5 «м» класс, 28.11.2017
Урок №56 по теме: Обобщение по разделу «Синтаксис. Пунктуация»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о прямой речи, обращении, простом осложненном и сложном предложениях.
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки при записи простого осложненного и сложного предложений, предложений с прямой речью, с обращением.
Развивающие: развивать умения обучающихся выразительно читать предложения с прямой речью, обращением, однородными членами предложения.
Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу
Планируемые результаты:
предметные: проведение различных видов анализа словосочетания, предложения и текста.
метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности, владение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту родного языка как явления национальной культуры.
Используемые технологии: технология модульного обучения.
Оборудование: карточки с заданиями; листы самооценки; компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)
Прозвенел звонок веселый,
Нам урок пора начать,
Встали правильно, красиво,
Значит можно начинать.
II. Актуализация опорных знаний. (5-7 мин)
Открываем тетради, запишем число, классная работа.
Индивидуальные задания: у доски 1, на месте 2.
№1 Синтаксический разбор предложения
Белка песенки поет и орешки все грызет.
№2 Синтаксический разбор предложения
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом
№3 Синтаксический разбор предложения
Солнце уже поднялось и освещало росистую землю.
Орфографическая минутка
Сердце матери лучше солнца греет.
- Как вы понимаете данную пословицу? 2-3 ответа
-Какие пословицы про маму вы знаете еще?
Материнская ласка конца не имеет.
Всякой матери свое дитё мило.
Птица рада весне, а дитя - матери.
Ближе матери друга нет.
Материнская молитва со дна моря достаёт,
С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать
-Чему учат пословицы о маме? (беречь маму, быть благодарными ей, мама, как и солнышко, одна у каждого)
Подчеркнем орфограммы в данных словах.
- Какие словосочетания можно выделить из этого предложения? Сердце матери, лучше греет, лучше солнца
-Что не является словосочетанием? Грамматическая основа
-Назовите грамматическую основу предложения. Сердце греет
-Какое это предложение? Охарактеризуйте его - повествовательное, невоскл, простое, двусост, распространенное, ничем не осл.
- Какое предложение мы называем простым?
- А какое предложение называем сложным?
-Чем может быть осложнено простое предложение? (обращения, однородные члены предложения, прямая речь)
-Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
-Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
-Какие разделы лингвистики изучают предложение? (синтаксис как единица речи, и пунктуация с точки зрения расстановки знаков препинания).
-Какие пунктуационные правила мы изучили в разделе Синтаксис и пунктуация? (знаки при прямой речи, диалог, обращение, однородные члены, сложные предложения).
3. Формулирование темы и цели урока (3 мин)
Учитель. Какие разделы лингвистики мы изучали на протяжении последних уроков? (синтаксис и пунктуация)
(Тема сегодняшнего урока — «Синтаксис и пунктуация. Повторение).
На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
вспомнить, что такое ..и...;
2) повторить расстановку ...;
3) обобщить ...
Цель: вспомнить, что такое простое и сложное предложения; повторить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении, при обращении, в сложных предложениях, в предложения с прямой речью, обобщить знания по пунктуации и синтаксису.
- Ребята! Сегодня мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал. Эти знания пригодятся вам при выполнении ВПР.
На партах у вас лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять на уроке самостоятельно, объективно оценивая себя. На каждый вид работы указано определенное количество баллов. В конце урока мы сдадите эти листы самооценки мне и я выставлю оценки в журнал.
4. Тестирование по изученному материалу (5 мин)
1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения:
а) подлежащее и сказуемое;
б) подлежащее;
в) определение;
г) сказуемое.
2. Выберите второстепенные члены предложения:
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) определение;
г) обстоятельство.
3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены)
а) Свежий ветер повеет прохладой с гор поднимет пыль и опять затихнет.
б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.
в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.
4. Чем может быть осложнено простое предложение:
а) союз и;
б) однородные сказуемые;
в) прямая речь;
г) обращение.
5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)
а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.
б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками.
в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.
Взаимопроверка теста по ключу в презентации. Поставьте оценку. Критерии перед вами.
5. Работа в группах. 6 групп.
Учитель. Ребята, перед вами текст. Читаю сама (7 мин)
1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг.
- Поработаем с данным текстом. У каждой группы есть свое задание. Ознакомьтесь с ним. Вопросы есть?
Пока они выполняют, проверить работу у доски.
-Как вы озаглавили текст (2-3 ответа)
-Объясните расстановку знаков препинания в каждом предложении.
- Чем осложнено второе и последнее предложение? Обращением
- Вспомним оформление прямой речи на письме.
6. Физкультминутка (1 мин)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сели.
7. Самостоятельная работа (7 мин)
Карточки с разноуровневым заданием
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью
1-й уровень
Это м..е красное солнышк.. отвечала Баба Яга
Вдру.. кто-то с палубы крикнул акула.
2-й уровень
Приш..л с..довник в лес увидел яблоньку и говорит вот х..рошее деревце.
Сх..ди Юленька в магазин попр..сила бабушка.
3-й уровень
- Спишите предложения 2-го уровня.
-Составьте и запишите предложение с прямой речью.
Подведение итога урока (3 мин)
Итак, урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока?
- Какую цель мы поставили на уроке?
-Достигли ли мы цель, которую ставили в начале урока?
Знания, которые мы систематизировали, вам пригодятся на следующем уроке, потому что мы будем писать диктант.
