СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы русского литературного языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормы современного русского литературного языка изучаются еще в общеобразовательной школе. Именно здесь изучаются правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв. Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами устной и письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет, ошибается в расстановке знаков препинания. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. На данном занятии формируется и развивается способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными.

Просмотр содержимого документа
«Нормы русского литературного языка»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,

социально-экономических дисциплин


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комбинированного занятия

для преподавателя




Дисциплина: Русский язык





Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка

Тема 2.1. Формы существования русского языка.

Нормы современного литературного языка


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень обучения)


Курс I












2015 г.



Одобрена Цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и математических дисциплин


Протокол № _____

от_____________2015 года


Председатель__________________










Разработчик: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.



































Оглавление

Методический лист 4

Мотивация изучения темы 4

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык» 5

Примерная хронокарта занятия 6

Блок информации 7

Формы существования русского национального языка 7

Основные нормы литературного языка 10

План самостоятельной работы студентов 12

Приложение 1 13

Приложение 2 14

Приложение 3 15

Эталоны ответов 16

Критерии оценки 18

Список использованных источников 19





Методический лист

Вид занятия: комбинированный.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй (воспроизведение).

Учебные цели: формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; формировать понятие пунктуационных норм современного литературного русского языка; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Воспитательные цели: способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

Методы обучения – репродуктивный.

Время занятия: 90 минут.

Мотивация изучения темы

Нормы современного русского литературного языка изучаются еще в общеобразовательной школе. Именно здесь изучаются правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв. Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами устной и письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет, ошибается в расстановке знаков препинания. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. На данном занятии формируется и развивается способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными.

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 2.

Нормы современного русского литературного языка

84


Тема 2.1.

Формы существования русского языка. Нормы современного литературного языка


Содержание учебного материала

2

Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргоны, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Речевая ситуация и ее компоненты, языковая норма, культура речи. Бережное отношение к историческому наследию и культурным тра­дициям народа, уважение социальных, культурных и религиозных различий. Значение русского языка в формировании понятия сущности и социальной значимости своей будущей про­фессии, проявлении к ней устойчивого интереса


1, 2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с конспектом лекции;

- работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.21, упр.24]

1





Примерная хронокарта занятия

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

1

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

1

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

Мотивационный этап

1

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка занятия

Цели занятия

1

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка занятия

Контроль исходных знаний студентов

15

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя, проверка д.з.

Приложение 1 (Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. Упр. 19, 20, 21)

Изложение исходной информации

15

Способствовать развитию формирования умения различать нормы современного русского литературного языка; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

Излагает новый материал

Слушают, читают материал в учебнике, записывают

Методическая разработка занятия

Выполнение заданий для закрепления знаний

20

Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, проверяют, вносят коррективы

Приложение 2

Конечный контроль новых знаний

30

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 3

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

- работа с конспектом лекции;

- работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.21, упр.24]

Подведение итогов

5

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Журнал группы

Блок информации


Формы существования русского национального языка

Русский национальный язык, являющийся объектом изучения науки о языке, состоит из нескольких разновидностей. Базисным элементом языка как единой знаковой системы общения и передачи информации является русский литературный язык, который считается высшей образцовой формой национального языка. Этот тип языка складывался постепенно, он и сейчас находится в состоянии постоянного развития. На него влияют писатели, поэты и другие мастера слова, создавая новые литературные нормы. Именно этот тип языка изучается и пропагандируется в школах, средствах массовой информации.

Однако не все русскоязычные люди говорят одинаково: в их речи на­блюдаются элементы общенародные, т.е. употребляемые всеми русскоговорящими, и элементы, употребляемые отдельными группами людей, объединенных территориальной или социаль­ной общностью. Национальный язык имеет свои раз­новидности и ответвления.

Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую, это исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых элементов, речевых средств, прошедших длительную культурную обработку в текстах (письменных и устных) авторитетных мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка.

Функция литературного языка – обеспечение речевой коммуникации в основных сферах деятельности всего исторически сложившегося коллектива людей, которые говорят на данном национальном языке.

Литературный язык противопоставляется народно-разговорной речи.

Литературный язык постоянно пополняется и обновляется за счет народно-разговорной речи. Развитие литературного языка непосредственно связано с развитием культуры народа, прежде всего его художественной литературы. Язык художественной литературы воплощает лучшие достижения национальной речевой культуры, основные достоинства литературного языка одного народа, национального языка в целом.

