Музейная педагогика в образовательном пространстве Дворца творчества.
Сегодня многие исторические и национальные ценности воспринимаются неоднозначно. Важно по-новому, с позиции реалий современной жизни осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним, его постижении, сохранении и преумножении. Это непростая задача реализуется в рамках педагогического направления – музейной педагогики.
Музейно-педагогическая технология вооружает педагогов новыми методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира.
Музейная педагогика в наши дни – это наиболее активно развивающаяся технология, которая становится все более привычной в практике современного учебного процесса.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.
Работа музея организуется в следующих направлениях: экскурсии в городские музеи и Дворца, посещение выставок, встреча с ветеранами в музее «Землянка» и во Дворце на различных мероприятиях, музейные занятия по различным темам, встречи с интересными людьми, и др….
Музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности Дворца, поскольку музейные занятия создают новые возможности для воспитания в рамках гражданско-патриотического воспитания.
С целью воспитания у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, к культуре и истории были подготовлены следующие материалы:
Это было, было …. (Книга памяти) собирается газетный материал.
Они освобождали Ефремов:
Все для фронта, все для победы (О тружениках тыла и земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны)
Девушки воины
Это материалы для бесед.
Эту память у нас никому не отнять ( о ветеранах боевых действий)
Государственные символы России
Истории Тульского края в печати
Какой была Тула 120 лет назад
Встреча времен на Куликовом поле
Утюжных дел мастера
Результатом использования музейной педагогики является формирование музейной культуры человека, которая в музейной педагогике определяется степенью подготовленности к восприятию музейной информации.
Особое значение отводится материалам по ознакомлению с государственными символами, которые являются частью культуры и истории нашей страны, а также экспонатам, посвященным воинской славе нашего народа. Защитникам Отечества: солдатская гимнастерка, фуражка, фляжка, пилотка.
Воспитание подрастающего поколения в духе народных традиций благотворно влияет на гражданское сознание ребенка, поэтому оформляются и проводятся выставки, беседы о жизни и быте русского народа, обрядах и обычаях, старинных ремеслах.
В ходе занятий, проводимых в музее, учащиеся начинают изучать и осознавать историю собственной семьи, села, города, Родины. Это важно для осмысления жизни и роли своей семьи в истории развития страны. В этой связи происходит осмысление собственной роли, места в жизни общества, жизни семьи. В результате появляются работы "Родословная моей семьи.
Музейная педагогика использует технологии взаимодействия человека с культурой прошлого, которая отражена в музейных ценностях, а также старинных предметах народного быта. Учащиеся знакомятся с предметами старины: рушниками ручной работы, домоткаными скатертями и салфетками, платками, шалями, старинными кружевами предметами быта и старины: прялка, керосиновая лампа, ухваты, чугунки и др.
Музей уникален, неповторим, имеет большую воспитательную ценность, а также широкое использование материалов музея в образовательном процессе. Так в изучении определенных тем занятий педагоги. использует подборки материалов о пионерах – героях, глиняную крынку, расписные доски, использует куклы в одеждах Ефремовского уезда 19 века., которые дают возможность много рассказать о нашем народе. о его внешнем виде, о характере, о таких чертах как скромность, доброта. хозяйственность и многое другое.
В различных массовых мероприятиях использует прялку, рушники, деревянные ложки, расписные платки и многое другое. Интересно использовались материалы из Краеведческого музея для выставки в мероприятии «Давно закончилась война». Ребята увидели настоящие: каску, котелки, фляжки использованные гранаты и гильзы.
Сегодня не модно говорить о любви к своей Родине. Гораздо привычнее её ругать, говорить о её падении. Но представим себе государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, своей Отчизне. У такого государства нет будущего. Мы обращаем внимание не на абстрактное для учащегося понятие «страна», «Родина», «Россия», а на конкретное место, которое является его малой родиной. Если учащийся знает свой родной край, его историю, у него возникает чувство родственного. бережного к нему отношения.
Я живу в городе Ефремов, это очень старинный город. В нем много церквей и старых домов. А недавно мы с Марией Владимировной ездили на экскурсию по нашему городу, по достопримечательностям. Я узнала много нового о своем городе, о его истории. Больше всего мне запомнилось посещение музея и история возникновения города. Мне бы очень хотелось посетить наш музей и узнать больше о городе.
Полякова Виктория.
Когда мы ездили на экскурсию по городу, мне больше всего понравился танк, который стоит на кургане и история о том, как этот курган появился в нашем городе. Мне очень понравилось ездить по городу и слушать историю про него.
Москалев Вадим.
люблю свой город. А после экскурсии, мне стало еще интересней ходить по его улицам. Теперь я много узнал о его истории. Стал читать таблички на домах, чтоб знать и потом рассказать маме, что было в этом доме много лет назад.
Исайкин Леонид.
Музей содействует воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию познавательных интересов, общественной активности, поддержке творческих способностей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых лет.