Музыкальные следы прошлого. Истоки.
Преподаватель
ДШИ г.Зеленоградска
Горностаева Н.И.
Город с особой историей
- Каждый город, как и человек, имеет свою биографию. Наш любимый Калининград – это удивительный город с непростой судьбой. Бывший немецкий Кёнигсберг сегодня является российским городом. Он словно объединил две культуры. Многовековая история города интересна и многолика. Здесь переплелись трагические и славные события и реалии, когда вершились судьбы целых народов и территорий, — все сложилось здесь в красочный калейдоскоп интернационального города.
- Город был основан как замок немецкими рыцарями Тевтонского ордена на месте прусского городища Туангсте (Твангсте) в январе 1255 года. Первоначально замок был деревянным, но в 1257 году началось строительство каменного, вернее кирпичного замка
- Замок был назван рыцарями Кёнигсбергом - т.е. "Королевской горой" - в честь своего союзника, чешского короля Оттокара Пржемысла второго. Кенигсберг имел богатые культурные, в том числе и музыкальные традиции.
- Создавая свое государство,Тевтонский орден понимал, что его поданные должны быть привычны к определенным формам гражданской жизни. Такими поданными не могли быть пруссы, которых тевтоны рассматривали как низших существ, еще пребывавших в язычестве. Желаемые формы совместной жизни и хозяйствования рыцари видели в немецких землях.
- Там Тевтонский орден начал вести «агитацию», направляя своих людей, рассказывающих о богатствах приобретенной Орденом земли. Именно оттуда, из немецких городов и деревень, прибывали первые переселенцы. Они привезли с собой домашний скарб, необходимые орудия труда и, конечно, свои традиции, привычки, обряды, свою культуру, А в культуре всякого народа музыка занимает особое место.
- Немецкая музыкальная культура возникла в глубоком средневековье Она состояла из двух направлений: народной музыки, музыкального фольклора и церковной музыки. Бродячие певцы - ваганты и шпильманы старались соединить народные мелодии с грегорианским хоралом, который господствовал в церковной музыке. В рыцарских замках звучали песни трубадуров или, как их называли в Германии, миннезигеров. Они прославляли доблесть и щедрость рыцарей, их победы в турнирах и битвах, красоту дам и их верность.
- Тевтонские рыцари построили укрепление на горе Твангсте и в нем маленькую деревянную церковь, посвященную св. Николаю. В ее невысокой башенке установили колокол, звон которого был для пруссов неизвестной ранее музыкой, вестником новых времен.
Но рыцари Тевтонского ордена, которые создали свое государство на прусских землях, были монахами, поэтому твердо помнили, что тщеславие это грех, а значит не должно быть песен, восхваляющих их. Не должно быть песен и о красоте дам, ведь рыцари-монахи давали обет безбрачия. Иначе говоря, в Орденском государстве принималась не всякая музыка.
- В 1264 году на горе, вблизи замка, возвели уже каменную Альтштадтскую церковь, которую посвятили Святому Николаю. Поскольку в католической церкви во время службы должен звучать орган, то доставили портатив (в средние века, кроме больших органов, были маленькие портативы и perалии. Портатив от латинского слова «порто», что означает «я ношу»).
- В церкви кроме органа пришедшие на молитву слушали одноголосое пение, грегорианский хорал. Свое название этот вид церковного пения получил по имени паны Григория I, который в 604 году строго узаконил, канонизировал церковное пение. Тексты песнопений были библейскими. В XIII веке, когда грегорианские хоралы звучали в Кенигсберге, их называли еще кантус планус, т. е. ровное пение. Такое название было связано с тем, что преобладали звуки равной длительности.
Орган-портатив.
- Когда в 1333 году приступили к строительству Кафедрального собора на острове Кнайпхоф и стены храма только начали подниматься к небу, только еще возводилось заалтарное пространство, богослужения для строителей собора уже велись, для них два монаха приносили, держа за ручки, небольшой opган-портатив.
