Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Краснодонская основная общеобразовательная школа
Тема урока | Обобщающий урок по теме «Природа» |
Педагогическая цель | Обобщить знания учащихся о природе, о взаимосвязях между живой и неживой природой. |
Педагогические задачи | Обучающая: обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе, формировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение; Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение; Воспитательная: воспитывать любовь к природе, ответственность за все живое, что нас окружает. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты | Выявить знания и умения, приобретённые в процессе изученного раздела «Природа»; оценить свои учебные достижения. |
Личностные результаты | Осознавать ценность знаний и умений, приобретённых при изучении темы; проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость; бережное отношение к природе, осознавать личную ответственность за свои поступки. |
Универсальные учебные действия | Метапредметные Познавательные: выполнять тестовые и другие задания; понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные: выбирают способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Коммуникативные: учиться взаимодействовать в группе, паре; владеть монологической речью; вести диалог. |
Основное содержание темы, понятия и термины | «Онегинская строфа», виды рифм, содержательность и сочетание рифм. Средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение). Тема произведения. |
Оборудование | ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник «Окружающий мир» 1 часть 2 класс, карточки для работы в группах для задания «Назови правило», карточки для работы в парах с изображением объектов природы для игры «Раздели объекты на 2 группы», кроссворд, карточки с загадками для разгадывания кроссворда. |
Этапы и цели урока | Формы, методы, методические приёмы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Фронтальная. Словесный. 1.Приветствие уч-ся. 2.Проверка готовности к уроку. 3.Эмоциональный настрой. 4. Правила посадки. | Психологический настрой. Проверка готовности к уроку. | Приветствует детей, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать точку зрения. |
II. . Введение в тему урока Цель: создание направленности на учебную работу; принятие учебной задачи урока. | Фронтальная. Словесный. 1Работа с разрезным раздаточным материалом. | - Какая сегодня погода? (пасмурно, ясно, переменная облачность, ветрено, без осадков, с осадками и т.д.) - Какая сегодня температура воздуха? - Сегодня в программе “Новости” сообщили, что в Якутии t-50°, а в Хабаровске -25°. Где теплее? Почему? Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нужно выполнить задание. (работа в парах) - Найдите карточку с нужными показаниями и положите её перед собой. +40 | +70 | +300 | +100 | +280 | +120 | 00 | -40 | -70 | -300 | -100 | -280 | -120 | +00 | Холод 28 градусов (-28) Двенадцать градусов мороза(-12) Четыре градуса ниже нуля (-4) Нуль градусов (0) Семь градусов тепла (+7) Десять градусов выше нуля (+10) Жара 30 градусов (+30) Если вы правильно выполните задание, то можете определить тему сегодняшнего урока? (после выполнения задания, перевернуть карточки) Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на уроке? Чем мы будем заниматься? Сегодня мы будем повторять то, что изучали в разделе «Природа». Приложение № 1 Слайд 1 | Подводит учащихся к определению цели, формулирует учебную задачу урока. | Планируют работу на уроке. Осмысленно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Правильно строят ответы на вопросы. Формулирование темы и цели урока. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; Познавательные: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез. Личностные: Мотивация к обучению целенаправленной познавательной деятельности. |
III. Обобщение и систематизация знаний. Цель: обобщить и систематизировать знания, повторить основные понятия по пройденной теме, обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества, применение знаний в нестандартной ситуации | Фронтальная Словесный Наглядный Поисковый 1.Распределение карточек на две группы. 2.Построение моделей различных связей. 3. Классификация животных на группы. | Перед вами на столе конверты с иллюстрациями. Ваша задача - разделить их на две группы. (работа в паре) (Ответы учащихся) Сформулируйте, по какому признаку вы разделили иллюстрации? (объекты живой и неживой природы) - Назовите признаки живой природы. (живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают) Составьте модели различных связей в природе. (Невидимые нити) Объясните свой выбор. (составляют модели: неживая природа – растения, растения – животные, животные – животные, человек – животные и т. д.; например: солнце – деревья, цветок – коза, девочка – цветы, животное – человек) Учащиеся аргументируют свой выбор. Предлагаю вам собраться в группы на своём ряду, взять карточки с объектами живой природы и классифицировать по группам все объекты. (растения и животные) - Какие растения на иллюстрациях? (деревья, кустарники, травы) - К какой группе (дикорастущие или культурные) относятся эти растения и почему? (дикорастущие, потому что за этими растениями не ухаживает человек) - Какие растения называют культурными? (растения, которые сажает и за которыми ухаживает человек) Игра “Найди пару”. Приложение № 1 Слайд 2 - Мы должны разгадать загадки и разложить культурные растения по корзинам. 