Русский литературный язык имеет две основных формы существования: устную и письменную.

Устная форма является первичной и единственной формой существования языка, не имеющего письменности. Для разговорного литературного языка устная форма является основной, тогда как книжный язык функционирует и в письменной и в устной форме (доклад – устная форма, лекция – письменная форма).

Письменная форма является более поздней по времени возникновения. Художественная литература существует главным образом в письменной форме, хотя реализуется и в устной форме (например, художественное чтение, театральные спектакли, любое чтение вслух).

Русский национальный язык включает в себя, наряду с литературным языком, народно-разговорную речь: просторечие, местные, или территориальные говоры, жаргоны. Если сопоставить диалектный и литературный языки, то в первом увидим большое разнообразие номинаций одних и тех же понятий, предметов, явлений с одинаковой или однотипной стилистической характеристикой их обозначений.


Диалекты, жаргоны, просторечие, литературный язык – формы исторического существования национального языка.

Диалект (от греч dialektos – разговор, говор, наречие) - разновидность языка, являющаяся средством общения коллектива, объединенного территориально и социально, в частности, профессионально.

Различают диалекты территориальные и социальные.

Территориальные диалекты наряду с литературным языком являются основной разновидностью языка.

В отличие от литературного языка, диалект ограничен территориально и функционально, существует только в устной форме.

Социальный диалект – средство общения коллектива, объединенного профессионально или социально. Например, язык гончаров, охотников, спортсменов, школьников, студентов и др.

Жаргон (франц. jargon) – социальная разновидность речи, характеризующаяся специфической лексикой и фразеологией.

Жаргон является принадлежностью относительно открытых социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения. Например, жаргон моряков, летчиков, спортсменов, учащихся, актеров и т.д.

Жаргон в своем оформлении отталкивается в целом от общелитературного языка, являясь как бы социальным диалектом определенной возрастной общности людей или «профессиональной» корпорации.

Студенческий жаргон составляет в русском языке основу молодежного сленга.

Сленг – это молодежный жаргон, составляющий слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи – и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Просторечие – это слово свойственно литературной городской разговорной речи, используется в литературном языке как стилистическое средство для придания речи специфического оттенка. От территориальных диалектов просторечие отличается отсутствием отчетливой локальной закрепленности его особенностей, от жаргонов – тем, что эти особенности не осознаются его носителями как ненормативные.

Просторечие обнаруживается на всех языковых уровнях.

В фонетике к просторечным относятся явления, связанные со смещением ударения:

кило'метр, до'говор, зво'нит;

стяжением гласных:

милицанер, эксплатировать;

В области морфологии это изменения рода существительных:

туфель, сандаль, мозоль – мужской род;

Изменений в формах склонения:

делов, с людями, на пляжу.

Образование некоторых форм множественного числа:

шофера', стаканы' и др.

склонение несклоняемых форм: в бигудях

Изменения в образовании форм сравнительной и превосходной степени:

красившее, хуже

Ненормативные явления в словоизменении местоимений и глаголов:

у ней, ездию, ехай, ляжь, выпимши, поломатый.

Источники просторечия – местные диалекты, устаревшая норма, смешение разных языковых единиц.


Нормы русского литературного языка

Литературные языки и литературно-языковая норма формируются в эпоху национального развития народов, на т. н. национальной ступени развития исторической общности людей. Условиями формирования литературных языков и литературно-языковой нормы является государственное сплочение территорий и, как следствие, возникновение наций. Именно в этот период и в этих условиях формируются нормы литературного языка как языка национального. Для того, чтобы могла окрепнуть норма, необходимо, чтобы в языковом сознании образованной части нации появилось представление о том, что можно в языке, в его применении, а что нельзя. И это представление должно быть общим для всех членов нации - без различия территорий, на которых они, члены нации, живут, и рода деятельности, которой они заняты. Вот это «так можно» и «так нельзя» не может появиться без влияния на языковое сознание говорящих социально авторитетных образцов, которые и дает литература. А для обеспечения независимости формирующейся нормы от территории и рода деятельности необходима письменная фиксация, без которой невозможно общее, одинаковое понимание и применение нормы.

Норма - явление сугубо историческое не только потому, что она исторически подвижна, но и потому, что она формируется лишь на определенном этапе развития языка, в определенных исторических условиях. Там, где нет письменной фиксации и литературного авторитета, нет нормы.

