СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нужен ли обществу положительный герой?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нужен ли обществу положительный герой?»

Тема:  Есть ли положительный герой в современной литературе? Автор работы: Аликаева Юлия Венеровна, ученица 10 класса МБОУ «Николькинская СОШ» Научный руководитель: Кузьмина Маргарита Анатольевна учитель литературы и русского языка первая квалификационная категория

Тема: Есть ли положительный герой в современной литературе?

  • Автор работы: Аликаева Юлия Венеровна, ученица 10 класса МБОУ «Николькинская СОШ»
  • Научный руководитель: Кузьмина Маргарита Анатольевна учитель литературы и русского языка первая квалификационная категория
 Оглавление Введение Глава №1. Новый герой современной литературы Глава №2. Герой и общество в произведении «Повесть о настоящем человеке» Глава №3. Герой и общество в произведении «Омон Ра» Глава №4. Сравнение истоков подвижничества рассматриваемых героев. Где истоки подвига? Глава №5. Исследования мнения сверстников Заключение

Оглавление

  • Введение
  • Глава №1. Новый герой современной литературы
  • Глава №2. Герой и общество в произведении «Повесть о настоящем человеке»
  • Глава №3. Герой и общество в произведении «Омон Ра»
  • Глава №4. Сравнение истоков подвижничества рассматриваемых героев. Где истоки подвига?
  • Глава №5. Исследования мнения сверстников
  • Заключение
Гипотеза : положительный герой нужен и литературе, и обществу. Объект исследования: Тексты художественной литературы:   1. В. Пелевин «Омон Ра» 2. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»   Мнения сверстников Методы: Сопоставительный анализ Синтез Анкетирование
  • Гипотеза : положительный герой нужен и литературе, и обществу.
  • Объект исследования: Тексты художественной литературы: 1. В. Пелевин «Омон Ра» 2. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Мнения сверстников
  • Методы: Сопоставительный анализ Синтез Анкетирование
Цель: через призму художественных произведений и живого мировоззрения сверстников изучить вопрос « Есть ли положительный герой в современной литературе?». Дать аргументированный ответ.  Задачи: Задачи: 1. Прочитать и осмыслить два текста: Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке», В.Пелевин «Омон Ра» 2. Познакомиться с биографиями писателей, критическими статьями по их творчеству.  3. Отобрать текстовый материал, необходимый для раскрытия темы.  4. Через анкетирование изучить позицию сверстников по изучаемой проблеме. 5. Придать работе характер практической направленности: собрать тематику бесед по патриотическому воспитанию. 6.Структурировать материал о проделанной работе.

Цель: через призму художественных произведений и живого мировоззрения сверстников изучить вопрос « Есть ли положительный герой в современной литературе?». Дать аргументированный ответ. Задачи:

  • Задачи: 1. Прочитать и осмыслить два текста: Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке», В.Пелевин «Омон Ра» 2. Познакомиться с биографиями писателей, критическими статьями по их творчеству. 3. Отобрать текстовый материал, необходимый для раскрытия темы. 4. Через анкетирование изучить позицию сверстников по изучаемой проблеме. 5. Придать работе характер практической направленности: собрать тематику бесед по патриотическому воспитанию. 6.Структурировать материал о проделанной работе.
 Новизна работы: Впервые проведены исследования двух произведении разных исторических эпох. Сделано теоретическое умозаключение о необходимости внимания к патриотическому воспитанию. Подтверждено мнением сверстников.

Новизна работы:

  • Впервые проведены исследования двух произведении разных исторических эпох. Сделано теоретическое умозаключение о необходимости внимания к патриотическому воспитанию. Подтверждено мнением сверстников.
Тема актуальна, т.к. современное общество нуждается в усилении позиции патриотического долженствования.
  • Тема актуальна, т.к. современное общество нуждается в усилении позиции патриотического долженствования.
 Общественные идеалы: 1. Средние века – идеал рыцарской доблести. 2. Эпоха Просвещения – воплощение разума. 3. Социалистический реализм – верность революционным идеалам.

