиться рефлексия деятельности и прогнозирование.(см в Приложении № 9 Таблица №7 «Рефлексия деятельности»).


ВЫВОДЫ:

  1. Индивидуальная образовательная программа учащегося позволяет формировать субъектную позицию учащегося в образовании, служит развитию универсальных УУД школьника;

  2. Использование индивидуальной образовательной программы при обучении английскому языку позволяет иметь качество обученности по предмету 85%;

  3. Диагностируется повышение мотивации обучения школьника.

  4. Отмечается повышение по уровням :

  • Уровень сформированности учебно-познавательного интереса- на 15%

  • Уровень сформированности целеполагания- на 25%;

  • Уровень сформированности учебных действий- на 30%;

  • Уровень сформированности действия контроля – на 30%;

  • Уровень сформированности действия оценки- на 30%





























2. 2. ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ и ВНЕУРОЧНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(см в Приложении №10 образцы уроков и внеурочных мероприятий )

Важным условием обеспечения компетентностно-ориентированного обучения является определение типов и видов уроков и занятий в соответствии с практическими задачами. Здесь очень кстати вспомнить формулу компетентности по М.А. Чошанову:

мобильные знания


гибкий метод

критическое мышление

это знания, которые способны не только сохраняться и воспроизводиться, но и обладают способностью накапливаться и совершенствоваться обеспечивая учащемуся ими обладающему, способность решать практические задачи иноязыыычччного образования

обеспечивает применение знаний для решения практических задач в стандартных и нестандартных ситуациях

предполагает наличие опыта и способности анализировать ситуацию, выявлять возникающие проблемы, осуществлять поиск альтернативных решений, отличать продуктивные пути решения проблем от неэффективных, отказываться от ложных путей, просто сомневаться.



В своей практике использую следующую типологию уроков:

Вид урока

формирующиеся компетенция

формирующиеся УУД

Занятия , формирующие личностное самоопределение, развивающие познавательную сферу

1.Диспут

2.Конференция

3.Проект

4.Исследования

5.Семинар

6.Олимпиады, 7.Конкурсы

8.Предметная неделя

9.Соревнования

10. Контрольные работа

12. Рефлексия на занятии и вне его

13. Уроки кейсового метода;

14. Занятия по технологии развития критического мышления;

15.Занятия с применением ТРИЗ.

15. Занятия с применением лингвистических задач

16. Занятия с лингвистическим и речевым моделированием

Ценностно-смысловая компетенция Самосовершенствования

Учебно-познавательная

коммуникативная (языковая, речевая, компенсаторная);

социокультурная;

информационная;

сотрудничества ;



Личностные действия в личностном, профессиональном, жизненном

само­определении;действия смыслообразования, действия нравственно-этической ориентации, обеспечивающие личностный моральный выбор-оценка того, что ученик слышит, читает и пишет на иностранном языке.

Регулятивные \действия целеполаганияпланирования прогнозирования, контроля коррекции, оценки/самооценки — осознание учеником того, как хорошо он саморегуляции

Познавательные Общеучебные действия по самостоятельному выделению и формированию познавательной задачи;по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, ,действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ,действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения; действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности; действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

Логические анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез;выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Знаково-символические когда объект освоения преобразуется из чувственной формы в модель; когда модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка; когда наглядные модели используются для решения учебных задач и задач общения.

Коммуникативныеумение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соот­ветствии с задачами и условиями общения; планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке иностранного языка;

постановка вопросов разного рода и в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения; управление поведением партнера по иноязычному общению.


Занятия, формирующие опыт общения и сотрудничествам

1 Занятие ролевая игра

2. Занятие деловая игра

3.Урок-путешествие

4.Проектные работы

5.КВН

6.Урок викторина

7.Элективный курс

«Английский для поездки»

8.Интегрированные уроки

9.Уроки-зачеты

10.Уроки соревнования

11. Занятия кейсового метода;

12 Занятия по технологии развития критического мышления;

13.Занятия с применением ТРИЗ.