Первый Кафедральный собор посвятили Деве Марии, Святому Адальберту, Святой Елизавете и всем Святым. Это произошло между 1297-м и 1302 годом. При соборе открыли школу, в которой мальчиков готовили для церковной службы. Их обучали грегорианскому хоралу, а также пению двухголосного органума (этот вид двухголосия зародился еще в XI веке во французских монастырях).
- С XIV столетии в Пруссии стали возникать школы при монастырях, в которых учились не только мальчики, но и девочки, готовившиеся к монашеской жизни. Среди предметов, которые они изучали, было церковное пение, становившееся все более сложным - двух и трехголосным. Каждая школа имела свой хор, певший в церкви при богослужениях, при исполнении различных обрядов - венчания, крещения, отпевания. Кроме школьных, других хоров не было, поэтому церкви всегда приглашали школяров.
- Поскольку некоторые обряды требовали хорового пения, великий магистр Тевтонского ордена Лютер фон Брауншвейг издал указ, в соответствии с которым по церковным праздникам 24 ученика альтштадтской приходской школы должны были приходить в собор, «дабы надлежащим образом хоровым пением обслуживать богослужения». Это предписание также относится к 1333 году, так что можно представить себе как стройплощадка Кафедрального собора превращалась в место проведения церковной службы, и над Кнайпхофом плыли звуки органа-портатива и взмывали в небо чистые голоса мальчиков.
Первое реалистическое изображение Кёнигсберга .
В 1380 году строительство Кафедрального собора завершилось. Некоторое время богослужения продолжались под звуки портатива, но строился и инструмент специально для этого собора.
- В городах и слободках Кенигсберга постепенно строились церкви. В некоторых из них помимо opгана устанавливали башни-звонницы. Иногда колокольни присоединялись к уже действующей церкви. Они звонили только в дни церковных праздников, звучание было довольно однообразным, но все же голос колоколов становился частью городской жизни.
Юдиттен – кирха.
Самая древняя постройка
из сохранившихся в
Калининграде.
Памятник архитектуры
раннегерманской готики
XIII—XIV веков.
Первые колокола в Кенигсберге отлили в 1325 году для Штайндамской кирхи, которую считали наследницей первой церкви, находившейся в крепости. В 1402 году получила колокола Юдиттен-кирхе (в настоящее время Свято-Никольский храм).
- В праздничные дни и по воскресеньям в кенигсбергских кирхах исполнялась Высокая месса, поэтому с утра все винные погреба города запирались, дабы горожане не устроили пирушку и не пропустили мессу. Мессы были одноголосыми, пение чередовалось с органной музыкой. Прихожане почтительно слушали ее, в общем-то, не понимая слов, поскольку тексты были на латыни, но простая мелодия трогала сердце.
Святая Екатерина Александрийская
- Следует заметить, что музыка всегда была неотъемлемой частью праздничных церемоний. Это имело отношение, прежде всего, к церковным праздникам и являлось частью духовной культуры. Однако праздничная музыка светского характера представляла собой самостоятельный пласт музыкальной культуры Кенигсберга. С 1323 года любовью горожан пользовалось Представление в честь святой Екатерины. Музыка к мистерии - 29 хоралов, написанных по грегорианскому канону - исполнялась ежегодно на протяжении нескольких десятилетий.
- В Кенигсбергском замке первые музыканты появились в 1390 году. А в 1413-м был образован цех, куда входили люди, играющие на каких-либо музыкальных инструментах. Около 1650 года бывшие замковые музыканты стали городскими. Они играли на частных торжествах, а в ночь под Рождество ходили по улицам Кёнигсберга и трубили хоралы. (Так, хорал "С высоты небес" исполнялся в Сочельник на протяжении трехсот лет. При любой погоде. Даже когда стоял такой крепкий мороз, что у музыкантов губы прикипали к тромбонам и дудкам.)
С XV века в городских школах к религиозным праздникам ставились спектакли на библейские сюжеты. Важную роль в этих представлениях играла музыка. Инсценированное исполнение известных зрителям псалмов призвано было разъяснять происходящее и добавляло новые краски в действо.
