СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О смешном в рассказах а.п. чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О смешном в рассказах а.п. чехова»

МБОУ «Отрадненская ООШ»  с.Отрадное   О смешном  в рассказах  А. П. Чехова    Составитель: учитель русского языка и литературы Кузьмина Надежда Алексеевна

МБОУ «Отрадненская ООШ» с.Отрадное О смешном в рассказах А. П. Чехова

Составитель: учитель русского языка и литературы Кузьмина Надежда Алексеевна

Антон Павлович Чехов (1860-1904) «Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова , то сначала он показался мне каким -то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня.»  Л.Н.Толстой   Смех Чехова – то веселый, то с оттенком лирической грусти, то легкий и светлый, то граничащий с сатирой, – поистине неисчерпаем.

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

«Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова , то сначала он показался мне каким -то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня.»

Л.Н.Толстой

Смех Чехова – то веселый, то с оттенком лирической грусти, то легкий и светлый, то граничащий с сатирой, – поистине неисчерпаем.

Писатель и врач Весной 1884 года Чехов окончил университет и стал доктором. Доктор Чехов не бросал литературу. Когда спустя много лет один из его друзей спросил, сколько он написал рассказов в первые годы своей работы, Чехов ответил: «Более тысячи».

Писатель и врач

Весной 1884 года Чехов окончил университет и стал доктором. Доктор Чехов не бросал литературу. Когда спустя много лет один из его друзей спросил, сколько он написал рассказов в первые годы своей работы, Чехов ответил: «Более тысячи».

О псевдонимах А. П. Чехова В декабре 1879 года в юмористическом журнале «Стрекоза» появился первый рассказ А.П. Чехова. Потом он стал писать и посылать свои произведения в журналы «Будильник», «Зритель», «Стрекоза», «Осколки» рассказ за рассказом. Подписывался он псевдонимом «Антоша Чехонте». Известно более 50 псевдонимов Чехова: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Человек без селезенки. Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин и т. д.

О псевдонимах А. П. Чехова

В декабре 1879 года в юмористическом журнале «Стрекоза» появился первый рассказ А.П. Чехова. Потом он стал писать и посылать свои произведения в журналы «Будильник», «Зритель», «Стрекоза», «Осколки» рассказ за рассказом.

Подписывался он псевдонимом «Антоша Чехонте». Известно более 50 псевдонимов Чехова: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Человек без селезенки.

Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин и т. д.

Что такое юмор   Юмор  – это интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны; это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. В художественной литературе юмористическими являются произведения, в которых отражается смешное в жизни, возникающее в результате несоответствия поставленной цели или какого-либо средства, выбранного для ее достижения; это несоответствие действий и результата, ими достигнутого; это неожиданные, внезапно выявленные противоречия в реально имеющемся и предполагаемо ожидаемом, будь то поступки людей или наличие складывающейся ситуации. Известны различные формы юмора: ирония, шутка, пародия, сатира, анекдот, каламбур и так далее.

Что такое юмор

  •   Юмор  – это интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны; это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. В художественной литературе юмористическими являются произведения, в которых отражается смешное в жизни, возникающее в результате несоответствия поставленной цели или какого-либо средства, выбранного для ее достижения; это несоответствие действий и результата, ими достигнутого; это неожиданные, внезапно выявленные противоречия в реально имеющемся и предполагаемо ожидаемом, будь то поступки людей или наличие складывающейся ситуации. Известны различные формы юмора: ирония, шутка, пародия, сатира, анекдот, каламбур и так далее.
Рассказ «Хирургия»  История создания Врач П.А. Архангельский, поведал однажды А.П. Чехову о курьезном случае, в котором было много и смешного, и грустного. Когда сам заведующий был занят серьезным случаем, он попросил у практиканта помочь – вырвать зуб у пациента. Юноша, позже ставший большим профессионалом своего дела, перепутал и вырвал здоровый зуб вместо больного. Тогда его наставник ласково пошутил: «Рви здоровые, авось до больного доберешься!». Литератор взял эту историю за основу для шуточного рассказа «Хирургия».