Коммуникативная компетенция

Самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция

Учебно-познавательная компетенция

Компетенция

сотрудничества

Социокультурная

Рефлексивно-оценочная

Информационная

Личностные действия в личностном, самоопределении

смыслообразования;

действия нравственно-этической ориентации

Регулятивные.: действия целеполагания

действия планирования

прогнозирования

действия контроля

Познавательные.:действия по поиску и выделению необходимой информации

действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания;

действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи

Логические.: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные

умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соот­ветствии с задачами и условиями общения;

планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке иностранного языка;

Занятия с социокультурной направленностью

1.Страноведческие уроки

2.Внеурочные мероприятия по изучению культуры, быта, традиций Британии и Америки, России, своего села

3. Интегрированные культурологические уроки

4. Уроки-лекции

Социокультурная

Самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция

Учебно-познавательная компетенция

Коммуникативная компетенция

Компетенция сотрудничества

Личностные действия в личностном, само­определении

действия смыслообразования;

действия нравственно-этической ориентации

Регулятивные.: действия целеполагания

действия планирования

прогнозирования

действия контроля

Познавательные.:действия по поиску и выделению необходимой информации

действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания;

действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи

Логические.: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство

выдвижение гипотез и их обоснование.

Знаково-символические когда объект освоения преобразуется из чувственной формы в модель; когда модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка; когда наглядные модели используются для решения учебных задач и задач общения.

Коммуникативные

умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соот­ветствии с задачами и условиями общения;

планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке иностранного языка;

Занятия, формирующие информационную компетентность

Поисковые

Исследовательские занятия

Занятия практикумы

Занятия по электронным учебникам

Занятия с применением электронных тренажеров

Информационная

Ценностно-смысловая компетенция Самосовершенствования

Учебно-познавательная

коммуникативная (языковая, речевая, компенсаторная);

социокультурная;

сотрудничества ;



Личностные действия в личностном, самоопределении

смыслообразования;

действия нравственно-этической ориентации

Регулятивные.: действия целеполагания

действия планирования

прогнозирования

действия контроля

Познавательные.:действия по поиску и выделению необходимой информации

действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания;

действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи

Логические.: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные

умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соот­ветствии с задачами и условиями общения;

планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке иностранного языка;













2.3.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

(смотрите в Приложении образцы)

Компетентностно-ориентированный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения:

Формы и методы

Компетенция

методы активного обучения

деловые игры, ролевые игры, дискуссии ,Кейсовый метод обучения,


  • коммуникативная (языковая, речевая, компенсаторная);

  • социокультурная;

  • ценностно-смысловая;

  • учебно-познавательная, в том числе рефлексивно-оценочная;

  • информационная;

  • компетенция сотрудничества ;

  • компетенция личностного самосовершенствования, в том числе здоровьесберегающая компетенция



метод проблемного обучения

беседа, проблемная лекция, проблемный семинар, лингвистическая задача

методы активизации творческого мышления мозговой штурм, ТРИЗ, снежный ком, кластер

модернизированные традиционные методы обучения

индивидуальные методы

Индивидуальная работа на основе реализации индивидуальной программы

методы взаимообучения

Парная работа в парах сменного состава, взаимотренаж, взаимообучение в парах, взаимопередача темы

Метод эвристических открытых заданий



Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников.



2.4.ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ(см подробнее образцы в Приложении № 11 )

Компетентностный подход предъявляет требования к отбору педагогических технологий:

компетентностно-ориентированное обучение

проектная деятельность


технология развития «критического мышления»

исследовательская работа

проблемное обучение

дискуссионная технология

коллективная и индивидуальная система обучения

игровая технология

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)


технология ТРИЗ

Технология ситуационных (контекстных) задач

информационная

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Высокое качество ОП обеспечивается через:

  • Авторскую методику учителя Матюшенко КН. проектирования индивидуальной образовательной программы школьника ( виды входных диагностик учащихся, самодиагностик учащегося, работа с опорной картой ЗУН и учебных действий по теме, индивидуальная образовательная программа ученика, проектирование серии уроков на основе ИОП, табло учета результатов, виды рефлексивной деятельности, коррекционные программы);

  • Отбор технологий и методик обучения адекватных особенностям ученического контингента школы.(методики и технологии КСО, проектная методика, кейсовый метод обучения, ТРИЗ при обучении иностранному языку, технология развития критического мышления, интегральная технология ,ИКТ- технологии, применение альтернативных способов фиксации результатов образования).


Методики и технологии коллективного способа обучения

Актуальность применения:

  • снижение количества учащихся, объединение классов 1-2, 3-4 и создание разновозрастных групп обучения в среднем и старшем звене;

  • требование времени - ученик способный к саморазвитию, самосовершенствованию, владеющий высокими коммуникативными способностями, в том числе и на иностранном языке;

  • неоднородный состав учащихся (основная часть учащихся репродуктивного уровня), разный темп усвоения учебного материала, как следствие – усредненность образования.