Что же такое НОРМА? Существует множество точек зрения на этот счет, множество разных подходов. Все их можно свести к одному, динамическому подходу, связанному с именем С. И. Ожегова:

Норма - это единообразное, общепризнанное употребление языковых единиц (слов, словосочетаний, предложений)

Норма, обеспечивая стабильность речевого применения, прежде всего формы языковых единиц, обеспечивает тем самым и единство литературного языка, его устойчивость независимо от территориальных, профессиональных, возрастных и иных различий говорящих на одном и том же национальном литературном языке людей.

Норма в литературном языке получает кодификацию (т.е. закрепляется в словарях и справочных пособиях). Наука, давая людям грамматики, словари, справочные пособия, описывающие разные стороны национального литературного языка, ориентируется на авторитетные литературные произведения, поддерживает те тенденции нормирования языка, которые такими произведениями намечены или установлены. В связи с этим выделяются т. н. КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ, к которым относятся следующие:

  1. регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения;

  2. соответствие этого способа возможностям системы литературного языка;

  3. общественное одобрение наиболее образованной частью общества регулярно воспроизводимого способа выражения.


КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

нормы устной речи нормы устной и письменной речи нормы письменной речи



орфоэпические нестилистические стилистические орфографические



акцентологические лексические пунктуационные



интонационные фразеологические графические


словообразовательные


морфологические


синтаксические


Основные нормы литературного языка

Нормы

Содержание понятия

Примеры

норма

ошибка

орфоэпические

Правила произношения

бутерброд [тэ]

детектив [дэ] [тэ]

бутерброд [т′]

детектив [д′] [т′]

акцентологические

Правила постановки ударения в словах

звонит

шофёр

договор

звонит

шофер

договор

орфографические

Правила написания слов

лекарства (лекарь)

ликарство

словообразовательные

Правила образования слов

красота

богатство

красивость

богатость

лексические

Правила применения слов в речи

карие глаза

очень обрадовались

карие носки

страшно обрадовались

морфологические

Правила использования морфологических форм разных частей речи, т.е. правила, по которым определяются род, число, падежные окончания и другие категории частей речи.

новая туфля- ж.р.

много туфель

красивый тюль–м.р.

нет мест

высокая СОЭ

(скорость оседания эритроцитов)

новый туфель

много туфлей

красивая тюль

нет местов

высокое СОЭ

синтаксические

Правила согласования слов в словосочетании и правила построения предложений

согласно приказу


музей – квартира

закрыт

согласно приказа

музей-квартира закрыта

пунктуационные

Правила постановки знаков препинания

Он надеялся заснуть, но сон не шел к нему.

Он надеялся заснуть но сон не шел к нему.




План самостоятельной работы студентов


Название этапа

Описание этапа

Цель

Время


1

Выявление уровня подготовки

Контроль исходного уровня знаний

Выполнение заданий для контроля исходного уровня знаний. Приложение № 1 (Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. Упр. 19, 20, 21)

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе

15


2

Выполнение заданий для закрепления текущих теоретических и практических знаний

1. Выполнение заданий. Приложение № 2


Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе. Выработка умения правильно определять нормы русского языка

15


3

Отчет

Студенты отчитываются о проделанной работе, доказывают свою точку зрения

Выработка умения аргументирование отстаивать свою точку зрения

5

4

Конечный контроль

Выполнение задания для конечного контроля. Приложение № 3

Выяснение степени достижения цели занятия

30




Приложение 1

Задание для контроля исходного уровня знаний студентов

Упражнение 19. (Устно) Прочитайте. Найдите нарушения норм. Какие нормы нарушены в приведённых высказываниях? Исправьте их.

1) На ремонт школы нужны дополнительные средствА. 2) Молодёжь, которая будет проживать в XXI в., сможет решить многие задачи. 3) Второй рассказ более смешнее первого. 4) Больной попросил врача налить себе воды. 5) Прочитав повесть И. С. Тургенева, меня прежде всего поразил её сюжет. 6) Ломоносов заметил о том, что богат­ство России будет произрастать Сибирью. 7) Всюду Печо­рина поджидает новая трагедия. 8) Раневская отказывает­ся на предложение вырубить сад. 9) Мы узнали много ин­тересных языковых фактов. 10) Я начну ответ изначально. 11) Катерина — протест «тёмному царству».

Упражнение 20. (Устно) Прочитайте. Что в приведённых предложениях не соответствует нормам современного русского литературного языка? Какое свойство норм в этом проявляется?

