Тема: Н.С. Лесков. «Левша»
Задачи: помочь учащимся проанализировать идею и художественные особенности произведения; учить анализу литературного произведения; развивать навыки аналитического чтения
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1 | Организационный | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя | Коммуникативный |
2 | Мотивация учащихся к учебной деятельности | Зачитывает два эпиграфа (слайд 1) Проводит беседу по эпиграфам. - Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Какое значение вкладывается Лесков в значение «русский народ»? Почему «левша» здесь написано с маленькой буквы? Почему Лесков использует «овечкина» и «человечкина»? Всё случится 19 февраля 1861 года. Манифест об освобождении крестьян от крепостного права. Государь – батюшка перед подписанием этого великого закона сказал: “ Хочу остаться наедине со своею совестью”. А далее: “Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного”, - написал он, заканчивая манифест. - Подписанный Александром II манифест был объявлен в обеих столицах в Прощеное воскресенье, 5 марта, а в других городах — в ближайшую неделю нарочно для этой цели посланными от государя доверенными лицами. Написан сказ в 1881 году, спустя 20 лет после отмены крепостного права. Показывает ролик об отмене крепостного права (8 минут) | | |
3 | Актуализация знаний | - Что такое сказ? Запись в тетрадь Сказ — это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика. Просит учащихся разделить лист на два столбика Сказка — Сказ Род литературы: эпос — эпос Особенности: устный рассказ о невероятной, поучительной истории — опирается на народные предания и легенды Событие: вымышленное — реальное Герои: вымышленные существа — исторические, реальные и вымышленные Место действия: вымышленное — реальное (Англия, Россия, Тула) Повествование: не от лица рассказчика — от лица рассказчика | Записывают определение и таблицу в тетрадь | |
4 | Работа с текстом | Выразительно читает первую главу и задает вопросы: - Кем мог быть рассказчик? - Когда и где происходит действие? - Выделите и прочитайте цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (запись в тетрадь) | Отвечают на вопросы, ищут в тексте необходимые цитаты | |
5 | Творческая работа | Предлагает составить синквейн по описанным героям и Левше по плану: 1. одно существительное, характеризующее героя; 2. два прилагательных, выражающих основную мысль; 3. три глагола, описывающие действия в рамках персонажа; 4. фраза, несущая определенный смысл; 5. заключение в форме существительного (ассоциация) Выслушивает синквейны каждого ряда | Составляют синквейн (каждый ряд свой) | |
6 | Изучение нового | Делит учащихся на три группы: «Литературоведы», «Историки» и «Исследователи», где первые будут работать над особенностями речи сказа и жанром; вторые — над биографией Александра 1 и Николая Павловича, третьи — над биографией Лескова (вопросы лежат на столах) | Разделяются на группы, работают в том направлении, которое задано группой | |
7 | Подведение итогов | - Итак, мы можем выделить четыре основных идейных мотива сказа "Левша" (ученики записывают в тетрадь): 1) Поразительные способности русского народа. 2) Истинный патриотизм Левши, народа. 3) Невежество, ограничившее его возможности. 4) Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей. | Записывают в тетрадь | |
8 | Домашнее задание | 1) составить синквейн по Николаю Павловичу; 2) дочитывать «Левшу» | Записывают домашнее задание | |