Рассмотрено Руководитель МО _______/____________/ Протокол № ____ от «___»_______2016 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №26» НМР РТ _________/______________/ от «____» ________ 2016 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 26» НМР РТ ____________/Пушканова М.С. / Приказ № _______________ от «____» _________ 2016г. | «Рассмотрено» на методическом объединении | «Согласовано» Заместитель директора ______ ______________ (подпись) ФИО «___» ________________ 2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №26 _________ Пушканова М.С. (подпись) ФИО Приказ № ______ от «___» _________________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ для 8 А, Б, В классов
Хабибуллиной Алсу Анваровны,
учителя высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
г. Нижнекамск, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по информатике и ИКТ для 8 класса реализуется на основе:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609.
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.).
Учебного плана МБОУ «СОШ № 26 с углублённым изучением отдельных предметов» НМР РТ на 2016-2017 учебный год.
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «СОШ № 26 с углублённым изучением отдельных предметов» НМР РТ на 2016-2017 учебный год.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели изучения информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи изучения информатики и ИКТ
обеспечить реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов, освоение обучаемыми интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;
сформировать у учащихся понимание смысла изучаемых понятий, принципов и закономерностей;
развивать деятельность, основанную на создании информационных объектов, оперировании ими, оценивании числовых параметров информационных объектов и процессов, приведении примеров практического использования полученных знаний, осуществлении самостоятельного поиска учебной информации, применении средств информационных технологий для решения различных задач; информационные и коммуникационные способности учащихся, интерес к предмету и его изучению;
достигнуть базовой информационно-коммуникационной компетентности обучаемых;
ориентировать обучаемых на профессии, существенным образом связанные с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями.
Место предмета в учебном плане
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека.
Содержание данной программы согласовано с содержанием федеральной Базисной примерной учебной программой для образовательных учреждений Российской Федерации (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312, приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 32, стр. 19-26) и стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.04 г. № 1089).
Основной задачей программы является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.).
В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент) и со стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ, курс рассчитан на изучение в 8 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 35 учебных часов.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться с новыми массовыми ИКТ. Это достигается за счёт информационно – предметного практикума, проектной деятельности.
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса, задачника – практикума 1ч., 2 ч. для 8 класса.
Задачник – практикум 1ч, 2ч дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания для теоретического выполнения и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители» в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «»Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из них двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания для практических работ с ними присутствуют в разделах 9,10,12 настоящей программы.
Для каждого раздела указано общее число времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.
Количество часов: 35. В неделю: 1 час. Плановых контрольных уроков: 4; практических работ-16 . Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Тематическое распределение количества часов
Сроки (пример ные) | Тема | Количество часов | Кол-во практических работ | Кол-во контрольных работ |
1.09-10.09.2016 | Введение в предмет. | 1 | | |
12.09-15.10.2016 | Человек и информация. | 5 | | 1 |
17.10-17.12.2016 | Первое знакомство с компьютером. | 8 | | 1 |
19.12-25.02.2017 | Текстовая информация и компьютер. | 8 | | |
27.02-29.04.2017 | Графическая информация и компьютер. | 8 | | 1 |
1.05-31.05.2017 | Технология мультимедиа. | 5 | | 1 |
Итого | | 35 | 16 | 4 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел | Тема | Количество часов | Теория |
Введение в предмет (1ч). | Предмет информатики; Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. | 1 | 1 |
Человек и информация (5ч). | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. | 2 3 | 2 |
Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. |
Первое знакомство с компьютером (8ч). | Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. | 2 2 2 2 | 3 |
Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. |
Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. |
Операционные системы.Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объективно – ориентированный пользовательский интерфейс. |
Текстовая информация и компьютер (8ч). | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. | 2 2 2 2 | 3 |
Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. |
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. |
Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода). Технология мультимедиа. |
Графическая информация и компьютер (8ч). | Компьютерная графика: области применения, технические средства. | 2 2 2 2 | 5 |
Принципы кодирования изображения. Понятие о дискретизации изображения. |
Растровая и векторная графика. |
Графические редакторы и методы работы с ними. |
Технология мультимедиа(5ч). | Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука. | 2 3 | 3 |
Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. |
Итого | | 35 | |
Тематика и график проведения контрольных работ для учащихся 8-х классов
Входная контрольная работа. Стартовая контрольная работа. Контрольная работа №1 «Информация». | С 12 по 17 сентября 2016г. С 26 по 1 октября 2016г. С 17 по 22 октября 2016 г. |