В основу обучения по технологии КСО, мною положены следующие идеи и принципы обучения:

  • включенность каждого в процесс обучения, каждый - цель, каждый - средство;

  • идея продуктивного сотрудничества, главная функция – обучение других;

  • переход от методики запоминания к методике понимания;

  • учительско - ученическое самоуправление;

  • обучение по индивидуальной программ

  • изменяется стиль отношений, и ученик на уроках не объект, а равноправный субъект учебной деятельности

Использую следующие методики и технологии КСО:

  • работа в парах сменного состава (при работе по тренировке устной речи, грамматического материала, при обобщении знаний);

  • самостоятельное изучение темы (в начальных классах на этапе введения новой лексики, чтении, в средних и старших классах – изучение грамматического материала, чтении страноведческих текстов);

  • взаимопередача информации лучше получается в старших классах по чтению;

  • методика Ривина оправдала себя в начальных, средних классах при заучивании стихотворений, в старших при чтении текстов;

  • взаимотренаж использую часто: для тренировки звуков, букв, буквосочетаний, тренировки грамматического материала (окончания глаголов, употребление артиклей, окончаний прилагательных, форм глаголов и т.д.);

  • взаимообмен заданиями лучше идет на уроках тренировки грамматического материала в средних и старших классах.

Что достигнуто:

  • создаются условия для обучение каждого учащегося в зависимости от его способностей и возможностей, что создало ситуацию успешности учебной деятельности (см. приложение);

  • повысилась самостоятельность учащихся в определении объема знаний, которые может усвоить, задач которые нужно решить для достижения цели, определение путей учебного маршрута, культура учебного труда;

  • повысились коммуникативные способности учащихся, умение работать в различных позициях обучающегося, обучаемого, тренирующего, контролирующего;

  • повысилось качество знаний.

  • расширение языковых знаний и совершенствование универсальных УУД.

Технология проектного обучения.

На практике я пронаблюдала принятие метода проекта, как отвечающего потребностям школьников в развитии, использовании языковых средств в ситуациях реально им интересных и значимых.

В ходе проектной деятельности формируются:

  • более высокий уровень обученности, коммуникабельности, инициативности, т. е. комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения и навыки, ценности;

  • готовность мобилизовать их в необходимой ситуации;

  • внутренний мотив говорения;

  • навыки самостоятельной учебно-исследовательской, практической деятельности;

  • культура группового взаимодействия;

  • умение из множества предложений выбирать наиболее перспективное;

  • равные возможности для проявления индивидуальности каждого участника проекта.

Достоинства технологии:

  • современная и своевременная технология, с ее помощью формируется личность нового типа – с высоким уровнем познавательной и коммуникативной компетенций, умеющих использовать иностранный язык как средство получения новых знаний, оформления своих мыслей и чувств;

  • позволяет вовлечь в работу все учащихся, независимо от их уровня знаний, умений, навыков, создать мотивацию востребованности. личной значимости;

  • расширение языковых знаний, обогащается словарный запас;

  • повышение мотивации обучения

«Кейс – метод», или метод решения ситуативных задач.

Данный метод:

  • направлен на развитие способности школьников решать конкретные жизненные ситуации;

  • создает условия для развития альтернативного мышления;

  • создает условия для развития навыков и умений аргументированной речи;

  • способствует формированию навыков интервьюирования, оформления анкеты;

  • иностранный язык используется как средство получения личностно значимой информации.

Технология развития критического мышления.

Удобна и логична для применения на уроке и во внеурочной деятельности технология развития критического мышления, через чтение и письмо.

Способствует:

  • развитию мышления;

  • развитию умения выделить главную смысловую мысль текста;

  • развитию умения составлять пересказы.

Данный вид работы способствует:

  • формированию умений и навыков внимательного прочтения;

  • формированию умения выделить необходимую информацию, составить опорную таблицу для сообщения по содержанию текста;

  • снижению психо-эмоциональной напряженности, боязнь учащегося перед ответом на уроке, значит, формирует положительную мотивацию изучения иностранного языка.

Игровая технология :

« Учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели»
А. А. Деркач

Игровая технология – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и  снятия умственного перенапряжения учащихся.