1. На стеблях белеют чашки. В них и нитки и рубашки. (хлопок – прядильная культура)+лён 2.Сидит красная девица в темнице, А коса на улице. (морковь – овощная культура)+лук 3. Круглое, румяное, я расту на ветке: Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко – плодовая культура) + абрикос 4. В поле росла, под жерновом была, Из печки на стол белым хлебом пришла.(пшеница – зерновая культура) +рожь 5. На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд, Но нередко льются слёзы Тех, кто рвёт руками.... (розы – декоративная культура) + лилии Приложение № 1 Слайд 3 | Задает вопросы по ранее изученному материалу, ставит задачу аналитического характера | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. | Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для разрешения различных задач; умение работать в паре, в группе. Познавательные: извлекать информацию, представлять информацию в виде моделей, строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез, выявлять сущность, особенности объектов. |
Физминутка. Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Словесный | Элементы валеологии. | Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке | Обучающиеся повторяют движения за учителем. Осуществляют профилактику утомления. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
IV. Применение знаний и способов действий Цель: обобщить и систематизировать знания, применение знаний в нестандартной ситуации | Фронтальная Словесный Наглядный Поисковый 1. Классификация животных на группы. | Кроме растений к живой природе относятся животные. Кроссворд о животных Приложение № 1 Слайд 4 - Чтоб кроссворд наш отгадать Я прошу вас не зевать. Вмиг тогда вы все поймёте Быстро и ответ найдёте. Кто о себе так говорит? Я маленький. Меня знает каждый. Не очень люблю, когда меня берут в руки, сразу сворачиваюсь в клубок. Я имею иголки, но ни одной нитки. (ЁЖ) Я житель водоёмов. Похож я на бревно и имею усы. (СОМ) Меня называют санитаром леса. Я птица яркая красивая. Весь день стучу. (ДЯТЕЛ) А меня можно встретить вблизи рек и озер. У меня есть крылышки. А ещё меня называют вертолётом. (СТРЕКОЗА) - Какое ключевое слово? (животные) К каким группам относятся эти животные? СТРЕКОЗА – насекомое СОМ – рыба ДЯТЕЛ – птица ЁЖ – зверь Работа в группах. Каждая пара со своими картинками животных собирается в группу. Нужно выбрать животных и определить в нужную группу. Насекомые – животные, у которых три пары ног. Звери – животные, у которых две пары ног и тело покрыто шерстью. Птицы – животные, у которых два крыла, две ноги и тело покрыто перьями. Рыбы – животные, тело которых покрыто чешуёй и вместо ног плавники. | Контролирует работу детей; исправляет ошибки. Задает наводящие вопросы для правильных ответов учащихся. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. | Коммуникативные: умение работать в паре, в группе. Познавательные: строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез, выявлять сущность, особенности объектов.
|
| Фронтальная Словесный Наглядный 1.Повторение изученной темы | Приложение № 1 Слайд 5 Домашние и дикие животные. Ученики должны расселить животных в лес и к человеку. Дети делают выводы, что животные, которые живут в лесу (в поле, на лугу) и сами добывают себе пищу, называются дикими. Животные, которых разводит человек и ухаживает за ними, называются домашними. | Контролирует работу детей; исправляет ошибки. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. | Коммуникативные: строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других. |
| Фронтальная Словесный Беседа 1.Повторение основных понятий по теме «Красная книга». | Приложение № 1 Слайд 6 Что делает человек, чтобы сохранить растения и животный мир? А как ещё государство охраняет природу? Человек создаёт заповедники и заказники. Ребята, а мы с вами можем ли помочь природе? Можем стать ей другом? Что для этого нужно делать? (ответы детей) Будь природе другом. - Необходимо не только знать растения и животных, которые занесены в Красную книгу. Но и бережно к ним относиться и охранять их. Приложение № 1 Слайд 7, 8 | Задает наводящие вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы | Высказывают свое отношение к природе. | Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; Познавательные: строить рассуждения, осуществлять анализ. |
| Словесный Наглядный 1.Самостоятельная работа | Теперь мы многое повторили. Сейчас посмотрим, как вы самостоятельно ответите на вопросы теста по данному разделу. Итоговый тест. Приложение № 2 | Контролирует работу детей. | Самостоятельно отвечают на вопросы теста. | Познавательные: осуществлять анализ и синтез, выявлять сущность |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Ребята, наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали. Ребята, наша жизнь тесно связана с природой. И долг каждого человека – беречь природу. Приложение № 1 Слайд 9 | Задает вопросы с целью выявления у детей понимания материала | Анализируют работу на уроке: соотносят задачу, план и совершённые операции. Оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом. |