СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О воспитании у детей положительного отношения к труду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о воспитании и привитии детям дошкольного возраста положительного отношения к труду.

Просмотр содержимого документа
«О воспитании у детей положительного отношения к труду»

О ВОСПИТАНИИ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО

ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ


Еще до поступления в школу дети знакомятся с трудом взрослых, пытаются участвовать в окружающей их жизни. Очевидно необходимо с младшего возраста развивать положительное отношение к труду, стремление быть полезным окружающим, добросовестное отношение к выполнению повседневных обязанностей и поручений взрослых, стремление следить за порядком и чистотой в помещении, на улице. Все это составляет основу положительного отношения к труду.

Ознакомление ребят с трудом взрослых способствует формированию уважения к труду, бережного отношения к его результатам. У детей возникает желание подражать трудовым действиям взрослых и их взаимоотношениям. Положительное отношение ребенка к труду формируется лишь при условии непосредственного выполнения им разнообразной работы, которая дает возможность на собственном опыте почувствовать радость труда.

Основные виды трудовой деятельности дошкольников самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, направленный на поддержание порядка в группе детского сада, дома, на участке, ручной труд, связанный с изготовлением поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, доступный труд по уходу за растениями.

От того, как организуется труд, насколько он систематичен, зависит формирование у детей положительного отношения к любому поручаемому делу.

Обычно взрослому без особого труда удается вызвать у ребенка пяти-семи лет желание потрудиться. Это обусловлено такими психологическими особенностями старших дошкольников, как стремление к активному практическому действию, повышенная эмоциональность, подражательность, искреннее и безграничное доверие к взрослому. Знание этих факторов позволяет родителям использовать их в качестве условий стимулирования трудовой активности детей. Но трудиться систематически, добросовестно и без напоминаний выполнять свои обязанности ребенок сможет лишь тогда. Когда мать. Отец четко определяют поручения и обязанности, контролируют, как они выполняются.

Отношение детей к труду зависит от того, какими моральными побуждениями они руководствуются, выполняя то или иное дело. На первый план здесь выступает не только навыки, но и отношение к человеку, который дает поручение или ради кого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, в связи с которым предпринимается эта деятельность.

Увлечение трудом, понимание его целей является хорошим стимулом для включения детей в трудовые процессы.

Хорошо, например, в процессе подготовки к празднованию Международного женского дня 8 Марта в эмоциональной беседе довести до сознания детей, что нужно быть всегда добрыми, заботливыми и внимательными к маме и бабушке. Важно показать огромную роль мамы в семье, ее заботу о детях, ее любовь к ним, стремление создать домашний уют.

Но и маме и бабушке нужны забота и помощь, а позаботиться о них должны сами дети. И тогда ребята выражают горячее желание помочь маме, бабушке, всем старшим. Взрослые же должны подсказать, какие дела дети могут выполнять дома, и научить их справляться с этими делами.

Так органично связывается стремление ребят к труду с организацией трудовых процессов.

Для воспитания у детей положительного отношения к труду важно учить их применять трудовые навыки по своей инициативе( даже когда не просят что-то сделать), ставить их перед необходимостью трудиться повседневно.

Однако не следует забывать, что волевые качества у детей еще только формируются, им не достает ни умений, ни навыков, поэтому очень важно в процессе трудовой деятельности общение со взрослым в процессе совместной деятельности. Непринужденное общение с родителями в процессе совместной деятельности ( мытье посуды, уборка в квартире, приготовление пирожков и т.д.) создает благоприятную обстановку. Так, взрослый привлекает внимание ребенка к самому главному, к наиболее удачным приемам своей работы, к хорошим результатам труда ребенка, а также к тому, что не получилось, к недостаткам в работе. Наверное правильно поступают те родители, которые стараются поддержать стремление ребенка к результату бодрым, активным настроением. И не нужны здесь ни специальные беседы, ни разъяснения о необходимости трудиться. Сама обстановка, приподнятая, радостная активизирует ребят.

Содержание трудовой деятельности ребенка дома может содержать следующие позиции:


1.Чистить одежду, обувь.

2.Стирать мелкие вещи ( носовые платки).

3.Накрывать стол для еды, убирать посуду.

4.Мыть и убирать игрушки.

5.Протирать мебель.

6.Убирать свою постель.

7.Подметать пол.

8.Поливать комнатные растения.

9.Ухаживать за комнатными растениями, кормить рыб.

10.Оазывать помощь в саду, на огороде ( перекапывать землю, сеять семена, пропалывать сорняки, рыхлить землю, поливать).

11.Подклеивать книги, коробки для настольных материалов.

12.Помогать взрослым в работе по дому.

Приемы руководства трудом детей может включать следующие позиции:

Взрослые:

1.Определяют для ребенка цель труда и мотивируют ее.

2.Показывают и объясняют приемы трудовой деятельности, дает советы, выдвигает требования к качеству и темпу выполнения работы.

3.Подключает ребенка к своему труду, подает пример, оказывает практическую помощь.

4.Оценивает поведение ребенка, его умения, усилия.

5.Читает ребенку художественные произведения о труде взрослых, организует наблюдение за трудовой деятельностью со стороны ближайшего окружения.

Родителей нередко огорчает, что ребенок неохотно трудиться, особенно если это повседневные дела. Приучать детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду нужно путем повышения их заинтересованности, увлеченности трудом, используя для этого и игровые формы организации труда.

Можно видеть, с каким удовольствием работают дети в «мастерской» по ремонту книг и коробок для настольных игр, которая организуется в группе детского сада. Детям нравится , когда обыгрывается действительно нужное, серьезное дело, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более если они сами принимают участие в труде.

Очень внимательно нужно относится к тону разговора с детьми 5-6 лет. Они часто обижаются, если взрослые начинают говорить с ними как с маленькими, снижают к ним требования, подчеркивают игровой характер труда. Дети очень быстро начинают чувствовать, что их труд рассматривается не как нужный, серьезный, а как средство отвлечения от шалости.

Необходимо отметить большое влияние на отношение детей к труду организации материальной среды, условий труда.

Непременное условие положительного отношения к труду- его посильность. Как перегрузка, так и недогрузка формирует в равной степени отрицательное отношение детей к труду.

Воспитанию желания трудиться помогают только те влияния, которые вызывают определенные эмоции : одобрение, похвала, показ образцов труда другим детям.

Приходится нередко отмечать, что многие дети в группе проявляют леность, нежелание трудиться.

Чаще всего причиной лености, отсутствия интереса к труду является неразумная родительская любовь, ограждение ребенка от каких-либо трудностей, от каких-либо обязанностей, чрезмерное удовлетворение всех желаний ребенка. Единственный способ борьбы с леностью – постепенное и последовательное вовлечение ребенка в трудовую деятельность. Надо посоветовать родителям сделать первые задания для ребенка интересными и помочь ему их выполнить. Не нужно нервничать и раздражаться, если у ребенка что-либо не получается или получается не так. Как этого хотелось бы взрослым.

Вообще, трудолюбие - сложнейшее и важнейшее свойство личности. Чтобы ребенок полюбил труд, необходимо сделать его результативным, успешным, постоянно усложняющимся по содержанию и форме организации.

Сложная задача воспитания правильного отношения к труду может быть решена успешно только при условии дружной , совместной работы семьи, детского сада, а позднее и школы. Трудовое воспитание - фундамент нравственного развития, основа для дальнейшего активного существования в социуме.