СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний об имени существительном

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний об имени существительном.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об имени существительном»

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.

Цель урока:

  • создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного;

Задачи урока:

  • отработка практических навыков в написании и определении существительных;

  • организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.

  • формировать умение организовывать совместную учебную деятельность;

  • развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.


Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении



Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы;

Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

а) Определение темы урока.

И сейчас внимание,

Необычное задание.

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас.



Учитель: Давайте соберём пословицу, которая будет девизом сегодняшнего урока.

Повторение - мать учения.

Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы. (Повторение - мать ученья - это пословица, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Слово мать – как начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья)

Учитель: Эта пословица сегодня – девиз урока. Значит, чем будем заниматься? (повторять, обобщать).

Учитель: А что именно мы сегодня будем повторять и обобщать, нам поможет отгадать Байр, прочитав стихотворение.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова утюг, пенал,

Котенок и конфеты

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

Ах, какие же слова восхитительные!

Называются все они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

Учитель: Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.)

Учитель: Какая цель нашего урока?



Цель урока: повторить и обобщить знания об имени существительном.



б) Минутка чистописания.

Учитель:

С темой разобрались,

За работу все взялись!

Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Копейка рубль бережёт. (надпись на доске)

Как вы понимаете значение пословицы?

Какая заглавная буква?

Кк (запишите в тетрадь)

Дайте характеристику звуку. (Звук [к]. Согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким).

Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

в) Словарная работа

На доске картинки (собака, тетрадь, корова, карандаш, заяц, молоко, ворона, медведь).

Записываем в тетради эти слова.

( один ученик записывает слова на доске)

Учитель: Почему эти слова называются словарные. (В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)

Молодцы!

Работа по теме урока.

- К какой части речи относятся данные слова?

-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)

-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).

Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

На какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).

3.Распределите слова в две группы.

Кто? Что?

Собака тетрадь

Корова карандаш

Заяц молоко

Ворона

медведь

4.Проверьте свою работу.

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

    1. Работа в парах

Волшебные превращения: КОЗА, ЦАПЛЯ, СОМ.

- На какой вопрос отвечают данные слова?

КТО?

- Замените в каждом слове одну букву так, чтобы слова отвечали на вопрос ЧТО? (кора, капля, ком)

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)

2.Допиши слова.

Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)

страна -..., (Россия)
город - ..., (Элиста)

имя - …, (Иван)

-Что ещё вспомнили об имени существительном?

Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной (прописной) буквы.

    1. – Измени число

Чашка, малыш, стул.

Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

Измените их число.

Чашки, малыши, стулья.

Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).

-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?

Имена существительные изменяются по числам: единственное и множественное.

-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)

-Какая часть слова указывает на изменение формы слова? (окончание)

- Выделите окончания.

V. Физкультминутка

VI. Самостоятельная работа

    1. Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?»

Раим Фархади

(Один учащийся читает вслух)

Тает снег. Журчит ручей.

Где же прыткий воробей?

Воробей крикливый где?

Он лежит в своем гнезде.

Рядом капли и микстура,-

У него температура.

Воробей скакал по лужам

И теперь лежит простужен.

-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?

-Выпишите имена существительные.

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)

2. Работа в парах Найдите ошибки :

Улицы – глагол, кто?, , неодуш., собств., ед.ч.

Ученик - сущ., что?, неодуш., нариц., ед.ч..

Школа – сущ., кто?, неодуш., нариц. , мн.ч.

Москва– сущ., кто?, неодуш., нариц., мн.ч.

Проверим

VIII. Обобщение по теме. Составление схемы.

-О какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.

-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое. Каким будет ключевое слово нашей схемы? (Имя существительное)

IX. Проверка работы. Рефлексия.

А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.

-отлично усвоил тему урока

-знаю, но не могу рассказать

-ничего не понял



X. Итог урока.

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

XI. Домашнее задание.

Придумать три предложения о весне. Подчеркнуть в них имена существительные.



Спасибо за работу. Урок закончен.









































Приложение 1.



Р

Работа в паре.

Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,

мороз.



абота в паре
.

Солнце, вьюга, лужи, снежинки, ручейки, мороз.

Работа в паре.

Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,

мороз.











Работа в паре.

Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,

мороз.













Работа в паре.

Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,

мороз.











Работа в паре.

Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,

мороз.

















Приложение 2.

(Слова на панно).

(Пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).



Приложение 3.

Работа в группе.

Составление кластера.

Имя существительное









































Работа в группе.

Составление кластера.

Имя существительное