«У кого есть здоровье, есть и надежда,
а у кого есть надежда – есть все»
Арабская пословица.
Детский сад – это маленький мир, где я чувствую себя свободно, легко. Мне нравиться то, чем я занимаюсь. Я стараюсь повышать свое профессиональное мастерство, занимаюсь самообразованием, стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору показателей физического развития детей, а чтобы они полюбили спорт и движения на всю жизнь так же, как и я. Сохранение, укрепление здоровья детей – вот важнейшая цель моей профессии. Ведь дети – наше будущее, а здоровый ребёнок – это самая главная ценность общества, потому как здоровье – это главная ценность человека, а спорт – хороший учитель. Он учит честно побеждать, учит достойно проигрывать, спорт учит жить.
Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Практика показывает, что наиболее уязвимым местом в области физического воспитания дошкольников является развитие самостоятельности. Дети должны освоить и правильно выполнять разучиваемые в каждой возрастной группе движения. Педагогу необходимо формировать у детей способность самостоятельно оценивать качество выполнения движений своих собственных и товарищей. На таких занятиях надо не только проявить интерес и в свободной деятельности использовать полученный двигательный опыт, но и творчески развить его, внести своё.
Применение схем-карточек в целях совершенствования физического развития детей
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность новых требований, обязательных при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Педагог ищет ответ на вопрос «Как учить в этих новых условиях»? Одной из новых форм в моей деятельности является работа с карточками.
Цель:
- Обучать детей умению работать со схемой, «считывать» задание – рисунок, пользоваться карточками, ориентироваться по ним.
Задачи:
- Формировать у детей способность самостоятельно организовать и выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.
- Развивать инициативу у каждого ребёнка, желание как можно лучше выполнить задание.
-Мотивировать детей на двигательную активность, через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности.
Эффективность формирования двигательных навыков дошкольников во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Метод моделирования играет важное значение в развитии ребенка. А что такое моделирование? Это метод исследования объектов на их моделях- аналогах, построение и изучение моделей реально существующих предметов.
Мною были составлены следующие элементы моделирования:
1.Карточки спортивного инвентаря;
2.Карточки – схема исходного положения;
3. Карточка - картинка;
4. Карточка – схема перестроений;
5.Карточка – схема основного вида движений;
6. Карточка – схема эстафета;
7. Карточка – схема подвижной игры.
Хочу рассказать о применении карточек-схем. Эти карточки я использую со старшей и подготовительной к школе групп.
1.Вначале я знакомлю детей с карточкой спортивного инвентаря, затем исходным положением, с движениями, которые там показаны, далее показываю упражнение сама. Уже на следующем занятии ребенок получает карточку – схему и показывает по ней упражнение.
2.При помощи карточек – схем исходного положения дети могут провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно. Эти карточки в определённом типе последовательности располагаются по всему спортивному залу и на протяжении всей недели находятся на видном месте. Таким образом, каждый ребёнок умеет самостоятельно воспроизводить весь комплекс, состоящий из 6 – 8 упражнений
Такие качества, как самостоятельность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, оценивать свои физические качества развиваются при проведении физкультурных занятий по принципу круговой тренировки.
3. Карточка – картинка, на которых изображены животные, которые символизируют основные виды движений. Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе, мышка - ходьба на носках по гимнастической скамейке. Дети на занятии получают карточку и по команде инструктора идут выполнять задание. Эти движения можно не просто выполнять на полу в зале, а например из обруча в обруч (упр. «Лягушка»).
4.Показывая карточку–схему перестроений, где направляющий обозначается треугольником, а остальные дети кружками, даю задание построится за направляющим в колонну, в шеренгу, в круг, в квадрат.
5. Карточка – схемы основных видов движений
К переходу к основным видам движений, группа делится на 3 колонны. Инструктор раздает каждой колонне карточку – схему основных видов движений. Смотря на карточку, каждая колонна идет на свой этап выполнения движений. На карточке – схеме основных видов движений схематично изображены спортивные снаряды, вид упражнения, а количество повторений записывается кружками и цифрой.
Например: работа с мячом; лазание по гимнастической лестнице; приседания; прыжки в длину.
В этом задании оценивается скорость, правильность выполнения, а так же насколько дружно дети справились с командным заданием.
6. Карточка – схема эстафета применяется не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях - соревнованиях.
7. Карточка – схема подвижной игры
В конце занятия проводятся подвижные игры. Дети, соединяя карточки, составляют вариант игры-эстафеты, самостоятельно готовят эстафету, т. е. расставляют пособия. При проведении подвижных игр используется карточка -схема подвижные игры, где изображена игра и ее правила.
Работая в тесном контакте с педагогами, инструктор по физической культуре и воспитатель в ходе занятий (индивидуальной работы) с ребенком определяют, какой вид основных движений или физическое качество требует корректировки.
Определившись с основным видом движений или физическим качеством, педагоги подбирают соответствующую карточку (несколько карточек) со схематическим изображением игровых упражнений.
Родители и педагоги — коллеги, которые вместе создают благоприятные условия для сохранения здоровья ребенка и его полноценного развития в детском саду и дома.
Инструктор по физической культуре и воспитатель беседуют с родителями и предлагают карточку-схему (несколько карточек-схем) для выполнения упражнений дома совместно с ребенком, уточняя при этом, на какой срок предлагается задание, какой инвентарь необходимо использовать
Родитель сам читает текст задания, методические рекомендации к нему, рассматривает рисунок, пробует выполнить задание, а затем обсуждает условия выполнения предложенного упражнения совместно с ребенком.
При этом родитель оказывает помощь ребенку при выполнении упражнения, обеспечивает его страховку, осуществляет контроль его утомляемости.
Критерием выполнения задания служит не только качественное выполнение ребенком того или иного движения, но и общая его удовлетворенность совместной с родителями и другими членами семьи деятельностью.
Таким образом, в ходе домашнего задания при работе с карточками-схемами осуществляется взаимообратная преемственная связь в системе инструктор по физическому воспитанию—воспитатель—родители—дети—инструктор по физическому воспитанию.
В результате использования карточек схем:
- на занятии появляется резерв времени, а значит, возможность выполнять больший объем упражнений;
- развиваются зрительное восприятие у детей дошкольного возраста, внимание, память, мышление;
- развивается быстрота реакции на сигнал, координация движений, быстрота усвоения нового, формируется осознанность выполнения движения и использование двигательного опыта.
Ссылка на используемую литературу:
1. Александрова Е. Ю.
Дошкольник. Оздоровительная работа в ДОУ. М., 2007.
2. Белая К. Ю. «Физическое воспитание и познавательное
развитие дошкольника». — М.: Школьная пресса, 2007.
3. Беляева И. В. Методическая поддержка педагогов в
организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ//Справочник старшего
воспитателя. - 2011.- № 1.
4. Береснева З. И.
Здоровый малыш. Программа оздоровления в ДОУ. Москва, 2003.
5. Гусева Т. А. Использование
дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками //Дошкольная педагогика. —
2011.- № 2.
6. Голицына Н. С Нетрадиционные занятия физкультурой в
дошкольном образовательном учреждении// — М.: «Скрипторий 2003», 2004.