1) Бывало, он ещё в постеле, к нему записочки несут. (П.) 2) Пробегая письмо, глаза его сверкали. (П.) 3) По­явились новые мебели из Москвы. (Т.) 4) Он [Епифанов] нарочно надел самый грязный пальто. (Л. Т.) 5) Много про чудо вселенной странник в дому говорил. (Фет) 6) Слово «фильм»... было женского рода, говорили: «приключенче­ская фильма». (Пан.) 7) Бодливой корове Бог рог не да­ёт. (Поел.) 8) Каковы веки, таковы и человеки. (Поел.) 9) Рассказывали, что из ботинки Нины Фёдоровны выско­чила мышь. (Ч.)

Упражнение 21. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Чем вызвана необходимость норм литературного языка? Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Норма пр..дпол..гает оценочное отношение говорящих и пишущих к функционированию языка: так говорят, а так (не)говорят; так правильно, а так (неправильно. Это отношение формируется под воздействием литературы, науки, школы.

Нормы вызваны пост..я..о действующей потребностью в лучшем взаимном понимании. Име..о эта потребность по­буждает людей предпочитать одни варианты и отказы­ваться от других — ради достижения единства языковой системы. (В)месте с ростом потребности общества в том единстве крепн..т языковая норма, достигая высшего раз­вития в национальном литературном языке. Норма слу­жит регулятором речевого поведения людей. (По Б. Голо­вину)



Приложение 2

Задания для закрепления знаний

Упражнение 22. Прочитайте фрагмент сочинения ученика на тему «Город Калинов в драме А. Н. Островского „Гроза"». Какие нормы литературного языка в нём нарушены? Отредактируйте это сочинение.

Тема Волги в «Грозе» выводит нас к описанию города Калинова. Это основное место действия драмы.

Город отгорожен от внешнего мира. Внутренней грани­цей для городского обывателя являются ворота и заборы: «У всех давно ворота... заперты и собаки спущены».

Власть в Калинове принадлежит Дикому и Кабанихе. И тот и другая любят куражиться над теми, кто под их на­чалом. Фамилии этих героев подчёркивают о том, что это самодуры.

Город Калинов стоит на страхе, который испытывают горожане. Большая часть из них невежественны. Только Кулигин пытается избавить калиновцев от страха, но его мечты не сбываются. Калинов можно назвать «тёмным царством», в котором царит угнетение.

Упражнение 25. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Сформулируйте правила общения, рекомендуемые русскими пословицами и поговорками.

1) (Н..)доброе слово что огонь ж..ёт. 2) Знай более, а г..вори менее. 3) Доброе м..лчание лучше пустого б..лта-ния. 4) (Н..)молвя слова — кр..пись, а молвя слово — д..ржись. 5) Спорить спорь, а бранит(?)ся — грех. 6) За шутку (н..)сердись, а в обиду (н..)вд..вайся. 7) От учтивых слов язык (н..)отсохн..т. 8) В чужой монастырь со своим уставом (н..)ходят.



Приложение 3

Задания для конечного контроля


Задание 1. Спишите тексты, применяя правила правописания. Проана­лизируйте структуру предложений и их лексический состав. Оп­ределите стилистическую принадлежность текстов.

I. По моему глубочайш…му убеждению XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обяза­тельна. Техник… должна быть определена четко служеб­ная роль.

Ведь пр..рода мил(?)ионы лет сама упр..влялась со сво­ими трудностями рождала жизнь в любых условиях. При­рода чудо из чудес4.

И человек высшая точка в развити.. природы. Он не должен бе..конечно испытывать терпение своей матери требовать у природы всего и немедленно. Наконец есть долг человека перед природой. Человек как наиболее со­знательное явлен..е мироздания обязан помогать живот­ным птицам растениям даже «неживой природе». Помо­гать не ожидая немедлен(?)ой награды. (Д. Лихачев.)

Согласны ли вы с автором? Напишите об этом, аргументируя свое мнение.


II. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то на полях в траве видны алмазы. Когда подойдешь ближе и разгл..дишь что это такое то увид..шь что это капли росы собрались в тр..угольных листах травы и бл..стят на солн­це. Когда (не)ост..рожно сорвешь листок с росинкой то капелька скатит(?)ся как шар..к светлый и не увидишь как проскользнет мимо стебля. Бывало сорвешь такую чаш..чку потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь р..синку и росинка эта вкуснее всякого напитка. (Л. Толстой.)

Опишите запомнившуюся вам мимолетную встречу с каким-либо явлением природы.

