Общественные идеалы:

  • 1. Средние века – идеал рыцарской доблести. 2. Эпоха Просвещения – воплощение разума. 3. Социалистический реализм – верность революционным идеалам.
 Кумиры россиян: 1. Олигархи 2. «Золотая молодежь» 3. Поп-звезды

Кумиры россиян:

  • 1. Олигархи 2. «Золотая молодежь» 3. Поп-звезды
Должна быть возрождена традиционная в России литература идей.
  • Должна быть возрождена традиционная в России литература идей.
 Какого героя избирает себе нынешний писатель?  Какой герой нужен обществу?
  • Какого героя избирает себе нынешний писатель?
  • Какой герой нужен обществу?
 Примерная типология героев современной литературы Рефлексирующая личность ( В. Аксенов, Л. Улицкая, Ю. Арабов) Борец (С. Говорухин «Ворошиловский стрелок») Конформист (А. Кабаков, В. Пелевин) Молодой, праздношатающийся человек, считающий себя героем. (И. Стогофф, С. Шаргунов)

Примерная типология героев современной литературы

  • Рефлексирующая личность ( В. Аксенов, Л. Улицкая, Ю. Арабов)
  • Борец (С. Говорухин «Ворошиловский стрелок»)
  • Конформист (А. Кабаков, В. Пелевин)
  • Молодой, праздношатающийся человек, считающий себя героем. (И. Стогофф, С. Шаргунов)
В массовой, «формульной» литературе обязательно есть положительный герой (милиционеры, следователи, журналисты, благородные бизнесмены)
  • В массовой, «формульной» литературе обязательно есть положительный герой (милиционеры, следователи, журналисты, благородные бизнесмены)
Творческий конкурс «Русский сюжет» Девиз: «В каком мире мы будем жить завтра, зависит от того, какой мир покажут нам сегодня. Взглянем на будущее позитивно!»

Творческий конкурс «Русский сюжет»

  • Девиз: «В каком мире мы будем жить завтра, зависит от того, какой мир покажут нам сегодня. Взглянем на будущее позитивно!»
 Требования к новому герою: Должен видеть в своей судьбе не только личный путь, но и социальную задачу, пройти через сложности, вырасти, превратиться в победителя.

Требования к новому герою:

  • Должен видеть в своей судьбе не только личный путь, но и социальную задачу, пройти через сложности, вырасти, превратиться в победителя.
 Результат исследования «РОМИР мониторинг» У современной читательско - зрительской аудитории появилась тоска по новому герою, своим трудом добившегося успеха, преодолевшего жизненные трудности.

Результат исследования «РОМИР мониторинг»

  • У современной читательско - зрительской аудитории появилась тоска по новому герою, своим трудом добившегося успеха, преодолевшего жизненные трудности.
«…мы поступили опрометчиво, потому что, как выяснилось в ходе войны, мы многое не знали, а о многом не могли и подозревать. Главное, мы не знали и не поняли советских русских. Они были останутся загадкой. » (Герман Геринг)
  • «…мы поступили опрометчиво, потому что, как выяснилось в ходе войны, мы многое не знали, а о многом не могли и подозревать. Главное, мы не знали и не поняли советских русских. Они были останутся загадкой. » (Герман Геринг)
Борис Николаевич Полевой (1908 – 1981) Создатель произведения «Повесть о настоящем человеке»
  • Борис Николаевич Полевой (1908 – 1981)
  • Создатель произведения «Повесть о настоящем человеке»
«Повесть о настоящем человеке» - написана на основе дневника записей. - обилие ярких деталей. - лишена пафоса и романтической приподнятости.

«Повесть о настоящем человеке»

  • - написана на основе дневника записей.
  • - обилие ярких деталей.
  • - лишена пафоса и романтической приподнятости.
 Алексей Мересьев Алексей Мересьев совершает свой подвиг не в одно мгновение. Подвигом стали недели, которые провел летчик один в лесу – наедине с болью, отчаяньем и ненавистью к тем, кто пришел на эту землю, чтобы жечь, убивать, грабить.