Рассказ «Хирургия»

История создания

Врач П.А. Архангельский, поведал однажды А.П. Чехову о курьезном случае, в котором было много и смешного, и грустного. Когда сам заведующий был занят серьезным случаем, он попросил у практиканта помочь – вырвать зуб у пациента. Юноша, позже ставший большим профессионалом своего дела, перепутал и вырвал здоровый зуб вместо больного. Тогда его наставник ласково пошутил: «Рви здоровые, авось до больного доберешься!».

Литератор взял эту историю за основу для шуточного рассказа «Хирургия».

Жанр и направление рассказа «Хирургия» Жанр произведения – юмористический рассказ. На это указывают «юмористические приемы». Во-первых, это изображения комических черт самих героев. Например, дьякон, не найдя иконы, крестится на бутыль с маслом, то есть автор высмеивает предрассудок, ставший машинальной привычкой, и не имеющий под собой ничего, кроме нелепости. Во-вторых, это контраст: сначала оба героя льстят друг другу, дьякон приравнивает фельдшера к ангелу, а потом оба начинают грубо осыпать друг друга ругательствами. Этот прием обличает их лицемерие. В-третьих, Чехов использует просторечия, фразеологизмы, междометия, например: «Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный!». Так он создает атмосферу живого диалога, в ходе которого сами собой рождаются смешные выражения. Направление – реализм. Автор описывает вполне обыденные события, которые лишены и тени мистики или романтического колорита. Тематика и проблематика «Хирургии» указывают на то, что суть книги – передать явления из реальной жизни без прикрас.

Жанр и направление рассказа «Хирургия»

Жанр произведения – юмористический рассказ. На это указывают «юмористические приемы». Во-первых, это изображения комических черт самих героев. Например, дьякон, не найдя иконы, крестится на бутыль с маслом, то есть автор высмеивает предрассудок, ставший машинальной привычкой, и не имеющий под собой ничего, кроме нелепости. Во-вторых, это контраст: сначала оба героя льстят друг другу, дьякон приравнивает фельдшера к ангелу, а потом оба начинают грубо осыпать друг друга ругательствами. Этот прием обличает их лицемерие. В-третьих, Чехов использует просторечия, фразеологизмы, междометия, например: «Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный!». Так он создает атмосферу живого диалога, в ходе которого сами собой рождаются смешные выражения.

Направление – реализм. Автор описывает вполне обыденные события, которые лишены и тени мистики или романтического колорита. Тематика и проблематика «Хирургии» указывают на то, что суть книги – передать явления из реальной жизни без прикрас.

Главные герои Дьячок Вонмигласов – человек очень набожный, боязливый и совсем непривыкший прибегать к современной медицине. Поначалу он решил исцеляться общеизвестными средствами: использовал хрен и водку, прикладывая компресс к щеке, заговорённую нить носил на запястье, однако его усилия были тщетны, и в итоге дьячок решает посетить врача, ведь он не мог пить чай и даже петь литургии. Описание дьячка уже порождает в воображении комический портрет: «Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху.» Речь героя обличает его желание подольститься к фельдшеру, чтобы ограничить плату за услугу одной просфорой.Это говорливый человек, склонный все преувеличивать и лицемерно лебезить перед собеседником. Когда все идет по его плану, он готов изливать сладкоголосые похвалы, но как только что-то идет не так, он говорит свое истинное мнение о собеседнике и обнажает свою грубость и нетерпимость по отношению к тому, чего он не понимает.

Главные герои

Дьячок Вонмигласов – человек очень набожный, боязливый и совсем непривыкший прибегать к современной медицине. Поначалу он решил исцеляться общеизвестными средствами: использовал хрен и водку, прикладывая компресс к щеке, заговорённую нить носил на запястье, однако его усилия были тщетны, и в итоге дьячок решает посетить врача, ведь он не мог пить чай и даже петь литургии. Описание дьячка уже порождает в воображении комический портрет:

«Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху.»

Речь героя обличает его желание подольститься к фельдшеру, чтобы ограничить плату за услугу одной просфорой.Это говорливый человек, склонный все преувеличивать и лицемерно лебезить перед собеседником. Когда все идет по его плану, он готов изливать сладкоголосые похвалы, но как только что-то идет не так, он говорит свое истинное мнение о собеседнике и обнажает свою грубость и нетерпимость по отношению к тому, чего он не понимает.

