Конспект открытого урока
Тип урока: творческая мастерская
Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский»
Мобилизирующий.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами на районном этапе конкурса «Учитель Года-2016». Если честно, я очень волнуюсь. Потрогайте мои ладони. Что вы чувствуете? (Холодные, дрожат, влажные).
Мне очень нужна ваша помощь. Думаю, ваши сияющие глаза, улыбки и прекрасные знания то, что мне нужно.
- Итак, о чем же сегодня пойдет речь на уроке?
Давайте посмотрим на экран. (Слайд № ) Демонстрируются иллюстрации.
О каком произведении идет речь? (Слайд№…)А.С. Пушкин «Дубровский».
Это и будет темой нашего урока. Урок творческая мастерская по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
Какую цель мы поставим на уроке, чем будем заниматься?
( выполнять творческие задания, говорить о героях)
Правильно. И делать мы это будем, составляя небольшую интеллект –карту. (Слайд № )
Для этого вам выданы листы-шаблоны, фломастеры и карандаши . Попробуем составить?(Да)
Какие же правила построения интеллект-карты?
Начнем с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. ( На доске расположить в центре рисунок)
АКТУАЛИЗАЦИЯ
-Что вы знаете об истории создания романа? (Не дописан, основан на реальных событиях, название дали по имени гл. героя)
-Давайте вспомним главных персонажей романа. Внимание! Прослушайте и ответьте, кому из героев романа принадлежат слова?
(Зачитываются реплики)
Я простил заклятого врага своего. Ненависть оставила меня. И жизнь моя стала бессмысленной. У меня нет дороги. Я изгой. Я беглый офицер. Я бывший дворянин. Я –разбойник. (Фрагмент №1)
Все это вздор! Люблю-не люблю. У князя 3 тысячи душ, титул, связи, родство. Поедете с ним в Европу. Ну кому я тебя тут отдам? На 3 губернии вокруг нету никого, кто бы мог с ним сравниться. (Фрагмент №2)
Я не обманывала вас. Я ждала вас до последней минуты. А теперь. А теперь я говорю вам поздно. Отпустите нас. (Фрагмент №3)
Вы великолепны, княгиня. Я восхищен вами. Все кончено. Можете не волноваться. (Фрагмент №4)
-Итак, от центра должны идти основные части-блоки, о которых далее будет собираться информация. Как вы думаете, какими блоками мы дополним нашу карту? (Дубровский, Троекуров, Маша, Верейский)(Слайд № )
-Выберите себе магнит любого цвета. Далее вы продолжите работу в парах. Сядьте вместе те, у кого совпали цвета магнитов. За парты, на которых лежат листы- шаблоны такого же цвета.
Я вам немного помогла и приготовила некоторые заготовки. Имя вашего героя вы уже видите, теперь необходимо приклеить его фото.
-Над каким образом работает каждая пара? (ОЗВУЧИВАЮТ)
АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД
Дети, подумайте и составьте ассоциативный ряд слов, характеризующих образ вашего героя. Запишите 5 качеств.
- Что у вас получилось? (Зачитывают)
(Дубровский- доблестный, честный, благородный, смелый, любящий;
Маша- романтичная, искренняя, покорная, нерешительная, честная;
Троекуров- жестокий, жадный, глупый, своенравный, грубый;
Верейский- холодный, эгоистичный, коварный, аристократичный)
СИНКВЕЙН
Эти слова помогут вам при выполнении следующего творческого задания, составление синквейна о вашем герое.
Кто знает, как составить синквейн? (ОТВЕТЫ) (Слайд№ )
Дети выполняют работу.
Зачитываются варианты.
АФОРИЗМЫ
Продолжим работу по составлению интеллект-карты.
На ваших партах лежат конверты. Что на них написано? Кто помнит, что такое афоризм? (СЛАЙД № )
Посмотрите, какие афоризмы находятся в конвертах, соотнесите эти слова именно вашему персонажу. После этого приклейте один афоризм.
(СЛАЙД № )
-Что получилось? Почему выбрали именно этот. Объясните значение. (Объясняют)
VI.- Ребята всегда при чтении худ. произведения возникают вопросы, которые хочется задать героям или автору.
О чем бы вам хотелось спросить ? Подумайте и запишите.
(ЗАПИСЫВАЮТ И ОТВЕЧАЮТ)
СБОР ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ
Итак, соберем нашу интеллект-карту. Подойдите и прикрепите ваши блоки в те места, где вы считаете они должны соединиться с центром.
А что могло бы дальше произойти с нашими героями? Я предлагаю вам подумать после урока. И возможно кто-то из вас напишет свое продолжение романа.
У вас на партах лежат жетоны, в конце урока положите их в ту коробку , которая соответствует вашему ощущению после урока.
Дети, спасибо за урок. Я получила огромное удовольствие от работы с вами.
Потрогайте мои ладони, что изменилось? (Теплые, мягкие).
Это вы помогли мне справиться с волнением. Ваши лучезарные глаза, неподдельное любопытство и интерес.