Алексей Мересьев

  • Алексей Мересьев совершает свой подвиг не в одно мгновение. Подвигом стали недели, которые провел летчик один в лесу – наедине с болью, отчаяньем и ненавистью к тем, кто пришел на эту землю, чтобы жечь, убивать, грабить.
 Мы – советские люди! Советский человек, в традиционном представлении, по сути своей был наделен всеми качествами героической личности и потенциально готов к совершению подвигов. Героизм А. Мересьева определялся чувством долга – одним из качеств, которые отличают героическую личность. Главное: А. Мересьев – часть сообщества советских людей, для которых принцип «Прежде думай о Родине, а потом о себе!» является главенствующим. Главный источник подвига – внутренний мир самого Алексея. Его высокое сознание и неизменное чувство долга перед своим Отечеством.

Мы – советские люди!

  • Советский человек, в традиционном представлении, по сути своей был наделен всеми качествами героической личности и потенциально готов к совершению подвигов.
  • Героизм А. Мересьева определялся чувством долга – одним из качеств, которые отличают героическую личность. Главное:
  • А. Мересьев – часть сообщества советских людей, для которых принцип «Прежде думай о Родине, а потом о себе!» является главенствующим.
  • Главный источник подвига – внутренний мир самого Алексея. Его высокое сознание и неизменное чувство долга перед своим Отечеством.
Пелевин Виктор Олегович (родился 22 ноября 1962) Создатель произведения «Омон Ра» «Омон Ра» написано в 1992 году.
  • Пелевин Виктор Олегович (родился 22 ноября 1962)
  • Создатель произведения «Омон Ра»
  • «Омон Ра» написано в 1992 году.
 «Омон Ра» В. Пелевин не идеализирует советское общество, а, напротив, критикует его.   Главное: Омон стремится к разъединению с обществом, которое выдвигает требование: «Будь героем, не смотря ни на что!». Главный источник подвига – внутренний мир самого Омона. Его высокое сознание и неизменное чувство долга перед Отечеством.

«Омон Ра»

  • В. Пелевин не идеализирует советское общество, а, напротив, критикует его. Главное:
  • Омон стремится к разъединению с обществом, которое выдвигает требование: «Будь героем, не смотря ни на что!».
  • Главный источник подвига – внутренний мир самого Омона. Его высокое сознание и неизменное чувство долга перед Отечеством.
 Где истоки подвига? При сравнении двух произведений приходишь к выводу:  общества разные ; В контексте современного героя общества, и тот и другой является востребованными. Их миссия необходима для формирования патриотического чувства соотечественников ; Если А. Мересьв является частью сообщества советских людей, то Омон стремится к разъединению с обществом, порабощающим личность человека ;  единым же для них был источник подвига – внутренний мир. Их высокое сознание и неизменное чувство долга перед отечеством.

Где истоки подвига?

При сравнении двух произведений приходишь к выводу:

  • общества разные ;
  • В контексте современного героя общества, и тот и другой является востребованными. Их миссия необходима для формирования патриотического чувства соотечественников ;
  • Если А. Мересьв является частью сообщества советских людей, то Омон стремится к разъединению с обществом, порабощающим личность человека ;
  • единым же для них был источник подвига – внутренний мир. Их высокое сознание и неизменное чувство долга перед отечеством.
Исследование мнения сверстников Герои двух произведении необходимы обществу, как образцы, как защитники и спасители – очевиден.

Исследование мнения сверстников

  • Герои двух произведении необходимы обществу, как образцы, как защитники и спасители – очевиден.
Было предложено пять следующих вопросов: 1. Дайте свое определение подвигу. 2. На ваш взгляд, вы могли бы совершить подвиг? 3. Как вы думаете, нужно ли воспитывать в себе состояние готовности к подвигу? 4. Назовите известных вам героев и их подвиги. 5. Назовите известных вам героев в литературе.

Было предложено пять следующих вопросов:

  • 1. Дайте свое определение подвигу. 2. На ваш взгляд, вы могли бы совершить подвиг? 3. Как вы думаете, нужно ли воспитывать в себе состояние готовности к подвигу? 4. Назовите известных вам героев и их подвиги. 5. Назовите известных вам героев в литературе.
Были получены следующие ответы: 1. Дайте свое определение подвигу.

