Музейная педагогика и её технологии
Музейная педагогика - это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.
Музейная педагогика выполняет следующие функции:
культурно просвещает;
обучает знаниям;
воспитывает личность;
всесторонне развивает;
организует события и объединяет людей;
разрабатывает эффективные методологии;
диагностирует состояние общества и культуры.
Цель музейной педагогики — построить грамотный диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям развивать исследовательские, познавательные и созидательные стремления.
Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:
формировать представление о музее, его функциях и возможностях;
развивать художественные навыки и творческие способности у детей;
создавать условия для развития визуальной культуры;
увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
расширять кругозор и знания о мире;
формировать интерес к познанию окружающего мира;
развивать исследовательские умения и навыки;
прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.
Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как :
погружение в прошлое,
манипулирование с музейными предметами,
вопросно-ответный метод,
сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
обыгрывание ситуаций,
мини-спектакли,
смена интерьеров,
экскурсия по выставке,
демонстрация экспонатов,
эвристическая беседа и так далее.
Приёмы:
«удивление». С первых минут вводится какое-либо сообщение, факт, который удивляет и заинтересовывает ребёнка, заставляя его таким образом продолжить активную работу в ходе занятия;
постановка цели в форме игровой задачи;
формулировка эпиграфа занятия. Эпиграф занятия задевает эмоциональную сферу (создание определённой атмосферы при помощи музыки, стихотворений, определённого рода информации) и способствует более успешному решению поставленных целей;
постановка проблемной ситуации, для решения которой необходимо приложить определённые учебные усилия.
Опыт музейной педагогики:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике
«Мы входим в мир прекрасного»
на основании программы
«Здравствуй музей»
воспитателя МДОУ «ЦРР –д/с «Росинка»
Михеева Мария Евгеньевна
Работу по приобщению детей к музейной педагогике я начала со старшего возраста.
Это различные классические и нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях создаётся образовательная ситуация, приобретение необходимого опыта, связанного с рассматриванием произведений и обсуждением средств выразительности; предусмотрена работа в тетрадях, альбомах, использование нетрадиционных техник изобразительного искусства. Также используются интегрированные занятия. занятие с использованием элементов фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз и т.п.
Часто применяются занятия с использованием ИКТ – технологий. Это – использование мультимедийных презентаций «Виртуальные музейные путешествия», организация онлайн – занятий. В ноябре для детей было проведено подобное занятие по теме «Хохломская роспись» .
Организация подвижных, сюжетно- ролевых игр, народных праздников.
Кроме занятий организуются образовательные прогулки по городу, которые знакомят детей с музейным подлинником, скульптурами , архитектурными сооружениями и памятниками. Экскурсии в музеи, направленные на максимально эффективное использование первого знакомства ребёнка с музеем, включая показ специально подобранных музейных предметов;
Условием эффективного художественно-эстетического развития детей средствами музейной педагогики является взаимодействие с родителями. С этой целью были проведены следующие мероприятия:
Выступления на родительских собрания
Анкетирование родителей
Информация в папках-передвижках: «Что такое искусство», «Идём в музей!» и другие
Совместные поездки родителей и детей на экскурсии.
По итогам каждого блока программы реализуется проектная деятельность совместно с родителями.
Реализация программы предполагает создание обогащенной предметно-развивающей среды. Поэтому в группе создан Центр творчества, который насыщен различными репродукциями, книгами об искусстве, предметами народных промыслов, фотографиями. Постоянно обновляется выставка (галереи) в Центре искусства.
Также в группе создан мини – музей, который постепенно пополняется экспонатами, принесёнными детьми и родителями.
Источники: https://zaochnik.ru/blog/muzejnaja-pedagogika-tseli-zadachi-formy-obrazovanija/
https://www.maam.ru/detskijsad/muzeinaja-pedagogika-v-detskom-sadu-693112.html
https://musobr.wordpress.com/gjr/
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/06/opyt-raboty-po-muzeynoy-pedagogike