Способствует:

  • Активизации учебного процесса;

  • стимуляции познавательной деятельности;

  • повышению мотивации изучения английского языка



Достоинства технологии

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. 
2. Игра для детей есть самая свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. 
3. Игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся. 
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. 
5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. 
6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. 


Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Служит:

  • развитию мыслительных речевых способностей;

  • развитию познавательной активности;

  • средством развития творческого познания ребенка, приобщения к обучению на основе проблемной деятельности;

  • средством обогащения словарного запаса.











«Образование – это то,

что остается,

когда забудешь все,

чему учили в школе»

А.Эйнштейн



3. Контроль и оценка образовательных результатов.Мониторинг.

Результаты образования - это

ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, раскрывающие, что должен будет в состоянии делать обучающийся/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Компетентностный подход к оценке результатов образования формирует новую систему оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При таком подходе изменяется и функция оценивания. которая будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для развития.

Используя в качестве основы классификацию Блума (классификацию мыслительного поведения от простого воспроизведения фактов до процесса анализа и оценки) определяем шесть категорий обучения, характеризующих уровень приобретенных компетенций

Уровни учебных целей

Компетенция

Действия обучающихся

Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

Коммуникативная:

языковая

речевая

Учебно-познавательная

ценностно-смысловая

информационная

социокультурная

воспроизводит языковой материал , умеет выделять основные грамматические структуры

использует разнообразные языковые средства в своей устной и письменной речи.

систематизирует языковой материал

фиксирует материла разными способами,

соотносит материал с тематикой и ситуациями

имеет представление об особенностях образа жизни, быта и культуры стран изучаемого языка, всемирно известные достопримечательности, выдающихся людей и их вклад в мировую культуру.

Понимание

Показателем понимания

преобразование материала из одной формы

выражения - в другую, интерпретация

материала, предположение о дальнейшем

ходе явлений, событий.

Учебно-познавательная

личностного самосовершенствования

информационная

коммуникативная компенсаторная

ценностно-смысловая

сотрудничества

социокультурная

- объясняет факты, правила,

- использует языковой и речевой материал в стандартных и нестандартных ситуациях;

-развивает языковую догадку

пользуюсь моделями словообразования

-понимает значение незнакомых слов из контекста, а также используя

понимает письменные тексты, звучащую речь,

выражать свои мысли на письме и в устной речи.

уточняет информацию разными способами

классифицирует признаки явлений, событий

преобразовывает информацию оценивает ситуацию,

интерпретирует факты, события, явления, излагает своими словами,

понимает особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и англоговорящих странах.

Предварительно требует: ЗНАНИЯ

Применение

Эта категория обозначает умение

использовать изученный материал в

конкретных условиях и новых ситуациях, взаимодействовать при решении УЗ.

Учебно-познавательная

Ценностно-смысловая

коммуникативная

Самосовершенствования

Сотрудничества

Информационная

Социокультурная

Умеет ставить цель, прогнозировать результат, планировать работу, сотрудничать с другими людьми, рефлектировать.

применяет ЗУН в

практических ситуациях;

- использует ЗУН в новых

ситуациях(проекты, исследования)

использует различные источники, в том числе ресурсы Интерент

инсценирует, используя изученный материал, исследует события факты, явления с опорой на алгоритм

применяет особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и англоговорящих странах

Предварительно требует: ЗНАНИЯ,

ПОНИМАНИЯ



Анализ

Эта категория обозначает умение разбить

материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Учебно-познавательная

Ценностно-смысловая

коммуникативная

Самосовершенствования

Сотрудничества

Информационная

Социокультурная

- умеет вычленяет части целого(языковой материал, речевой материал, грамматические явления);

- выявляет взаимосвязи между ними;

- определяет принципы организации целого;

- видит ошибки и упущения в логике рассуждения при аудировании. чтении с выделением информации. поисковом чтении, говорении, письменной речи

- проводит различие между фактами и

следствиями по прослушанному, прочитанному;

- оценивает значимость прочитанной, прослушанной информации

Предварительно требует: ЗНАНИЯ,

ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ

Синтез

Эта категория обозначает умение

комбинировать элементы, чтобы получить

целое, обладающее новизной

действий;

- составляет схемы задачи

Учебно-познавательная

Ценностно-смысловая

коммуникативная

Самосовершенствования

Сотрудничества

Информационная

Социокультурная

пишет сочинение, выступление, доклад,

реферат;

- предлагает план проведения

эксперимента или других действий;

- составляет схемы задачи.

