Оборудование экспериментального уголка
В старшем дошкольном возрасте работа педагога направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Мы учим детей активно использовать результаты исследовательской деятельности на практике и дополняем, конкретизируем знания детей о природе, свойствах воздуха, предметах, агрегатных состояниях воды, животных, растениях и т.д. Немаловажную роль играет оборудование экспериментального уголка, его доступность и безопасность.
Уголок экспериментирования в старшей группе
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). В период проявления детьми активного исследовательского интереса, педагог организовывает эксперименты, опыты и разнообразные фокусы. Все знания ребёнок может закрепить в экспериментальном уголке. Что же в нём должно быть? Давайте разберемся.
Оборудование экспериментального уголка
Разнообразные баночки, мисочки, стаканчики разных размеров, ёмкости для воды и т.д. (не забывайте о технике безопасности — никаких стеклянных баночек и стаканчиков). Если вы решили знакомить детей со свойствами стекла — под вашим присмотром, то не храните его в уголке экспериментирования.
Баночки с песком, глиной, торфом, разнообразными крупами, плодами, камушками и ракушками. Всё, что интересует детей в данный момент. На крышках банок можно нарисовать символы, придуманные детьми для обозначения материала.
Коллекция разных видов бумаги и ткани.
Разные магниты и железные предметы.
Фонарики разных форм и размеров.
Увеличительные стекла разных размеров (их должно хватить на каждого участника эксперимента).
Бросовый материал: коробочки, проволока, крышки, пробки, перья и т.д. Пищевые красители.
Пипетки, клизмы, термометры для воды, электронные термометры для тела. Шприцы без игл, трубочки, деревянные палочки, мерные ложки.
Воздушные шарики, ленточки и т.д для определения направления ветра.
Мука, подсолнечное масло, соль, сахар, сито, воронки.
Формочки для льда.
Наборы полотенец, клеёнчатых фартуков, косынок, салфеток бумажных и фланелевых, а также клеёнок для стола или одноразовых скатертей.
Схемы, таблицы и алгоритмы выполнения опытов.
Журнал зарисовок опытов детьми.
Литература и энциклопедии по теме.
Различные часы (песочные на разное время), календари, секундомер и компас.
Водяные и песочные мельницы, весы, микроскоп, бинокль.
Набор различных зеркал (каждое в своей коробочке).
И всякие разные предметы, необходимые для проведения конкретных опытов. Не забывайте о сменяемости оборудования в уголке. Если вы изучаете свойства магнита, то в уголке представлены материалы для игр и экспериментов с магнитами. Другие материалы на время можно убрать. Не оставляйте вопросы детей без ответов, старайтесь вместе выяснить что, как и почему происходит. Устраивайте недели науки как минимум 2 раза в год. Возможно вам пригодится планирование тематических недель «Зимняя лаборатория» и «Научные открытия» для старших дошкольников.