СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народный праздничный костюм.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нам,  россиянам,  русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

 

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности  в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. 

Знакомя  с народным праздничным костюмом, приобщение  к культурном наследию, формировать способность анализировать внутренний мир человека, через его традиции . Остаётся только выяснить,какой смысл несет русский народный костюм.

Просмотр содержимого документа
«Народный праздничный костюм.»

Академия постдипломного педагогического образования

Кафедра культурологического образования













Методическая разработка урока (занятия)

слушателя курса «Компетентностный подход

в преподавании искусства в рамках ФГОС»

ФИО__Колпакова Юлия Анатольевна__

в технологии__инстоляция_























12 марта 2015 г.



Автор: 

 Колпакова Ю.А.

Уровень образования: 

 основное общее образование

Целевая аудитория: 

 Учащиеся

Класс(ы): 

  Класс 5

Предмет(ы): 

 Изобразительное искусство.

Тема урока: «Народный праздничный костюм».


Цель урока: Приобщение детей к культурном наследию, знакомя их с народным праздничным костюмом. с помощью современного вида искусства-инсталляция.

Задачи урока:1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде,

2. воспитывать интерес к народной культуре,

3.расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.

Используемое оборудование:  презентация «Народный праздничный костюм», бумага 2 листа формата А-1, карандаши, краски(гуашь), кисти, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.

Тип урока: комбинированный.

Методический комментарий к уроку.

Данный урок тесно связан с внеурочной деятельностью, входит в проект по толерантности - фестиваль «Дружба народов». Созданные работы учащихся (инсталляции) были выставлены в школе в течении 2-х недель, на обозрение учащихся с целью приобщения их к культуре разных народов, знакомя их с праздничными костюмами. Каждым классом на фестивале был представлен один из выбранных народов, его история и обычаи. В этом уроке знакомство детей с Русским народным костюмом.

Дети работают в группах. В каждой группе есть командир (1 человек)-руководит процессом, технологи(4 человека)-выполняют заготовку-бумажную скульптуру и техники(все оставшиеся члены группы-выполняющие декор изделия),контролер(1 человек)-определяет качество работы один из техников.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Формирование художественных знаний.

В мировой культуре, отражённой в образах искусства, всегда наделялись цветом, который не был случаен и нес определённую смысловую нагрузку.

С помощью символов люди искали способы сообщать друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В символе форма и цвет тесно взаимосвязаны. Цвет – это форма языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные взгляды.

- Прочитайте пословицу. (Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.) (слайд 2)

- Как вы понимаете её смысл?

О чем мы с вами будем беседовать?

Сегодня на уроке мы познакомимся с народными костюмами, как они выглядели и какое значение имел цвет в одежде.

Хочу похвалить вас(команды) за предварительную работу и отметить тех(техников), кто прислал мне слайды и найденный вами материал по костюмам. Благодаря вашей поисковой работе у нас получилась презентация, которая позволит вам узнать историю русского костюма.

Каждый ребенок представляет свой слайд и получает жетон:

- В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

- Рассмотрим мужской праздничный костюм. (слайд 3)

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Мужская рубаха украшалась вышивкой. (слайд4) Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы

- Женский костюм был намного сложнее и многослойнее. (слайд5)

Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. (слайд 6) Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве. В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской, тесьмой,серебряным кружевом, узорными пуговицами. (слайд 7) Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:

  • Слава божеству! Праздник.

  • Просьба плодородия.

  • Благодарность богу за содеянное.

В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи. (слайд8)

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.(слайд 9) Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.(слайд10) Передник щедро украшался вышивкой и нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя. Понёву носили только замужние женщины.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. (слайд11) Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку.

В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

Поговорим о цвете. (слайд 12,13)

Какое значение имел красный цвет?

Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.

Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.

Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.

Жёлтый цвет символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.

Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.

III. Практическая работа.

Сегодня вам предстоит выполнить работу в группах(2 группы) русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Командиры команд распределите роли между участниками команды. Технологи(4 человека) выполняют из двух листов ватмана формата А- 1 заготовку для нашей скульптуры. Техники(все оставшиеся участники группы) Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом и внешним видом вашего изделия.

IV. Итог урока.

Проводится выставка и анализ работы, команды получают жетоны за правильные ответы и решения. Выслушивают замечания контролёров из каждых команд .Подсчитывают жетоны полученные за урок.Благодорят друг друга за работу и урок.

V. Домашнее задание

Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.