Главные герои Фельдшер Курятин  – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твердых убеждений и знаний. Сначала он говорит, что хирургия для его проста как медный грош, а потом, как только операция затягивается, уверяет, что это сложная и непостижимая штука. Его халатное отношение к медицине подчеркивает тот факт, что он курит в кабинете, где все должно быть стерильно. Герой тоже лицемерен и груб, как и дьяк, но гордится перед ним своей мнимой образованностью. Описание фельдшера указывает на то, что он носит маску услужливости, но на самом деле глубоко равнодушен к своему делу. «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности.» Самодовольство героя служит причиной его неудачи, ведь он постоянно говорил «пустяки», «раз плюнуть», что полностью отражает его отношение к медицине: он плюет на пациента и считает оказание помощи пустяком.

Главные герои

Фельдшер Курятин – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твердых убеждений и знаний. Сначала он говорит, что хирургия для его проста как медный грош, а потом, как только операция затягивается, уверяет, что это сложная и непостижимая штука. Его халатное отношение к медицине подчеркивает тот факт, что он курит в кабинете, где все должно быть стерильно. Герой тоже лицемерен и груб, как и дьяк, но гордится перед ним своей мнимой образованностью. Описание фельдшера указывает на то, что он носит маску услужливости, но на самом деле глубоко равнодушен к своему делу.

«Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности.»

Самодовольство героя служит причиной его неудачи, ведь он постоянно говорил «пустяки», «раз плюнуть», что полностью отражает его отношение к медицине: он плюет на пациента и считает оказание помощи пустяком.

Рассказ «Лошадиная фамилия»   Впервые рассказ «Лошадиная фамилия» был напечатан в Санкт-Петербурге, в «Петербургской газете», вышедшей для столичных читателей в 1885 году (№ 183). Рассказ А.П. Чехова имел интересный для нас подзаголовок - «Сценка». Однако, несмотря на подобное жанровое определение, это маленькое, веселое, живое чеховское произведение так и не было переработано в настоящую пьесу по всем правилам драматического искусства. Так как у Антона Павловича Чехова имелись тысячи других, не менее важных  дел, чем переработка рассказа в пьесу, тем более что множество диалогов и монологов, присутствующих в рассказе, приближают его к пьесе.   

Рассказ «Лошадиная фамилия»

  Впервые рассказ «Лошадиная фамилия» был напечатан в Санкт-Петербурге, в «Петербургской газете», вышедшей для столичных читателей в 1885 году (№ 183). Рассказ А.П. Чехова имел интересный для нас подзаголовок - «Сценка». Однако, несмотря на подобное жанровое определение, это маленькое, веселое, живое чеховское произведение так и не было переработано в настоящую пьесу по всем правилам драматического искусства. Так как у Антона Павловича Чехова имелись тысячи других, не менее важных  дел, чем переработка рассказа в пьесу, тем более что множество диалогов и монологов, присутствующих в рассказе, приближают его к пьесе. 

 

Юмор в рассказе «Лошадиная фамилия»     Источником смешного в рассказе А.П. Чехова являются как отдельные эпизоды, так и сам сюжет произведения. Смешным рассказ делает поведение героев, их реплики, портреты, изображение характера и внешнего вида приказчика, старающегося припомнить фамилию саратовского лекаря. Чеховский смех мягкий и добродушный. Чехов, иронизируя над героями рассказа, показывает читателю те высокие требования, которые способны обратить внимание не только на желание помочь страдающему генералу Булдееву, но и на не умение приказчика Ивана Евсеевича сделать это ответственно и разумно.

Юмор в рассказе «Лошадиная фамилия»

 

  Источником смешного в рассказе А.П. Чехова являются как отдельные эпизоды, так и сам сюжет произведения. Смешным рассказ делает поведение героев, их реплики, портреты, изображение характера и внешнего вида приказчика, старающегося припомнить фамилию саратовского лекаря. Чеховский смех мягкий и добродушный. Чехов, иронизируя над героями рассказа, показывает читателю те высокие требования, которые способны обратить внимание не только на желание помочь страдающему генералу Булдееву, но и на не умение приказчика Ивана Евсеевича сделать это ответственно и разумно.