аргументирует при планировании деятельности пары, группы

проектирует деятельность свою, пары, группы

интегрирует ЗУН из других тем, разделов, предметов

.Предварительно требует: ЗНАНИЯ,

ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, АНАЛИЗА

Оценка и рефлексия

Эта категория обозначает умение оценивать

значение того или иного материала

Самооценка деятельности

Взаимооценка

Рефлексия

Учебно-познавательная

Ценностно-смысловая

коммуникативная

Самосовершенствования

Сотрудничества

Информационная

Социокультурная

оценивает логику построения

письменного и устного высказывания;

оценивает образовательный продукт(индивидуальный, парный, групповой)

- оценивает соответствие выводов

имеющимся данным;

- оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

умеет оценивать действия и поступки, у принимать решения.

умеет на основе рефлксии сделать выводы и прогнозировать будущую деятельность

Предварительно требует: ЗНАНИЯ,

ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ,

АНАЛИЗА, СИНТЕЗА

Перечень оценочных средств

п/п

Наименование

оценочного

средства


Сущность

назначение


образовательный продукт

Сотрудничества, информационная, коммуникативная, УП компетенции

1

Деловая и/или

ролевая игра


Совместная деятельность группы

обучающихся и преподавателя

с целью решения образовательных задач путем

игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать

и решать типичные задачи.


Разные пути решения проблемы, оформленные через:

  • Кластер;

  • Таблицу;

  • Схему;

  • Диалоги;

  • Монологи;

  • сочинение,эссе, письмо.


2

Кейс-задача

Проблемное задание, в котором

обучающемуся предлагают

осмыслить реальную ситуацию,

необходимую для решения проблемы

Самосовершенствования, ценностно-смысловая компетенция , УП, коммуникативная, информационная, сотрудничества

3

Круглый стол,

дискуссия,

диспут,

дебаты

Оценочные средства,

позволяющие включить

обучающихся в процесс

обсуждения спорного вопроса,

проблемы и оценить их умение

аргументировать собственное мнение

-монолог;

-описание;

- защита плаката;

-презентационное выступление;

-коллаж

-видеофильм


УП, коммуникативная,самосовершенствования, информационная, ценностно-смысловая компетенция

4

Разноуровневые

задания

Различаем задания:

а) репродуктивного уровня,

позволяющие оценивать и

диагностировать знание

фактического материала и умение правильно использовать языковой и речевой материал

узнавание объектов изучения в рамках определенной темы или раздела ;

б) реконструктивного

уровня, позволяющие оценивать и

диагностировать умения

синтезировать, анализировать,

обобщать фактический и

теоретический материал с

формулированием конкретных

выводов, установлением

причинно-следственных связей;

в) творческого уровня,

позволяющие оценивать и

диагностировать умения,

интегрировать знания различных областей, аргументировать

собственную точку зрения.

-грамматические задания;

-лексические задания;

-речевые задания;

-кроссворд;

-презентация;

опорные конспекты;

-сочинения;

5

Контрольная работа

Средство проверки умений

применять полученные знания для

решения языковых задач определенного

типа по теме или разделу

индивидуальные контрольные работы

групповые контрольные работы

общеклассные контрольные работы

6

Тест

Система стандартизированных

заданий для

измерения уровня знаний и умений обучающегося.

КИМ

грамматические, лексические, фонетические, речевые тестовые задания

Информационная, УП, коммуникативная,самосовершенствования, ценностно-смысловая, компетенция сотрудничества

7

Работа с электронными тренажерами

Средство для

контроля приобретенных

обучающимся навыков и умений по темам, разделам

индивидуальные и групповые зачетные работы

8

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс,

предназначенный для

самостоятельной работы

обучающегося и позволяющий

оценивать уровень усвоения

учебного материала.

Индивидуальные работы

Выставка тетрадей

Конкурс

9

Самостоятельные работы


контролируется самостоятельность в решении многих задач с применением теоретических знаний, осмысливанием сущности фактического материала и умением применить полученные знания на практике, с целью воспитания интереса к предмету включать элементы занимательности.

