МЕТОДИКА ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Формирование исследовательской культуры учащихся, развитие творческих начал личности школьников, навыков проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности школы.
При организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Поэтому выделяются следующие принципы работы с учащимися:
сотрудничества – творческое объединение усилий педагогов начальной школы, учащихся и их родителей, в котором первые совершенствуются в организации проектно-исследовательской деятельности, вторые – получают навыки совместной творческой деятельности, крепнет взаимопонимание детей и родителей;
межпредметности – взаимопроникновение, взаимосвязь различных учебных дисциплин формирует правильное мировоззрение ребенка, показывает связь учебных предметов с окружающей жизнью;
научности – проектная или исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной литературы, дети на доступном им уровне знакомятся с научными методами работы.
Как известно, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Проектная деятельность предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Методика организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников предполагает последовательное «погружение» детей в проектирование или исследование, поэтапную работу в течение четырех лет обучения в начальной школе:
1-й класс: знакомство с техникой проведения исследования: проведение специальных игр и занятий, позволяющих активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающих осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований; проведение уроков-тренингов, на которых дети учатся собирать всю доступную информацию и обрабатывать её.
2-й класс: формирование умений по отдельным элементам проектно-исследовательской деятельности у школьников (таких, как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, времени и ресурсов, координирование деятельности и т.д.);
3-й класс: проведение одного проекта или исследования (как правило, во II полугодии);
4-й класс: проведение двух проектов или исследований (по одному в каждом полугодии).
В организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников можно выделить следующие направления работы:
учебная деятельность. Реализация метода проектов является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям детей этого возраста. Благоприятным фактором для организации проектной деятельности учащихся на этом этапе становится само содержание учебных предметов. Наивысшая степень активности учеников, большой объём отработанного материала также доказывает, что использование проектно-исследовательского метода не только возможно, но необходимо и эффективно в начальной школе. Урок предоставляет равные стартовые возможности включиться в проектно-исследовательскую деятельность всем учащимся. Создание проблемных ситуаций на уроке достигается учителем с помощью следующих дидактических средств: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссия, мозговой штурм. Учебные исследования выполняются учащимися также и в процессе выполнения домашнего задания: проведение наблюдения, постановка опыта, творческие работы, презентации. Творческие домашние задания часто перерастают в исследовательские и проектные работы.
внеклассная работа как логическое продолжение урочной деятельности, часто тесно связанная с изучаемым предметом. Внеурочная деятельность в виде работы над коллективными проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Проекты получаются очень разнообразные по видам (практико-ориентированные, информационные, творческие, исследовательские), организации исследования, формам защиты (презентации, фильмы, литературно-музыкальные композиции) и итоговым «продуктам деятельности» (альбомы, плакаты, рисунки, макеты, поделки, сказки, пособия, фотоальбомы). Среди них «Праздник чая», «Слово «мама» - особое слово», «Моя семья – моя радость», «Школьный двор», «Волшебная книга сказок», «Четыре года шла война», «Орден в моем доме» и др. Работа над проектами во многом способствует личностному росту учащихся, подготовке к дальнейшей самостоятельной исследовательской работе, а коллективный характер работы, тесный контакт между детьми позволяет сделать результаты исследования предметом гордости, что порождает атмосферу личностной значимости в коллективе, атмосферу «успеха». Положительно также то, что в разработке и защите проектов просматривается тесное сотрудничество учителя, учащихся и родителей.
дополнительное образование. Во многом способствует развитию познавательных потребностей детей, способностей мыслить нестандартно, творчески, вовлечению в проектно-исследовательскую деятельность работа факультативов.
Обучение младших школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектных работ, происходит через работу кружков. Цель данных занятий – формирование и развитие у младших школьников умений и навыков исследовательского поиска.
Одним из главных результатов должно быть создание атмосферы творческого научного поиска, формирование культуры исследовательской деятельности учащихся, развитие познавательных интересов, выходящих за пределы школьной программы. Кроме этого, важной составляющей проектно-исследовательской деятельности младших школьников является их социально-психологическая адаптация, саморазвитие и самореализация одаренных детей, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни в современных условиях.
Существует несколько относительно новых методов обучения, появление которых связано с появлением и использованием современных средств ИКТ.
Метод проектов. В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. Школьники, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера). Основой учебного процесса следует считать деятельность ученика, мобилизацию его интеллектуальных, волевых усилий, эмоциональных переживаний. Учитель должен направлять, корректировать эту деятельность. Важно, чтобы содержание учебного материала, формы, методы, средства обучения соответствовали реальным и потенциальным возможностям учеников, выступали фактором мотивации обучения. В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности обучаемых, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Метод учебных проектов является одним из методов творческого развития личности. Основными требованиями к использованию метода проектов в обучении школьников являются:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность ученика;
- определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
- структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов;
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
- анализ полученных данных;
- оформление конечных результатов;
- подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия. Выполнение проектного задания способствует:
- формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;
- выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;
- активизации познавательной деятельности учеников, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований;
- развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;
- воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения;
- осознанию учениками себя творцами собственных знаний.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Действительно, в процессе реализации метода проектов в обучении школьников могут проявляться такие дополнительные преимущества и особенности учебной деятельности как:
- работа учеников в группах с сетевыми партнерами;
- усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам;
- использование новейших средств ИКТ;
- развитие коммуникативной письменной речи у школьников.
Кроме того, использование подобных педагогических технологий способствует организации совместной работы нескольких учителей, объединению учебных и внеучебных форм работы, изменению содержания общего среднего образования, связанному с качественно новым доступом обучаемых к мировым информационным ресурсам, использованию средств ИКТ в качестве инструмента практически во всех школьных учебных дисциплинах.