Внеурочное занятие
Тема: «На казачьем кругу»
Класс: 2
Направление: Общекультурное
Программа: Доноведение
Цель: Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.
Задачи:
1. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала.
письменные и материальные источники, умение работать в команде.
3. Изучить, расширить знания, учащихся об истории, быте, традициях казаков.
Формируемые универсальные учебные действия.
Личностные УУД
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство – умение воспринимать красоту природы,
бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и
окружающих людей;
Метапредметные УУД
Регулятивные:
– самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
Познавательные:
– извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не
сплошной текст – иллюстрация);
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты
–высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному материалу.
Виды деятельности:
Ход работы
Учитель.
-Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Александровна.
-Сегодня занятия проведу у вас я.
-Сейчас ваши одноклассники прочитают стихотворения, вы все внимательно послушаете, а потом скажете, о чем они.
Ученик.
1.Конь и шашка, плеть, фуражка,
Да лампасы по штанам.
В чистом поле, - в смертной схватке
Был казак, как страх врагам.
2.В казачий класс пускай к нам идет
Только тот, кто в дружбу верит.
Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведём.
Учитель.
- Ребята, о чем это стихотворение? (о казаках)
- Верно, а кто такие казаки? (ответы детей)
-донские казаки – представители казачества, народ отважный, отчаянно смелый и непокорный.
-а как вы думаете, почему каждая группа сидит в кругу?
(ответы детей)
-Вы, наверное, догадались, какая тема сегодняшнего занятия? (ответы детей)
- ребята, темой нашего сегодняшнего занятия будет «На казачьем кругу». Слайд 1
-Сегодня вы побудете казаками, один из главных традиций был казачий круг.
- На Кругу решались самые важные вопросы казачьей жизни6кому объявлять войну, с кем заключать мир, когда выступать в поход, кого выбирать атаманом. На кругу принимали в казаки, женили и разводили.
Ученик.
Атаман- это старший в роду и предводитель (вообще старший в деле)
Учитель.
Ребята, посовещайтесь между собой и выберете главного атамана в вашем кругу.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.
Первый символ Донских казаков, это был Донской флаг, он состоит из трех горизонтальных полос равной ширины (сверху вниз): синего, желтого и красного цвета, а также белой, расположенной вертикально вдоль древка. Слайд 2
Вторым символом Донских казаков, считался Герб. Донской герб представляет собой щит, на котором изображен пронзённый стрелой олень уходящем от охотников. Слайд 3
Третий символ считался Гимн донских казаков. Слайд 4
-сейчас выйдут 2 Атамана и прочтут нам отрывок Гимна Донских казаков
- первый Атаман прочитает нам первые 4 строки, а второй Атаман прочитает нам остальное. Кто из Атаманов выразительней прочтет, тот получит золотую медаль в свой круг.
1 ученик
Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон.
И повсюду отозвался
На призыв свободы он.
2 ученик
Зеленеет степь донская,
Золотятся волны нив.
И с простора, слух лаская,
Вольный слышится призыв.
- теперь давайте послушаем отрывок Гимна. Слайд 3
1.
- ребята, посовещайтесь в общем кругу, выберете одного человека который выйдет к доске и соберет быстро, правильно Донской Казачий флаг. Кто быстрее и правильно соберет флаг, то получит золотую медаль в свой общий круг.
2.
- давайте с вами вернемся к Гимну. Ребята, сейчас я вам раздам простые листы, в которых вы должны выписать непонятные вам слова и найти в Толковом словаре Ожегова. Напоминаю, что работать вы должны вместе. После того как вы найдете в Толковом словаре вам непонятные слова, вы решаете в своём общем кругу, кто прочтет нам понятия этих слов.
3.
- вы сейчас посовещаетесь, и выбрать одного человека, кто будет читать как одевались Донские казаки.
-1 круг читает как одевались казаки, второй круг читает как одевались казачки.
- ребята обратите внимание, у каждой группы лежит листы на которых вы будете рисовать.
- Первая группа должна нарисовать Донскую казачку, вторая группа должна нарисовать Донского казака
- а теперь пускай Атаман выберет самую аккуратную работу и выйдет к доске и покажет нам её.
- теперь первая группа выходит и показывает нам оставшиеся работы
- вторая группа выходит и показывает свои работы
- давайте с вами познакомимся с управлением в казачьей станице. Слайд 5
Станичное управление состоит из:
1. Станичного сбора
2. Станичного атамана
3. Станичного правления
4. Станичного суда.
-посовещайтесь в своем кругу, и выберете 2 человека, кто прочитает понятия станичного управления
- в конце нашего занятия, давайте с вами прослушаем отрывок песни о Казаках