Индивидуальные работы

Конкурсы

Выставки

10

Тематический зачёт


Средство для

контроля приобретенных

обучающимся навыков и умений по темам, разделам

индивидуальные работы

парные работы

групповые работы

монологи

диалоги

полилоги


11

Словарный диктант

Средство для

контроля приобретенных

обучающимся навыков и умений

работа с тренажерами

индивидуально, в парах

зачетные работы

Самосовершенствование, ценностно-смысловая, информационная, УП, коммуникативная, социокультурная

12

Доклад,

сообщение

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий

собой публичное выступление по

представлению полученных результатов решения определенной

учебно-практической, учебно-

исследовательской или научной

темы

работы учащихся индивидуальные, групповые

13

Собеседование

Средство контроля, организованное

как специальная беседа

преподавателя с обучающимся на

темы, , рассчитанное на

выяснение объема знаний

обучающегося по определенному

разделу, теме, проблеме.

индивидуальные консультации по запросам учащихся

14

Творческое

задание

Частично регламентированное

задание, имеющее нестандартное

решение и позволяющее

диагностировать умения,

интегрировать знания различных

областей, аргументировать

собственную точку зрения.

индивидуальные задания, групповые

15

Проблемная лингвистическая задача

формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми

Проблемные лингвистические задачи чаще всего используются на этапе систематизации и углубления знаний, а также при обработке способов применения теоретических сведений в языковой и речевой практике

16

Лингвистическое и речевое моделирование

создание языковых единиц и конструкций определенного типа, а также схем, таблиц, лингвистических и речевых моделей (новых для учащегося) с опорой на ранее освоенные способы деятельности. Моделирование включает выявление необходимой структуры, проверку ее правильности, демонстрацию функционирования предлагаемой модели.

Обращение к лингвистическому и речевому моделированию наиболее эффективно при формировании способов деятельности с языковым материалом

работы учащихся


17

Портфолио

Языковой портфель

Целевая подборка работ

обучающегося, раскрывающая его

индивидуальные образовательные

достижения

работы учащегося

отзывы


Сотрудничество, самосовершенствование, УП, коммуникативная, ценностно-смысловая, социокультурная

18

Проект

Конечный продукт, получаемый в

результате планирования и

выполнения комплекса учебных и

исследовательских заданий. Позволяет оценить умения

обучающихся самостоятельно

конструировать свои знания в мпроцессе решения практических

задач и проблем, ориентироваться

в информационном пространстве

и уровень сформированности

аналитических,

исследовательских навыков,

навыков практического и

творческого мышления.

индивидуальные, групповые





ВЫВОДЫ:

Особенности компетентности как результата образования


В сравнении с другими результатами образования компетентность:

  • является интегрированным результатом,

  • проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях,

  • позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности),

  • существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания),

  • переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения),

  • проявляется осознанно (в отличие от навыка),

  • представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.












«.... не покорять,

не завоёвывать этот народец нужно,

а терпеливо постигать»

Анатолий Маркович  Маркуша







МОНИТОРИНГ

1 вид мониторинга предметных ЗУН на основе (входного, промежуточного, рубежного, итогового контроля)

2 вид на основе сформированных УУД

наименование УУД

уровни

низкий

средний

высокий

Личностные УУД

самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Формирование

«Я-концепции»




смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него




нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей




Регулятивные УУД

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно




планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Задания на составление различного рода плана(ключевые слова,утверждения, вопросы, алгоритмы) при чтении и аудировании, составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного и письменного монологического и диалогического высказывания




прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик. Вероятное прогнозирование при воспиятии текстов при аудировании и чтении, а также предвосхищение результатов своей деятельности. Действия прогнозирования формируются через задания «Посмотри заголовок рассказа и скажи о чем будет идти речь» «Прочитай и догадайся, что произошло с главным героем» и т.п.




действия контроля- сличение результатов своих речевых действий и деятельности в целом с заданным образцом-эталоном с целью выявления отклонений от образца, то есть умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками. Эти действия формируются с помощью различных контрольных заданий




коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта




оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения




саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию– выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;




Познавательные

Общеучебные универсальные действия:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели




поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств(аудирование, чтение, проектная деятельность)




структурирование знаний




осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме




выбор языковых средств в зависимости от конкретной ситуации общения




рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;




смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации




постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера




Знаково-символические

моделирование: когда объект освоения преобразовывается из чувственной формы в модель(пространственно-графическую или знаково-символическую) в которой выделяются существенные характеристики объекта усвоения(например структура речевого образца)




преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область




действия по использованию модели решают учебную задачу(речевую, познавательную) и задачи общения




действия по декодированию информации из принятой в УМК символике, несущей различную смысловую нагрузку и обеспечивающую лучшее понимание задания.