Самооценка. (2 мин) Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно. Поднимите руки те, у кого получилось оценка «5» за работу на уроке. Я с вами согласна. Вы молодцы (раздать медали). У кого «4»? Замечательно. Нужно немного постараться, чтобы было отлично. Остальные не расстраиваются, а продолжают активно работать в дальнейшем.
Сдайте листы самооценки, я выставлю оценки в журнал.
Рефлексия (1мин) Перед вами лестница успеха, нарисуйте себя на той ступени, на которой вы чувствуете себя комфортно.
Поднимите руки те, кто поставил себя на самую высокую ступень. Я вас поздравляю, вы – Знайки. Кто поставил себя на самую нижнюю ступень? На следующих уроках продолжим работать над данной темой. Спасибо за урок. Всего доброго.
№1 Синтаксический разбор предложения (у доски)
Белка песенки поет и орешки все грызет.
№2 Синтаксический разбор предложения (в тетради)
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом
№3 Синтаксический разбор предложения (в тетради)
Солнце уже поднялось и освещало росистую землю.
Материнская ласка конца не имеет.
Всякой матери свое дитё мило.
Птица рада весне, а дитя - матери.
Ближе матери друга нет.
Материнская молитва со дна моря достаёт,
С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать
-Чему учат пословицы о маме? (беречь маму, быть благодарными ей, мама, как и солнышко, одна у каждого)
Цель: вспомнить, что такое простое и сложное предложения; повторить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении, при обращении, в сложных предложениях, в предложения с прямой речью, обобщить знания по пунктуации и синтаксису.
Цель: вспомнить, что такое простое и сложное предложения; повторить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении, при обращении, в сложных предложениях, в предложения с прямой речью, обобщить знания по пунктуации и синтаксису.
Задание №2
1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения:
а) подлежащее и сказуемое;
б) подлежащее;
в) определение;
г) сказуемое.
2. Выберите второстепенные члены предложения:
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) определение;
г) обстоятельство.
3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены)
а) Свежий ветер повеет прохладой с гор поднимет пыль и опять затихнет.
б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.
в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.
4. Чем может быть осложнено простое предложение:
а) союз и;
б) однородные сказуемые;
в) прямая речь;
г) обращение.
5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)
а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.
б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками.
в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.
Критерии оценивания теста
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибки – «2»
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.
1-й уровень (на оценку «3»)
Это м..е красное солнышк.. отвечала Баба Яга
Вдру.. кто-то с палубы крикнул акула.
2-й уровень (на оценку «4»)
Приш..л с..довник в лес увидел яблоньку и говорит вот х..рошее деревце.
Сх..ди Юленька в магазин попр..сила бабушка.
3-й уровень (на оценку «5»)
- Спишите предложения 2-го уровня.
-Составьте и запишите предложение с прямой речью.
Группа №1
Задание №3 Прочитайте текст.
1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг.
Озаглавьте его.
Объясните расстановку знаков препинания в 1-ом предложении (простое или сложное, почему стоит тире между подлежащим и сказуемым) и спишите его в тетрадь.
Группа №2
Задание №3 Прочитайте текст.
1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг.
Озаглавьте его.
Объясните расстановку знаков препинания во 2-ом предложении (простое или сложное, чем осложнено, почему нет запятой между однородными сказуемыми) и спишите его в тетрадь.
Группа №3
Задание №3 Прочитайте текст.
1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг.
Озаглавьте его.
Объясните расстановку знаков препинания в 3-ем предложении (чем осложнено простое предложение, какие знаки препинания стоят при прямой речи) и спишите его в тетрадь.
Группа №4
Задание №3 Прочитайте текст.
1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг.
Озаглавьте его.
Объясните расстановку знаков препинания в 4-ом предложении (чем осложнено простое предложение, какие знаки препинания стоят при прямой речи) и спишите его в тетрадь.
Группа №5
Задание №3 Прочитайте текст.
1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг.
Озаглавьте его.
Объясните расстановку знаков препинания в 5-ом предложении (чем осложнено простое предложение, какие знаки препинания стоят при прямой речи) и спишите его в тетрадь.
Группа №6
Задание №3 Прочитайте текст.
1.Мама – самое священное слово на земле! 2.Человек рождается и умирает с этим словом. 3. «Спасибо, кормилица-мать", - благодарно произносит хлебороб. 4. Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" 5.Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 6.Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг.
Озаглавьте его.
Объясните расстановку знаков препинания в 6-ом предложении (чем осложнено простое предложение, какие знаки препинания между однородными сказуемыми) и спишите его в тетрадь.
Задание №5
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Вариант1
Дитя м..е ты чего так испугалась?
Отв..зи меня д..мой красный конь.
За то друзья мы так Отчизну любим.
Вариант 2
Я люблю тебя ж..знь!
Спой светик не стыдись.
Капли ж..мчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах з..лотых!
Задание №5
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Вариант1
Дитя м..е ты чего так испугалась?
Отв..зи меня д..мой красный конь.
За то друзья мы так Отчизну любим.
Вариант 2
Я люблю тебя ж..знь!
Спой светик не стыдись.
Капли ж..мчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах з..лотых!
Задание №5
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Вариант1
Дитя м..е ты чего так испугалась?
Отв..зи меня д..мой красный конь.
За то друзья мы так Отчизну любим.
Вариант 2
Я люблю тебя ж..знь!
Спой светик не стыдись.
Капли ж..мчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах з..лотых!
10