Рассказ «Злоумышленник» Рассказ «Злоумышленник» входит в первый сборник автора «Пестрые рассказы». Впервые опубликован 7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте. «Злоумышленник» — превосходный рассказ… Я его раз сто читал,»- писал Л. Н. Толстой Жизнь простых людей в России, их чувства и чаяния всегда интересовали Антона Павловича. Он является продолжателем лучших традиций реалистического направления в литературе. Стиль его прозы сатирический, где встречаются «забавные» ситуации и сценки, нелепые формы поведения и речи. Произведение вышло с подзаголовком «Сценка». По жанру это юмористический рассказ, в котором деликатно, с иронией и состраданием автор смеётся над своими героями.

Рассказ «Злоумышленник»

Рассказ «Злоумышленник» входит в первый сборник автора «Пестрые рассказы». Впервые опубликован 7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.

«Злоумышленник» — превосходный рассказ… Я его раз сто читал,»- писал Л. Н. Толстой

Жизнь простых людей в России, их чувства и чаяния всегда интересовали Антона Павловича. Он является продолжателем лучших традиций реалистического направления в литературе. Стиль его прозы сатирический, где встречаются «забавные» ситуации и сценки, нелепые формы поведения и речи.

Произведение вышло с подзаголовком «Сценка». По жанру это юмористический рассказ, в котором деликатно, с иронией и состраданием автор смеётся над своими героями.

Что высмеивал Чехов в рассказе «Злоумышленник» Чехов был убеждён, что рабскому поведению перед «власть предержащими» может противостоять только смех. Писатель высмеивает темноту, невежество народа, который не свободен даже в собственных чувствах. Комизм создают невозмутимость и своеобразная рассудительность ответов «злоумышленника», не способного взять в толк, что хотят от него и зачем он здесь. Комично положение следователя, доведённого до исступления непроходимой тупостью мужика. Чеховский юмор всегда «идёт в ногу» с грустью, которая рождается оттого, что человек не может постоять за себя, сохранить чувство собственного достоинства. Смех – это повод для того, чтобы обратить внимание, прежде всего, на свои недостатки и «по капле выдавливать из себя раба» 

Что высмеивал Чехов в рассказе «Злоумышленник»

Чехов был убеждён, что рабскому поведению перед «власть предержащими» может противостоять только смех. Писатель высмеивает темноту, невежество народа, который не свободен даже в собственных чувствах.

Комизм создают невозмутимость и своеобразная рассудительность ответов «злоумышленника», не способного взять в толк, что хотят от него и зачем он здесь. Комично положение следователя, доведённого до исступления непроходимой тупостью мужика.

Чеховский юмор всегда «идёт в ногу» с грустью, которая рождается оттого, что человек не может постоять за себя, сохранить чувство собственного достоинства.

Смех – это повод для того, чтобы обратить внимание, прежде всего, на свои недостатки и «по капле выдавливать из себя раба» 

 И т о г и Чехов был убеждён, что рабскому поведению перед «власть предержащими» может противостоять только смех. Писатель высмеивает темноту, невежество народа, который не свободен даже в собственных чувствах. Комизм создают невозмутимость и своеобразная рассудительность ответов «злоумышленника», не способного взять в толк, что хотят от него и зачем он здесь. Комично положение следователя, доведённого до исступления непроходимой тупостью мужика. Чеховский юмор всегда «идёт в ногу» с грустью, которая рождается оттого, что человек не может постоять за себя, сохранить чувство собственного достоинства. Смех – это повод для того, чтобы обратить внимание, прежде всего, на свои недостатки и «по капле выдавливать 

И т о г и

Чехов был убеждён, что рабскому поведению перед «власть предержащими» может противостоять только смех. Писатель высмеивает темноту, невежество народа, который не свободен даже в собственных чувствах.

Комизм создают невозмутимость и своеобразная рассудительность ответов «злоумышленника», не способного взять в толк, что хотят от него и зачем он здесь. Комично положение следователя, доведённого до исступления непроходимой тупостью мужика.

Чеховский юмор всегда «идёт в ногу» с грустью, которая рождается оттого, что человек не может постоять за себя, сохранить чувство собственного достоинства.

Смех – это повод для того, чтобы обратить внимание, прежде всего, на свои недостатки и «по капле выдавливать