Логические

анализ;(языковые, речевые объекты), выделение существенных признаков, существенных условий




синтез(составение целого из частей)




сравнение, классификация объектов по выделенным признакам




подведение под понятие, выведение следствий;




построение логической цепи рассуждений;




доказательство




выдвижение гипотез и их обоснование




Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия




постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;




разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация




управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;




умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка












3 вид: Мониторинг сформированности общеучебных умений и навыков:

Уровни сформированности

УП интереса

познавательные

Целеполагание

регулятивные

Учебных действий

Действий

контроля

оценки

6 уровень

Обобщенный учеб­но-познавательный интерес.

Возникает независимо от вне­шних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентирован на общие спосо­бы решения системы задач.

Самостоятельная поста­новка новых учебных целей. Самостоя­тельно формулирует новые познаватель­ные цели без какой-либо стимуляции извне: цели выходят за пределы требований программы.


Обобщение учебных действий. Опи­рается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа.



Актуальный рефлексивный кон­троль. Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, выраженные несоответ­ствием схемы и новых условий задачи и самостоятельно вносит коррективы в схему, со­вершая действия безошибочно.


Актуально-адекватная про­гностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия.


5 уровень



Устойчивый учеб­но-познавательный интерес.

Возникает на общий способ ре­шения целой системы задач (но не выходит за пределы изучае­мого материала).




Переопределение практи­ческой задачи в познавательную.

Стол­кнувшись с новой практической задачей,
самостоятельно

формулирует
познавательную цель и строит действия
в соответствии с ней.



Самостоятельное построение учеб­ных действий. Решая новую задачу, самостоя­тельно строит новый способ действия или моди­фицирует известный ему способ, делает это постепенно и в конце концов без помощи извне, правильно решает задачу.




Потенциальный рефлексивный контроль. Решая новую задачу, успешно при­меняет к ней старую, неадекватную схему, однако, с помощью учителя, обнаруживает не­адекватность схемы новым условиям и пытает­ся внести в действие коррективы.


Потенциально-адекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия.


4 уровень

Ситуативный учебный интерес. Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не систе­мы задач).


Принятие познавательной задачи. Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения: четко выполняется требование познавательной задачи.

Адекватный перенос учебных дей­ствий. Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа, пытается самостоя­тельно перестроить известный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя.


Актуальный контроль на уров­не произвольного внимания. Непосредственно в процессе выполнения действий ученик ори­ентируется на усвоенную им обобщенную схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи.


Неадекватная прогностичес­кая оценка. Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или не- знакомости

3 уровень

Любопытство. По­ложительные реакции возника­ют на новый теоретический ма­териал (но не на способы решения задач


Переопределение познава­тельной задачи в практическую. При­нимает познавательную задачу, осознаёт её требование, но в процессе её решения подменяет познавательную задачу в прак­тическую.


Неадекватный перенос учебных дей­ствий. Ребенок самостоятельно применяет усво­енный способ действия к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения, чтобы приноровить его к условиям кон­кретной задачи.


Потенциальный контроль на. уровне произвольного внимания. При выпол­нении нового действия введенная его схема осознается, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесе­ние со схемой.



Адекватная ретроспективная оценка. Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать пра­вильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.


2 уровень

Реакция на новиз­ну. Положительные реакции воз­никают только на новый мате­риал, касающийся конкретных фактов (но не теории).


Принятие практической задачи. Принимает и выполняет только практические задачи, но не теоретические, в теоретических задачах не ориентируется.


Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Содержание действий и их операционный состав осознается, приступа­ет к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может.


.Контроль на уровне непроизволь­ного внимания. В отношении многократно по­вторенных действий может, хотя и не система­тически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запол­ненной схемы.


Неадекватная ретроспектив­ная оценка. Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает по­требность в получении внешней оценки своих действий, ориентирован на отметку учителя.




1 уровень

Отсутствие ин­тереса. Интерес практически не обнаруживается (исключение: по­ложительные реакции на яркий и забавный материал).


Отсутствие цели. Предъяв­ляемое требование осознаётся лишь час­тично. Включаясь в работу, быстро от­влекается или ведёт себя хаотично, не знает, что именно надо делать.

Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности. Не может вы­полнить учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внут­ренней связи друг с другом.



Отсутствие контроля. Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий.



Отсутствие оценки. Ученик не умеет, не пытается и не испытывает по­требности в оценке своих действий ни само­стоятельно, ни даже по просьбе учителя.