«Проектная деятельность в начальной школе».
Слайд 1. Второй год я работаю по программе «Школа России» в условиях реализации ФГОС. Метод проектов мне знаком, т.к. он ранее использовался на уроках технологии. Но как применить данную технологию при обучении математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру? На этот вопрос я ищу ответ и делюсь с вами своим небольшим опытом работы.
Слайд 2. Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.
Слайд 3.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
Слайд 4. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.
Слайд 5. Следовательно, современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Слайд 6. 2. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Слайд 7. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.
Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.
Слайд 8. Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников современных ключевых компетенций (общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно - смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования).
3.Что такое проектная деятельность?
Слайд 9. Проектная деятельность – это метод, который:
- раскрепощает ребёнка,
- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,
- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.
Слайд 10. 4. Сущность метода проекта.
Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Слайд 11. 5. Для чего нам нужен метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.
Слайд 12. 6. Совокупность методов, используемых в проектной деятельности.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, научных методов, творческих по самой своей сути.
Слайд 13. 7.Что такое проект?
Любой проект имеет практически одинаковую структуру.
Проект – это «пять П»:
Проблема (необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы)
Проектирование (планирование) (выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы)
Поиск информации (каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации)
Продукт (результатом работы над проектом, является продукт)
Презентация (подготовленный продукт должен быть представлен общественности)
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Слайд 14. 8. Особенности учебного проекта.
Учебный проект- это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта..
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования.
Слайд 15. У младшего школьника должны быть сформированы в первые годы обучения такие общеучебные умения, как целеполагание, планирование, самоанализ, самопредъявление, самовыражение, что в принципе заложено во всех школьных системах периода начального образования.
Слайд 16. В ходе проектной деятельности формируются основополагающие умения учебного проектирования:
-планирование деятельности по заданной теме;
-представление хода предстоящей работы;
-формулирование цели и задач последующего выполнения;
-осуществление деятельности в соответствии с выбранным планом;
-анализ полученных результатов;
-перенос проделанной работы в новые условия при её планировании другими участниками проектной деятельности.
Слайд 17. 9. Формы организации проектной деятельности.
Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий.
Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом.
Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким - либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект.
Слайд 18. 10. Формы представления проекта.
Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Мы приучаем учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй ( представь аудитории, публике) свою работу. Хорошо, если на презентации будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Слайд 19. Можно использовать различные формы презентаций: плакат, блокнот, папка, альбом, видеофильм, компьютерный вариант, раскладушка.
Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, или в виде презентации.
11. Критерии оценки проекта.
Слайд 20. Оценивать работу учеников можно по следующим критериям:
-лучшая идея (гипотеза);
-правильно составленный план действий;
-четко и аккуратно выполненные операции по ходу работы;
-яркая и эмоциональная презентация проекта.
Расширение спектра поощрения (медаль, сувенир, свидетельство, грамота, открытка и т.п.) за хорошо выполненную проектную работу позволяет мотивировать проектную деятельность на высоком эмоциональном уровне при большом желании учащегося продолжать работу. Только тогда дети с восторгом и воодушевлением встречают каждый урок проектной деятельности.
Слайд 21. 12. Особенности проектной деятельности в начальной школе.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
Слайд 22. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.
Но при этом важно, чтобы они не брали на себя всю работу, а лишь выполнение части работы детей над проектами, помогали советом, информацией. Проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Слайд 23. Необходимо в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
13. Итог.
Проектная деятельность в школе является эффективным средством развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности.
Слайд 24. Таким образом, в процессе проектной деятельности
- создаются условия для творческого развития детей,
- приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- вырабатываются умения вести поиск и систематизировать нужную информацию,
- сотрудничать друг с другом;
- совместно планировать свои действия.
4