ГБОУ ШКОЛА № 1391 Педагогический совет
«Система оценки качества образовательного результата: проблема профессионального единства. От результатов диагностических работ к независимой оценке ЕГЭ и ГИА»
Независимая оценка качества образования: анализируем итоги
диагностических работ
Нормативные документы
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (ст.95)
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 №286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 №487-р «О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 гг.»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 №АП-1994/02 «О методических рекомендациях по внедрению НСОКО»
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль».
Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения.
Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределение целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Внешняя диагностика в городе Москве
1)Система Статград (включены все школы г. Москвы)
-диагностические работы по разным предметам и параллелям , в том числе и в формате ГИА-9, ЕГЭ;
2)МЦКО
-стартовый контроль;
-рубежный контроль;
-итоговый контроль;
-оценка метапреметных результатов;
-городские плановые проверки;
-тестирование в рамках аккредитациии ОУ;
3)ФИПИ (различные работы в формате ГИА и ЕГЭ в рамках апробации)
Независимая диагностика
- единые проверочные материалы, которые вскрываются непосредственно перед началом работы учащихся;
- стандартизированные условия проведения:
- в каждой школе во время диагностики присутствует наблюдатель;
- наблюдатели привозят проверочные материалы и после выполнения работ доставляют все материалы на обработку в МЦКО;
- время выполнения работы ограничено;
- организатор - учитель, не работающий в данном классе, не преподающий проверяемый предмет, обеспечивает соблюдение условий проведения диагностической работы в соответствии с общей инструкцией;
Независимая диагностика
- учащиеся выполняют работы на машиночитаемых бланках;
- обработка бланков осуществляется автоматизированно;
- по полученным данным на основе анализа статистических характеристик тестов устанавливается граница, определяющая достаточный уровень овладения учащимся учебным материалом по каждому предмету, а также диапазоны баллов, соответствующих пятибалльной системе оценивания;
- школы получают в электронном виде формы с результатами выполнения работ по каждому ученику и классу в целом, а также рекомендации по анализу и интерпретации результатов.
Проверочные материалы
- Проверочные материалы создаются с использованием базы стандартизированных заданий (каждая работа в 4-х вариантах)
- Каждый комплект проверочных материалов проходит предметную и тестологическую экспертизу
Параметры содержательного анализа
- Количество верно выполненных заданий учащимся;
- Количество баллов, набранных учащимся за выполнение заданий;
- Рейтинг;
- Количество верных ответов при решении каждого задания;
- Количество допущенных ошибок при выполнении каждого задания;
- Количество учащихся, не приступивших к выполнению задания; Количественные показатели (оценки, определяющие уровень подготовки учащихся);
- Соответствие внешней оценки, полученной за выполнение проверочной работы, школьной оценке по предмету.
Что конкретно должен уметь каждый учитель
- Использовать широкий спектр средств оценивания, мониторинга и фиксации результатов.
- Оценивать текущий уровень учащегося с тем, чтобы поставить перед ним задачи, содержащие вызов.
- Давать своевременный, точный и конструктивный отчет о результатах деятельности учащегося, фиксируя внимание на его прогрессе и проблемных зонах.
- Поддерживать учащихся и организовывать их рефлексию по поводу своего обучения и помогать им сформулировать их текущие образовательные потребности.
- Оценивать ход образовательного процесса.
- Оценивать адекватность выбранных методов оценивания с точки зрения влияния на образовательный процесс.
Учитель должен уметь
- выделять проверяемые элементы содержания (знать, уметь, понимать) в каждом задании, включенном в проверочную работу;
- определять критерии оценивания каждого задания; определять типы заданий;
- определять уровень сложности задачи в соответствии с уровнями усвоения материала;
- определять критерии выставления, как неудовлетворительной оценки, так и положительной;
- уметь выполнять содержательный анализ выполненных работ, применять результаты данного анализа для планирования и проведения соответствующей коррекционной работы.
Алгоритм подбора заданий для ликвидации пробелов в подготовке учащихся
- Разбиение задания, в котором допущены ошибки, на дидактические единицы(ДЕ);
- Соотнесение каждой ДЕ с одним из трех уровней усвоения материала;
- Составление системы заданий по каждой ДЕ, с опорой на один из методов отбора ключевых задач;
- Разбиение отобранных задач на уровни планируемых результатов обучения;
- Разработка раздаточного дидактического материала на основе отобранных заданий с целью коррекции знаний учащихся.
Принципы коррекционной программы
Принцип последовательности - упражнения располагаются в порядке возрастания сложности: от менее сложного к более сложному; от более известного к менее известному. При переходе от одного упражнения к другому добавлять шаги решения следует постепенно, по одному. Принцип прочности знаний – проявляется в наличии однотипных упражнений, в некоторых случаях необходимо более 100 однотипных упражнений.
Принципы коррекционной программы
- Принцип систематичности – наличие упражнений трех видов:
- на изучение отдельных фактов изолировано от ранее изученного материала;
- на связывание нового факта с ранее изученным, позволяющих рассматривать новый факт как элемент других систем;
- на систематизацию изученного материала.
- Принцип сознательности – выполнение действий на первичное закрепление следует проводить без пропусков отдельных операций, которые должны предшествовать действиям в уме.
Дата: 17.09.2014 Предмет: БИОЛОГИЯ 1391 Класс: 11А
Средний процент выполнения теста:
По классу - 61%
По городу - 54%
Оценка
Оценка
Количество
Количество
5
5
учащихся
учащихся
%
1
4
4
1
%
10
10
5%
3
3
5%
50%
9
2
2
9
50%
0
0
45%
45%
0%
0%
Дата: 17.09.2014 Предмет: МПУ ГБОУ Школа № 1391 Класс: 5А,5Б
Результаты
Средний процент выполнения теста:
По школе - 33 %
По городу - 39 %
Уровень
Высокий (более 18 баллов)
Кол-во уч-ся
Повышенный (12-18 баллов)
1
%
2
Средний (6-11 баллов)
11
Низкий (0-5 баллов)
26
26
60
5
12
Дата: 01.10.2014 Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК ГБОУ Школа № 1391 Класс: 9А
Средний процент выполнения теста:
По школе - 54%
По городу - 55%
Совпадение оценок - 57%
Расхождение в 2 балла – 4% (2 ученика)
Выполнили работу
9А
5
9б
4
1/ 4%
Всего
3
4/14%
4/17%
2
16/67%
5/9
9/32%
11/24,5%
14/50%
3/12%
30/58,5%
1 /4%
4/85
Дата: 11.02.2015 Предмет: Обществознание ГБОУ Школа № 1391 Класс: 7А
Средний процент выполнения теста:
По школе - 70%
По городу - 75%
Совпадение оценок - 34%
Расхождение в 2 балла – 4% (2 ученика)
Выше школьной оценки – 15% (8 учеников)
Ниже школьной оценки – 8% (4 ученика)