Контрольная работа №2 «Компьютер». | С 12 по 17 декабря 2016 г. |
Контрольная работа №3 «Графические редакторы». | С 13 по 18 марта 2017 г. |
Контрольная работа №4 «Звуковая информация». | С 15 по 20 мая 2017 г. |
Тематика и график проведения практических работ для учащихся 8-х классов
Практическая работа №1 «Основные приемы редактирования». Практическая работа №2 «Знакомство с ОС». Практическая работа №3 «Работа с файловой системой ОС». Практическая работа №4 «Работа со справочной системой ОС». | 1.09 по 10.09.2016г. 19.09 по 24.09.2016г. 3.10 по 8.10.2016г. 24.10 по 29.10.2016г. |
Практическая работа №1 «Использование антивирусных программ». Практическая работа №2 «Основные приемы редактирования текста». Практическая работа №3 «Шрифты. Приемы форматирования текста». Практическая работа №4 «Работа с таблицами». | 7.11 по 12.11.2016г. 21.11 по 26.11.2016г. 5.12.по 10.12.2016г. 19.12 по 24.12.2016г. |
Практическая работа №1 «Вставка рисунков и формул». Практическая работа №2 «Включение в текст гиперссылок». Практическая работа №3 «Сканирование, распознавание текста». Практическая работа №4 «Машинный перевод». | 16.01 по 21.01.2017г. 23.01.по 28.01.2017г. 6.02 по 11.02.2017г. 20.02. по 25.02.2017г. |
Практическая работа №1 «Создание изображения в среде ГР». Практическая работа №2 «Копирование, отражение, повороты ». Практическая работа №3 « Презентация со звуком и анимацией». Практическая работа №4 « Работа с мультимедийным проектором». | 6.03. по 11.03.2017г. 3.04 по 8.04.2017г. 17.04 по 22.04.2017г. 8.05. по 13.05.2017г. |
Требования к подготовке учащихся по предмету к концу учебного года
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся в области информатики и ИКТ », который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых основных и современных информационных понятий, информационных систем и технологий, законов логики.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Человек и информация
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Первое знакомство с компьютером
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод –редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля,
меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Технология мультимедиа
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебники для обучающихся | Учебно-методические пособия для учителя |
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русакова С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. 2. Информатика и ИКТ: задачник-практикум в 2-х томах. /Под ред.И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. 3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/ ) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru ). | 1. Информатика и ИКТ: задачник-практикум в 2-х томах. /Под ред.И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. 2. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/ ) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru ). 3. Материалы авторской мастерской Семакина И. Г.(www.metodist.lbz.ru/ ). 4. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русакова С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. 5.DVD диски от фирмы «1С», видеоуроки по информатике и ИКТ для учащихся 9-11 классов. 6.DVD диски, видеоуроки по программированию (язык Паскаль) для учащихся 9-11 классов. |
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ
(информационно-коммуникационные технологии) на 2016/2017 учебный год.
Базовый курс (автор учебника И.Г. Семакин), профиль: общеобразовательный, класс:8 .
35часов:19 часов теоретических занятий, 16 часов практических занятий.
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение в предмет (1ч). | 1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. | 1 | 1.09-10.09. 2016 | |
2 | Человек и информация (5ч). | 2 | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Практическая работа №1 «Основные приемы редактирования». | 2 3 | 12.09-15.10. 2016 | |
3 | Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Практическая работа №2 «Знакомство с ОС». Практическая работа №3 «Работа с файловой системой ОС». Контрольная работа №1 «Информация». |
3 | Первое знакомство с компьютером (8ч). | 4 | Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Практическая работа №4 «Работа со справочной системой ОС». Двоичное представление данных в памяти компьютера. | 2 2 2 2 | 17.10 -17.12. 2016 | |
5 | Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Практическая работа №1 «Использование антивирусных программ». |
6 | Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Практическая работа №2 «Основные приемы редактирования текста». |
7 | Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объективно – ориентированный пользовательский интерфейс. Контрольная работа №2 «Компьютер». |
4 | Текстовая информация и компьютер (8ч). | 8 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Практическая работа №3 «Шрифты. Приемы форматирования текста». Практическая работа №4 «Работа с таблицами». | 2 2 2 2 | 19.12-25.02. 2017 | |
9 | Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Практическая работа №1 «Вставка рисунков и формул». |
10 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Практическая работа №2 «Включение в текст гиперссылок». |
11 | Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода). Практическая работа №3 «Сканирование, распознавание текста». Практическая работа №4 «Машинный перевод». Технология мультимедиа. |
5 | Графическая информация и компьютер (8ч). | 12 | Компьютерная графика: области применения, технические средства. Практическая работа №1 «Создание изображения в среде ГР». Контрольная работа №3 «Графические редакторы». | 2 2 2 2 | 27.02-29.04. 2017 | |
13 | Принципы кодирования изображения. Понятие о дискретизации изображения. |
14 | Растровая и векторная графика. Практическая работа №2 «Копирование, отражение, повороты ». |
15 | Графические редакторы и методы работы с ними. Практическая работа №3 « Презентация со звуком и анимацией». |
6 | Технология мультимедиа (5ч). | 16 | Что такое мультимедиа; области применения. Практическая работа №4 « Работа с мультимедийным проектором». Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука. Контрольная работа №4 «Звуковая информация». | 2 3 | 1.05-31.05. 2017 | |
17 | Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. |
| Итого | | | 35 | | |