Эталоны ответов

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Задание 1.

I. По моему глубочайшему убеждению XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обяза­тельна. Технике должна быть определена четко служеб­ная роль.

Ведь природа миллионы лет сама управлялась со сво­ими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. При­родачудо из чудес.

И человек – высшая точка в развитии природы. Он не должен бесконечно испытывать терпение своей матери, требовать у природы всего и немедленно. Наконец, есть долг человека перед природой. Человек, как наиболее со­знательное явление мироздания, обязан помогать живот­ным, птицам, растениям, даже «неживой природе». Помо­гать, не ожидая немедленной награды. (Д. Лихачев.)

II. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солн­це. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка. (Л. Толстой.)




Критерии оценки

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.



Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении заданий, учитываются при выведении оценки.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за работу, в которой допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за работу, в которой допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1».








Список использованных источников



  1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших
    классах [Текст]/ - М.: Просвещение, 2008. - 286с.

  2. ГДЗ / Русский язык для старших классов [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.gdz.name/index.php/russkiy-yazyk-10-11-klass-grekov-uprazhnenie-22

  3. Хreferat / Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечия, диалекты, жаргонизмы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xreferat.ru/31/379-1-formy-sushestvovaniya-nacional-nogo-russkogo-yazyka-russkiiy-literaturnyiy-yazyk-prostorechiya-dialekty-zhargonizmy.html



Задания для конечного контроля


Задание 1. Спишите тексты, применяя правила правописания. Проана­лизируйте структуру предложений и их лексический состав. Оп­ределите стилистическую принадлежность текстов.

I. По моему глубочайш…му убеждению XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обяза­тельна. Техник… должна быть определена четко служеб­ная роль.

Ведь пр..рода мил(?)ионы лет сама упр..влялась со сво­ими трудностями рождала жизнь в любых условиях. При­рода чудо из чудес4.

И человек высшая точка в развити.. природы. Он не должен бе..конечно испытывать терпение своей матери требовать у природы всего и немедленно. Наконец есть долг человека перед природой. Человек как наиболее со­знательное явлен..е мироздания обязан помогать живот­ным птицам растениям даже «неживой природе». Помо­гать не ожидая немедлен(?)ой награды. (Д. Лихачев.)

Согласны ли вы с автором? Напишите об этом, аргументируя свое мнение.


II. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то на полях в траве видны алмазы. Когда подойдешь ближе и разгл..дишь что это такое то увид..шь что это капли росы собрались в тр..угольных листах травы и бл..стят на солн­це. Когда (не)ост..рожно сорвешь листок с росинкой то капелька скатит(?)ся как шар..к светлый и не увидишь как проскользнет мимо стебля. Бывало сорвешь такую чаш..чку потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь р..синку и росинка эта вкуснее всякого напитка. (Л. Толстой.)

Опишите запомнившуюся вам мимолетную встречу с каким-либо явлением природы.



Задания для конечного контроля


Задание 1. Спишите тексты, применяя правила правописания. Проана­лизируйте структуру предложений и их лексический состав. Оп­ределите стилистическую принадлежность текстов.

I. По моему глубочайш…му убеждению XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обяза­тельна. Техник… должна быть определена четко служеб­ная роль.

Ведь пр..рода мил(?)ионы лет сама упр..влялась со сво­ими трудностями рождала жизнь в любых условиях. При­рода чудо из чудес4.

И человек высшая точка в развити.. природы. Он не должен бе..конечно испытывать терпение своей матери требовать у природы всего и немедленно. Наконец есть долг человека перед природой. Человек как наиболее со­знательное явлен..е мироздания обязан помогать живот­ным птицам растениям даже «неживой природе». Помо­гать не ожидая немедлен(?)ой награды. (Д. Лихачев.)

Согласны ли вы с автором? Напишите об этом, аргументируя свое мнение.


II. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то на полях в траве видны алмазы. Когда подойдешь ближе и разгл..дишь что это такое то увид..шь что это капли росы собрались в тр..угольных листах травы и бл..стят на солн­це. Когда (не)ост..рожно сорвешь листок с росинкой то капелька скатит(?)ся как шар..к светлый и не увидишь как проскользнет мимо стебля. Бывало сорвешь такую чаш..чку потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь р..синку и росинка эта вкуснее всякого напитка. (Л. Толстой.)

Опишите запомнившуюся вам мимолетную встречу с каким-либо явлением природы.