12 марта в школах отмечался праздник памяти папы Григория Великого, считавшегося покровителем школ. Этот день был началом учебного года. В торжественной обстановке, с громкими песнопениями в школу принимались новые ученики. Праздник выходил за школьные стены: процессия учеников, наряженных в костюмы ремесленников и солдат, а также в одежды священников, проходила по городу.
В этот день во всех трех городах - Альтштадте, Лёбенихте и Кнайпхофе - школьники привлекали к себе внимание пением и музыкой.
Толпы людей следовали за шествием, которое завершалось на городской площади исполнением псалмов.
Папа Григорий I
- В орденские времена во время праздников и различных городских мероприятий в садах вдоль Замкового пруда давались представления шпильманов, то есть музыкантов, которые одновременно были жонглерами, танцорами, декламаторами. Для увеселения многочисленных посетителей предлагались разнообразные зрелища, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах и пением. Эти представления включали в себя театрализованные истории и легенды, танец и пантомиму, акробатические трюки, искусство канатоходцев, выступления дрессированных животных. Но на первом месте была музыка.
Шпильманы следовали правилам и наставлениям, которые не только передавались устно из поколения в поколение, но были даже записаны в документе: «Умей сочинять и рифмовать, бить в барабан и играть на органиструме, сумей подбросить яблоки и поймать их на два ножа, умей играть на цитоле и на мандоле, а также прыгать через четыре обруча. А еще умей играть на арфе и настраивать жигу, также умей с блеском владеть голосом; весело играй на псалтерионе».
Пришедшим в праздничный день горожанам, по правилам, надлежало слушать музыку внимательно, не прерывая певцов и музыкантов громкими криками и свистом.
Цитол изготовлен из самшита, изящно украшен средневековой резьбой. Он был переделан в скрипку в 16 веке.
Ангел-цитолер (игрок на цитоле) в английском
Псалтире Роберта Де Лиля, ок. 1310 года.
Цитол - загадочный старинный щипковый, струнный инструмент. Датируется началом 14-го века. Использовался в Европе в 13 - 14 веках.
Кроме этого в Кенигсберге проходили и другие праздники. К таковым можно отнести праздник пива, который проводился во дворе замка в день Вознесения. В нем также принимали участие шпильманы, во время гуляний исполнялись народные песни. Этот праздник не потерял свое значение и позже, когда Орденское государство прекратило свое существование, и Пруссией правили герцоги. Например, сохранились свидетельства, что 5 мая 1597 года в герцогский замок были приглашены веселить публику шпильманы, скрипачи и арфисты. В последний раз праздник «Вкусного пива» состоялся в замке в 1619 году при курфюрсте Георге Вильгельме, и музыку исполнял придворный оркестр. В давние времена зародился также и Праздник ярмарочного быка. Завершался он танцами под музыку городских музыкантов .
Особо следует отметить карнавальную традицию в народной музыкальной культуре. Карнавалы проходили в Кенигсберге перед пасхальным постом. Есть сведения, что регулярно проводить их начали с 1440 года. Они проходили во всех трех городах, и каждый имел свою тему, специально подобранное музыкальное сопровождение.
На карнавалах звучала музыка, которую исполняли и шпильманы, и городские музыканты - члены гильдии. Народные песенки сопровождались «иллюстрациями», то есть сценками, которые разыгрывали актеры-мимы, стремившиеся передать содержание того, о чем пелось. (Вспомним, что подобный принцип использовался при инсценированном исполнении псалмов в спектаклях на библейские сюжеты). Часто это были пародии на сюжеты популярных песен. Пародийные и комические сценки во время карнавала пользовались большим успехом, а звучавшая в них музыка, песни из этих спектаклей нередко оставались потом в повседневном музыкальном обиходе.
Эти обычаи пережили многие изменения в жизни Пруссии. Орденское государство преобразовалось в светское, герцогство стало королевством, а ярмарки, праздник ярмарочного быка, старые песни и традиционные танцы, народные карнавалы продолжали жить вплоть до XVIII века.
Музыкальная культура Кенигсберга характеризуется появлением союзов музыкантов - Музыкальных гильдий.
Об этом – в следующей презентации.