Были получены следующие ответы:

  • 1. Дайте свое определение подвигу.
 Ответы на вопросы  анкеты : 2. На ваш взгляд, вы могли бы совершить подвиг?

Ответы на вопросы анкеты :

  • 2. На ваш взгляд, вы могли бы совершить подвиг?
Ответы на вопросы  анкеты : 3. Как вы думаете, нужно ли воспитывать в себе состояние готовности к подвигу?

Ответы на вопросы анкеты :

  • 3. Как вы думаете, нужно ли воспитывать в себе состояние готовности к подвигу?
Ответы на вопросы  анкеты : 4. Назовите известных вам героев и их подвиги. Юрий Гагарин, полет в космос – 6 респондентов Мой  дедушка – 3 Супергерои – 2 Геракл - 2  Сергей Королев, запуск искусственного спутника Земли – 2 Участники ВОВ – 1 Жуков , Кутузов – 1 Иван Сусанин – 1 Затрудняюсь ответить -2  5. Назовите известных вам героев в литературе. Соня Мармеладова – 2 респондента Василий Теркин – 2 Андрей Болконский – 1 Затруднились дать ответ 15 респондентов

Ответы на вопросы анкеты :

  • 4. Назовите известных вам героев и их подвиги. Юрий Гагарин, полет в космос – 6 респондентов Мой дедушка – 3 Супергерои – 2 Геракл - 2 Сергей Королев, запуск искусственного спутника Земли – 2 Участники ВОВ – 1 Жуков , Кутузов – 1 Иван Сусанин – 1 Затрудняюсь ответить -2
  • 5. Назовите известных вам героев в литературе. Соня Мармеладова – 2 респондента Василий Теркин – 2 Андрей Болконский – 1 Затруднились дать ответ 15 респондентов
Главное: Проанализировав мнения молодых людей, можно сделать вывод – положительный герой должен быть в литературе и обществе. Однако настораживает тот факт , что юноши и девушки не могли привести имена героев-современников и персонажей современной литературы.
  • Главное: Проанализировав мнения молодых людей, можно сделать вывод – положительный герой должен быть в литературе и обществе. Однако настораживает тот факт , что юноши и девушки не могли привести имена героев-современников и персонажей современной литературы.
 Тематика классных часов и бесед по патриотическому воспитанию. «Настоящий человек –Алексей Маресьев» «Всегда ли в жизни есть место подвигу?» «Скажи, кто твой кумир…» «Герои в современных литературных произведениях» «Где взять героев?» «Моральный облик школьника» «Воспитание воли» «Слово о России» «Народ –победитель»

Тематика классных часов и бесед по патриотическому воспитанию.

  • «Настоящий человек –Алексей Маресьев»
  • «Всегда ли в жизни есть место подвигу?»
  • «Скажи, кто твой кумир…»
  • «Герои в современных литературных произведениях»
  • «Где взять героев?»
  • «Моральный облик школьника»
  • «Воспитание воли»
  • «Слово о России»
  • «Народ –победитель»
 Заключение Рабочая гипотеза подтвердилась – современному обществу нужен положительный герой. Главное: Героизм, способность совершить подвиг, лежит в нас самих, в нашей нравственности, позиции долженствования перед Родиной. Стать героем, совершив подвиг, способен лишь человек, обладающий высоким сознанием ; От героев зависит общество, которое на них равняется, а от общества, в свою очередь, зависит будущее. Литература должна подавать пример истинного героизма.

Заключение

  • Рабочая гипотеза подтвердилась – современному обществу нужен положительный герой.

Главное:

  • Героизм, способность совершить подвиг, лежит в нас самих, в нашей нравственности, позиции долженствования перед Родиной. Стать героем, совершив подвиг, способен лишь человек, обладающий высоким сознанием ;
  • От героев зависит общество, которое на них равняется, а от общества, в свою очередь, зависит будущее.
  • Литература должна подавать пример истинного героизма.
 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!